Статья содержит научные результаты участия автора в Конкурсе проектов по представлению бюджета для граждан 2016 года, организуемого Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации при поддержке Министерства финансов Российской Федерации и Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации (Открытого Правительства).
Согласно Закону города Москвы от 23.11.2016 г. № 42 «О бюджете города Москвы на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов», основные показатели бюджета представлены следующим образом:
− в 2017 г. доходы составят 1758,6 млрд. руб., расходы — 1976,5 млрд. руб.;
− в 2018 г. доходы возрастут на 4,9 % и составят 1845,4 млрд. руб., расходы, напротив, снизятся — на 2,2 % и составят 1934,0 млрд. руб.;
− в 2019 г. продолжится положительная динамика: увеличение доходов на 5,1 % (1939,9 млрд. руб.) и расходов на 0,8 % (1949,6 млрд. руб.) [1].
Таким образом, на среднесрочную перспективу бюджет свёрстан с дефицитом в объёме 217,9 млрд. руб., 88,6 млрд. руб., 9,7 млрд. руб. в 2017–2019 гг., соответственно.
Рассмотрим по отдельности основные параметры бюджета на ближайшие три года.
По данным Департамента финансов города Москвы, в 2017 г. планируемые доходы бюджета почти на 90 % (1576,4 млрд. руб.) будут состоять из налоговых поступлений, соответственно, 182,2 млрд. руб. — это неналоговые доходы. В налоговых доходах преобладают поступления по налогу на доходы физических лиц (787,3 млрд. руб.), в неналоговых доходах около 66 % составят доходы от использования городского имущества (120,4 млрд. руб.) [6]. На 2018–2019 гг. структура преимущественно не меняется.
Наиболее развитые отрасли города, приносящие больше половины всех поступлений от налогов в первом полугодии текущего года по сравнению с остальными — это оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (22,4 % поступлений в бюджет), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (21,3 %), а также финансовая деятельность (14,5 %).
Что касается расходов бюджета, то на среднесрочную перспективу траты расписаны приблизительно в одинаковых пропорциях по годам. Наибольшие расходы занимают такие государственные программы, как «Развитие транспортной системы» и «Социальная поддержка жителей города Москвы» — около 23 % и 22 %, соответственно, от программных расходов, в абсолютном выражении это 434,5 млрд. руб. и 391,2 млрд. руб. Далее идут программы «Столичное образование» (15,1 %), «Столичное здравоохранение» (12,7 %) и «Жилище» (5,6 %). По направлениям самые значительные расходы осуществляются по статьям — «Национальная экономика» (28,0 %), «Социальная политика» (16,5 %), «ЖКХ» (15,3 %) и «Образование» (14,3 %).
Далее рассмотрим источники финансирования дефицита бюджета столицы. Самым значительным по объему источником за рассматриваемый период являются остатки бюджетных средств — 216,9 млрд. руб. Менее значительным по объему источником финансирования дефицита бюджета г. Москвы будет выступать привлечение заемных средств в размере 25,7 млрд. руб.
Неотъемлемым показателем бюджета является и государственный долг. По состоянию на 1 сентября 2015 года государственный долг города Москвы составлял 143,5 млрд. руб. В структуре долга 66 % представлено государственными облигациями, 19 % кредитами и 15 % бюджетными кредитами. Стоит отметить, что 21 % долга выражено в иностранной валюте (евро).
В соответствии с Законом города Москвы от 06.11.2002 № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве», межбюджетные отношения город Москва как субъект РФ выстраивает с 146 муниципальными образованиями, в числе которых 125 муниципальных округов, 2 городских округа и 19 поселений [3]. За анализируемый период предусмотрены дотации бюджетам внутригородских муниципальных образований в объёме 200 млн. руб. ежегодно, предоставляемые в случае необходимости обеспечения сбалансированности бюджетов внутригородских муниципальных образований. Также бюджетом предусмотрены субсидии на выравнивание обеспеченности внутригородских муниципальных образований по реализации ими их отдельных расходных обязательств в размере 200 млн. руб. ежегодно. Кроме того, на 2017–2019 гг. как форма поддержки муниципальных образований в бюджете города были предусмотрены бюджетные кредиты в размере 100 млн. руб. ежегодно.
Отдельного рассмотрения заслуживает адресная инвестиционная программа (АИП) города Москвы на период 2016–2019 гг. На реализацию данной программы запланированы бюджетные ассигнования в общем объёме в 1865,1 млрд. руб., в том числе 484,1 млрд. руб. в 2017 г., 477,6 млрд. руб. в 2018 г. и 463,2 млрд. руб. в 2019 г. [5]. Инвестиции преимущественно осуществляются для реализации мероприятий по следующим программам: «Развитие транспортной системы», «Жилище» и «Развитие коммунально-инженерной инфраструктуры и энергосбережение» (в совокупности около 85 % от общего объёма).
В целом бюджетная политика города Москвы в 2017 году и плановом периоде 2018–2019 годов будет реализовываться по следующим направлениям:
− обеспечение устойчивости и стабильности бюджетной системы города Москвы;
− безусловное выполнение действующих и принимаемых обязательств;
− социальная направленность бюджета;
− сохранение высокой доли бюджета развития.
− совершенствование межбюджетных отношений с внутригородскими муниципальными образованиями в городе Москве;
− обеспечение прозрачности и открытости бюджетного процесса.
Литература:
- Закон города Москвы от 23.11.2016 г. № 42 «О бюджете города Москвы на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов».
- Закон города Москвы от 10 сентября 2008 г. № 39 «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве».
- Закон города Москвы от 06.11.2002 № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве».
- Постановление Правительства Москвы от 17.12.2013 № 853-ПП «Об утверждении порядков предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета города Москвы бюджетам внутригородских муниципальных образований».
- Постановление Правительства Москвы от 11.10.2016 года № 665-ПП «Об Адресной инвестиционной программе города Москвы на 2016–2019 годы».
- Открытый бюджет города Москвы. Режим доступа: http://budget.mos.ru/.