Сценический костюм «Тэтим» | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №3 (12) июнь 2017 г.

Дата публикации: 11.09.2017

Статья просмотрена: 187 раз

Библиографическое описание:

Платонова, М. А. Сценический костюм «Тэтим» / М. А. Платонова, З. С. Малгарова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 3.2 (12.2). — С. 90-93. — URL: https://moluch.ru/young/archive/12/930/ (дата обращения: 19.12.2024).



Вещи, окружающие нас, имеют свою многовековую историю. Они могут многое рассказать о своих создателях и владельцах, о нравах, обычаях и традициях других культур и эпох. Это замечательные свидетельства жизни прошлого, позволяющие увидеть время собственными глазами и даже потрогать его руками. Одной из важнейших составляющих быта всегда была одежда. Народный костюм служил наиболее ярким определителем национальной принадлежности человека. В костюме воплощались художественно-эстетические идеалы, находил отражение духовный мир людей. Традиционный праздничный наряд являлся непременным атрибутом обрядов и торжественных церемоний.

Прежде чем создать эскиз модели, модельеру нужно ознакомиться с законами композиции костюма и знать традиции народной одежды. В настоящее время якутскую одежду в современном развитии исследователь народной одежды, кандидат исторических наук Р.С Гаврильева различает на три основных направления: 1. Тип традиционной одежды, предназначенный функционально для обрядовых целей. 2. Модельная одежда – создание современной национальной одежды, с использованием элементов узора, фасона, цвета народной одежды, но придерживаясь требований моды. 3. Сценическая одежда – костюмы для фольклорных и танцевальных коллективов.

В нашей школе, как во многих других образовательных учреждениях существует фольклорная группа: замечательные девочки с потрясающими музыкальными данными. Они участвуют во всех школьных мероприятиях, районных конкурсах. Выступая сольно, они не сталкиваются с проблемами внешнего вида: причёска, красивое платье, модельные туфельки. Но для фольклорной группы нужен сценический костюм, где все выглядели бы эстетично и едино.

В марте состоялся районный ежегодный конкурс «Надежды Олёкмы» и я приступила к реализации проекта – необходимо было придумать и изготовить костюмы для участниц конкурса с элементами декора с национальным колоритом. Сшила костюм для сестренки, заодно придумала всем модель.

Актуальность проекта: Необходимость создания образца костюма для фольклорной группы, участницы районного конкурса «Надежда Олёкмы». Сохранение и изучение традиций народа Саха применение этих знаний на практике.

Цель проекта: создание сценического костюма с национальным колоритом для солиста школьной фольклорной группы.

Задачи: изучить официальные, научные, литературные источники информации по теме проекта; изучить историю традиционного декоративно- прикладного творчества, орнаменты, значение цветов; обобщить теоретические знания, навыки и умения, полученные на уроках «Технология», для создания швейного изделия, применить полученные знания на практике; спроектировать и изготовить дополнительные элементы костюма ( наколенник – сутуруо, манжеты – бөҕөх, головной пояс – бастына).

Новизна проекта заключается в совмещении современного костюма и якутской национальной одежды. Изготовление элементов с национальным колоритом, подчёркивающих индивидуальность костюма участника конкурса.

Гипотеза: если создать стиль единой концертной формы для участников выступлений и конкурсов с элементами национального колорита, то единый стиль в одежде объединит конкурсантов достижении цели конкурса.

Объектом исследования выступает традиционная якутская одежда.

Научный предмет исследования: использование принципов построения традиционной одежды в дизайн – проектировании современного костюма.

Метод исследования: изучение литературы, применение на практике техники шитья.

Моё будущее изделие должно быть: современным, оригинальным, нарядным; дополнено элементами национального колорита; соответствовать направлению современной моды; подчеркивать фигуру и индивидуальность.

А также соответствовать основным требованиям, предъявляемым к одежде.

Гигиеническим. Вещи должны обеспечивать нормальную жизнедеятельность человеческого организма. Изделие должно быть легким, достаточно свободным и удобным.

