В настоящее время английский язык является основным языком международного общения. Из моих поездок с родителями заграницу я сделал вывод, что английский язык понимают в большинстве стран мира. Не зная английский, крайне сложно обратиться к кому-то с просьбой, что-то узнать, купить понравившуюся вещь. Одними из первых слов, которые мне пришлось выучить, отдыхая в Турции, были: «Здравствуйте!" «Мне яблочный сок, пожалуйста» «Спасибо». Другого выхода у меня не было: бармен отказывался понимать русский язык, а пить очень хотелось. Когда яблочный сок мне надоел, пришлось выучить «минеральная вода», «холодный чай», «апельсиновый сок» и, конечно, «мороженное». Жаль, что мы скоро уехали, а то бы я выучил всю вкусную часть меню. Вывод: потребности в еде и иноязычная среда являются благоприятными факторами, побуждающими выучить иностранный язык.
Мое первое серьезное занятие английским языком состоялось в подготовительном классе. Серьезное потому, что мы начали заниматься с учителем по учебнику. Хотя учебник был очень ярким и красочным, а занятия больше напоминали игру, чем настоящий урок. За этот год мне удалось выучить буквы, несколько слов, устный счет до 10, несколько стихов и песенок. Буквы дались не сразу. Почти каждый день мы повторяли алфавит дома и в классе, по прядку и не по порядку. Писали буквенные диктанты на листочках. Выкладывали сложные буквы из разных мелких предметов: макарон, пуговиц, скрепок, деталей от конструктора Лего, вырезали их из бумаги и картона. Разумеется, прописывали прописи. Из всех прописей мне понравились те, что содержали новое слово, начинавшееся на изучаемую букву, картинку для раскрашивания с этим предметом, образец написания буквы и две-три строчки с ее пунктирным изображением и пунктирным написанием слова. После того, как ты несколько раз обвел букву или слово по пунктирам, его гораздо легче написать аккуратно и правильно. А вот с буквой «I» вышел забавный случай. На ее страничке был нарисован утюг и написано слово «iron», из чего я сделал вывод, что герой американских фильмов «iron-man» это «человек-утюг», а не «железный человек».
Однажды первоклассникам дали интересное задание: посвятить целую страницу А3 любимой букве. Я подумал, что его можно применить и к английскому языку. Для выполнения этого задания следует выбрать букву из английского алфавита, красиво оформить большую и маленькую букву (нарисовать, сделать аппликацию, выложить из чего-то на листе бумаги), приклеить картинки с предметами, названия которых на нее начинаются, написать эти слова, ну и желательно их выучить. А еще мне запомнились игры «Угадай букву». Было два варианта этой игры. Сосед по парте либо писал букву в воздухе, а я должен был ее угадать, либо пальцем у меня на спине, потом я загадывал ему буквы. Получилось смешно и весело, хотя спиной угадывать английские буквы сложно.
В первом классе мы еще раз повторили алфавит, выучили больше новых слов по темам семья, продукты, животные, дом, игры. Мы их учили не только устно, но и письменно, параллельно осваивая правила чтения. Какие же они сложные! Хотя сейчас я понимаю, что мы начали с самых простых правил и слов, но тогда они давались мне с огромным трудом. Особенно я враждовал с двумя буквами: b и d. Я их и прописывал, и рисовал, но при чтении упорно путал и всегда вместо одной читал другую. Учительница сказала мне, что это весьма распространенная ошибка. Но вскоре мы нашли способ. Я нарисовал большую и маленькую букву D d на альбомном листе бумаги и приклеил этот лист скотчем на дверь моей комнаты. Моя кровать стоит напротив. Просыпаясь каждое утро, я говорил: «Доброе утро дверь!" — и смотрел на лист с буквами. Вечером, ложась спать, я также прощался с буквой D d. Потом я стал говорить эти фразы по-английски: «Good morning, my door!". Через какое-то время я понял, что эта вредная буква D d намертво отпечаталась у меня в голове, и я перестал их путать.