Эксплуатационным. Эксплуатационным требованием является продолжительность срока носки одежды.

Эстетическим. Они состоят в том, что вещь должна быть красивой и современной. При создании одежды мне нужно учитывать возраст, особенности телосложения и внешности человека.

Описание костюма

Жилет, приталенный с рельефом, с V – образным вырезом, с баской, застёжка на пуговицах. Имеет на плече декоративную вставку в виде крыльев. По краям и линиями рельефа и талии обработаны тесьмой и пайетками. Вокруг талии пришита тесьмой и украшена меховыми помпонами. На спине имеет якутский орнамент.

Шорты (сыалдьа) прямые, на резинке, низ обшит тесьмой и металлическими заклепками. Застежка манжета (бөҕөх) и наколенника (сутуруо) на шнурке, украшена орнаментом, тесьмой и бисером.

Выбор силуэта для жилета

Что такое «силуэт»? Силуэт – это плоскостное, контурное изображение объемных форм одежды. Именно в силуэте отражается направление моды. По силуэту можно разделить на прямые, расширенные и приталенные.

Конструирование – это построение чертежа выкройки изделия. Моя модель состоит из жилета и шорта. Ширина шорта рассчитывается по обхвату бедер. Для того чтобы построить чертежи а затем выполнить выкройки, необходимо правильно снять соответствующие мерки. Для определения размера изделия необходима мерка: С r II.-35

Моделирование жилета

Моделирование – это процесс изменения чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью. Термин "моделирование" происходит от слова "модель", то есть образец, создаваемый художниками, модельерами и конструкторами.

Изменение в жилете нанесение конструктивных линий.

На основе чертежа можно смоделировать огромное количество силуэтов: приталенных, полуприталенных, прямых или расширенных; длинных и коротких, с кокетками сзади и спереди, с разрезами и складками различной формы. Построение чертежа жилета выполнялось таким образом, что были получены чертежи сразу двух частей: переднего и заднего полотнищ. Для моделирования эти части нужно разделить (разрезать), поскольку моделируется каждая часть в отдельности.

Моделирование жилета:

Перевела переднее полотнище жилета на кальку и выполнила его в разворот. Для того чтобы перевести нагрудную выточку на пройму и соединила в фасонные линии – рельеф.

Мерки для построения основы жилета

Различные силуэты жилетов получают на основе базового чертежа путём моделирования, а степень облегания изделия по фигуре зависит от прибавок к меркам. Необходимые мерки для построения конструкции жилета:

- Сб (полуобхват бёдер) =33 см.

- Оп (обхват плеча)= 21 см

- Дп (длина плеча) = 9 см

- Ди (длина изделия) = 45 см

Прибавки:

Пб (прибавка к полуобхвату бедра) =3 см.

Поп (прибавка к обхвату плеча) =7 см.

Технологические операции.

Технологическая последовательность обработки.

1. Разработка модели. Эскиз.

2. Снятие мерок.

3. Построение чертежа основы шорта и жилета.

4. Моделирование чертежа основы шорта и жилета.

5. Подготовка выкройки к раскрою.

6. Подготовка ткани к раскрою:

- раскладка лекал на лоскутках кожи;

- обмеловка лекал;

- откладывание припусков на швы;

- раскрой изделий.

7. Подготовка изделия к примерке:

- прокладывание контрольных стежков;

- сметывание вытачек;

- сметывание боковых срезов полотнища шорта;

- сметывание плечевых и боковых швов жилета;

8. Проведение первой примерки:

- устранение недочетов; отметить длину изделия.

9. Обработка изделия после примерки на швейной машине:

- стачивание рельефных швов;

- стачивание плечевых и боковых швов жилета;

- обработка срезов тесьмой и отделочной строчкой;

- стачивание боковых швов полотнищ шорта;

- обработка срезов тесьмой и отделочной строчкой;

10. Обработка срезов шорта и жилета:

- обработать срезы жилета тесьмой

- низ шорта обработать тесьмой

- верхний срез шорта обработать на резинке

13. Оценка готового изделия.