В конце первого класса мы начали учить большинство английских слов письменно. Это работа продолжилась и во втором классе. Работа, потому что это сложно. У меня есть несколько способов выучить новые слова. Первый и самый простой — я прописываю новое слово несколько строчек. Если слово короткое (до 5 букв) — я прописываю его 3 строчки, если среднее (до 8 букв) — 4 строчки, длинные слова или словосочетания — по 5 строчек. Каждый раз я обязательно проговариваю вслух это слово. Но таким способом мне удается выучить далеко не все слова. Тогда я перехожу к способу «Гармошка»: обычный тетрадный листок складывается несколько раз в виде гармошки. На крайней полосочке в столбик пишутся новые слова, а на соседней их перевод. Затем я закрываю полоску с английскими словами, и, глядя только в русский перевод, самостоятельно пишу слова в третьей полоске. Потом я разворачиваю листок и сверяю, исправляю ошибки. Если ошибок много, я снова сворачиваю листок так, чтобы было видно только русские слова и заполняю следующую свободную полоску. Если слово два раза написано правильно, я его вычеркиваю. Работа завершена, когда вычеркнуто последнее слово. Еще дома можно использовать метод карточек. Следует написать слова на карточках с одной стороны на английском, а с другой — на русском языке. Можно написать новые слова на маленьких листочках-стикерах и развесить их по дому. У меня дома на парте есть удобные металлические скобки. Я натянул на них веревку и вешаю новые слова на листочках, цепляя их на скрепки, как на крючки. Таким образом, новое слово постоянно висит перед глазами. Листочек можно вертеть, если забыл русское или английское значение. По мере выучивания, я снимаю и обновляю листочки. Маме это напоминает развешенное для просушки белье.
Важной темой в первом классе считается счет до 10 и названия цветов. Что бы их лучше запомнить мы сами сделали небольшие плакаты-шпаргалки. Лист А4 мы разлиновали, на каждой строчке написали название цвета соответствующим фломастером и приклеили кусочек чего-нибудь такого же цвета (бархатной, гофрированной бумаги для аппликаций, тряпочный лоскутик, цветной поролон, мягкая пенка для творчества и т. д.) С цифрами сделали так же: прописали по одной строчки фломастером и сами цифры наклеили из оригинальных подручных материалов. Можно даже использовать фантики от конфет. Все, что делается творчески и своими руками, гораздо лучше запоминается.
Очень полезными и занимательными я считаю задания: разгадай кроссворд. Таких упражнений много и в нашем учебнике, и в рабочей тетради, и в дополнительных пособиях. Кроме того, кроссворд можно составить и самому, а потом загадать его одноклассникам. К этой же категории упражнений я отношу следующие: «цепочка», «квадратик» и «спираль». В них заложен один и тот же принцип, разница лишь в оформлении. Учащимся необходимо убрать лишние буквы и найти слова по заданной теме. Например, когда мы проходили тему «Моя семья» нам было предложено найти в следующей цепочке 8 английских слов, обозначающих членов семьи: mumqxdadfsgsisterotybrothermpfsonxzdaughterqwergrandfatherigrandmotherasy. У меня получилось: mum / мама, dad / папа, sister / сестра, brother / брат, son / сын, daughter / дочь, grandfather / дедушка, grandmother / бабушка. Это задание можно усложнить, выполняя его на время или в форме соревнований: «Кто первый и правильно — тому 5". Буквенную последовательность можно записать в строчку или представить в виде квадрата или спирали. Задание «Квадрат» — сложнее, так как слово ломается в нескольких направлениях.
Еще я люблю упражнения из серии «Исправь ошибку». Чужие ошибки всегда легче находятся и можно представить себя в роли учителя. Но чтобы чужую ошибку найти и исправить, надо самому хорошо знать слова, поэтому такое упражнение лучше использовать на завершающей стадии изучения темы. У нас хорошо получалось упражнение «Путаница»: карточки с буквами или просто буквы на доске (листке) написаны в неправильном порядке, но лишних букв нет. От ученика требовалось восстановить верный порядок слов и получить английское слово по изучаемой теме. Например, по теме «Животные или зоопарк» были такие сочетания букв, которые следовало трансформировать в слова и перевести: kucd (duck) утка, ofx (fox) лиса, eabr (bear) медведь, faferig (giraffe) жираф, onmkye (monkey) обезьяна, cwo (cow) корова, osume (mouse) мышь, reha (hare) заяц. Достаточно полезно делать упражнения под названием заполни пропуски. Существует несколько вариантов. Например, требуется заполнить пропуски в словах: fa...y /family — семья, fa...r /father — отец, s...er /sister — сестра, da.....r /daughter — дочь, gr....on /grandson — внук. Количество точек соответствует количеству пропущенных букв. Второй вариант сложнее: требуется вписать новые, подходящие по смыслу слова в предложения. Или заменить картинки на слова.