14. Самоконтроль.

10. Результаты работы

11. Пришить готовый орнамент на спине жилета, на манжете и на наколеннике.

12.Украсить меховыми помпонами, пайетками и бисером костюм.

Таблица 1

Расчет полной себестоимости изделия

Наименование затраты

кол-во

Расчет стоимости

1

Кожа для жилета и шорта

1,5 м

2

Отделочная жаккардовая тесьма для костюма

7 м

35р * 7 м =245р

3

Пуговицы

1 шт

30 р

4

Нитки черного цвета

1 шт

20 р

5

Орнамент (большой)

1 шт

50р

6

Орнаменты (маленький)

4 шт

35р*4=140р

7

Бисер

2 упак

50*2=100р

8

Металлические заклепки

10 шт

20*10=200р

9

Пайетки

1 упак

5р * 2 м = 10 р

10

Сутаж

2 м

30*2=60р

11

Мех (чернобурка)

12

Электроэнергия

8 кВт

8кВт*3,83 р = 30,64 р

Итого

885,64р

Потребность в данном изделии очевидна. Себестоимость проекта невелика, и если создавать такие конструкции в группе, то и энергозатраты существенно уменьшатся. Если заказать такой костюм частным мастерицам, то себестоимость костюма обошлось бы два раза дороже моего.

Мне он обошёлся в 885,64 рублей. Мой вариант и выгодней, так как сделала я все своими руками. Так как по принципу «из маленького – большое» и «из старого – новое» я выбрала кожу (натуральная), из старой и вышедшей из моды куртки мамы.

Вывод

В ходе работы над проектом «Сценический костюм «Тэтим» была достигнута основная цель – создан образец единого стиля в одежде фольклорной группы «Чуораанчык» Кыллахской школы.

Для достижения цели были решены следующие задачи: изучила официальные, научные, литературные источники информации по теме проекта; изучила историю традиционного декоративно- прикладного творчества орнаменты, значение цветов; обобщила теоретические знания, навыки и умения, полученные на уроках «Технология», для создания швейного изделия, применила полученные знания на практике; спроектировала и изготовила дополнительные элементы костюма ( наколенник – сутуруо, манжеты- бөҕөх, головной пояс – бастына).

Костюм с элементами национального колорита получилось красивым, стильным и оригинальным и полностью соответствует назначению – для солистки фольклорной группы.

C:\Users\Ольга Викторовна\Desktop\сценический костюм.jpg C:\Users\Ольга Викторовна\Desktop\20161214_213411.jpg

Рис.1. Сценический костюм «Тэтим» с элементами национального колорита

Литература:

  1. Современная якутская одежда /Петрова С.И.; Якут. гос. ун-т им. М.К.Аммосова. Фак. Якут. Филологии и культуры. Каф. Фольклора и нац. Культуры. – Яукутск: Изд-во ДНиСПО МО РС(Я), 2001. -24с.
  2. Өбүгэ Кэрэтин утумнаан…/ С.П. Чоросова. – Дьокуускай: Бичик, 2014 -48 с.( Иис- уус алыба).
  3. Саха ойуута бичигэ = Узоры и орнаменты саха / Мандар Уус; [авт.идеи И.М.Андросов]. -2-е изд., -Якутск: Бичик, 2010-144 с : ил
  4. Ыhыах таҥаhа / З.Д. Понохова. – Дьокуускай : Бичик, 2011. – 44 с.- (Иис-уус алыба).
  5. Өбүгэбит таҥаhын сөргүтэн/ Зинаида Понохова. – Дьокуускай : Бичик , 2006. – 44 с., илл.
Основные термины (генерируются автоматически): национальный колорит, фольклорная группа, сценический костюм, народная одежда, обработка срезов, жилет, тесьма, головной пояс, единый стиль, отделочная строчка.


Задать вопрос