Почти все лето в машине мы слушали диск «Английский язык с клоуном Плюхом». Это маленькие песенки, которые прекрасно подходят для тех, кто только начал изучать английский язык. Перед каждой песней автор называет от 1 до 4 английских слов, которые следует выучить. Далее поется короткая, смешная песенка на русском языке, но эти слова звучат в ней на английском. Например: «Подарили куклу (doll), кукла маленькая (small) и еще большую (big). Ах, какой прекрасный миг!". Из этой песенки я выучил сразу три нужных слова: кукла — doll, большой — big, маленький — small. Так за лето, смеясь и дурачась, я выучил примерно 50 новых слов, а это не мало. Никаких особых усилий я не прилагал, скорее весело проводил время, распевая песни в машине.
Но слова надо не только уметь писать, но и обязательно говорить. Здесь хорошо подходят лото или другие познавательные игры с карточками. Дома мы любим играть в такую игру: берется 30 карточек по 6 карточек по 5 темам. Например, темы — транспорт, посуда, животные, семья, игрушки. По каждой теме есть 6 карточек. Например, по теме транспорт есть: машина, автобус, самолет, поезд, пароход, метро. Карточки перемешиваются и раздаются игрокам по 7 штук. Дальше необходимо меняться карточками так, чтобы собрать все 6 штук по одной теме. Кому это удается, записывает себе одно очко. Чтобы поменяться карточками надо задать несколько вопросов: «У тебя есть что-то из транспорта? Можешь мне дать что-то из посуды? У меня есть заяц, а что ты можешь мне дать?" («Do you have anything from the transport? Can you give me something from the dishes? I have a rabbit, and what can you give me?") Сначала мы называли только предметы (эти слова написаны на карточках по-русски и по-английски), потом все переговоры постепенно перешли исключительно на английский язык.
С огромным трудом у меня получалось учить диалоги на английском языке наизусть. Даже самые маленькие из 4–6 реплик удавалось выучить далеко не сразу. Сначала я не понимал важность этого упражнения, но потом к нам в школу приехала иностранная делегация. Гости говорили только на английском языке. Мне очень хотелось с ними пообщаться. И тут, к моему огромному удивлению, у меня в голове начали всплывать фразы из выученных диалогов. Я неожиданно для себя смог поговорить с иностранцем, представиться, немного рассказать о себе, поинтересоваться, как его зовут, сколько ему лет, что он любит или не любит, нравиться ли ему в нашей школе. Только тогда я понял, насколько важно и полезно учить маленькие диалоги наизусть. Получается, что это активный словарик готовых фраз на самые нужные темы. Теперь я выполняю это задание с большей хотой, и, кажется, мне стало легче с ними справляться.
Сейчас я заканчиваю 2 класс. Мне еще многое предстоит выучить и узнать. Я только начал изучать английский язык, но главное, что он мне нравится, и я понимаю, что в современной жизни он очень нужен. А еще хорошо, что его можно учить интересно, увлекательно и в игровой форме.
Литература:
- Учебник и рабочая тетрадь «First friends» издательства OXFORD university press 2014г.
- Учебник «Английский язык» 2 класс И. Н. Верещагина, Т. А. Притыкина Москва «Просвещение» 2013г.
- Серия обучающих раскрасок «Английский с пеленок»издательства РИПОЛ классик 2014г.
- Серия обучающих блокнотов «Умный блокнот/ Activity Pad» издательство Airis press 2016г.
- Английский язык. Прописи. Двинина Л. В. Издательство Оникс-Лит. 2015г.
- Диск «Английский язык с клоуном Плюхом» 2010г.
- Игра-лото «Английский малышам» Бурдина С. В. 2004 г.