Вещи, окружающие нас, имеют свою многовековую историю. Они могут многое рассказать о своих создателях и владельцах, о нравах, обычаях и традициях других культур и эпох. Это замечательные свидетельства жизни прошлого, позволяющие увидеть время собственными глазами и даже потрогать его руками. Одной из важнейших составляющих быта всегда была одежда. Народный костюм служил наиболее ярким определителем национальной принадлежности человека. В костюме воплощались художественно-эстетические идеалы, находил отражение духовный мир людей. Традиционный праздничный наряд являлся непременным атрибутом обрядов и торжественных церемоний.
Прежде чем создать эскиз модели, модельеру нужно ознакомиться с законами композиции костюма и знать традиции народной одежды. В настоящее время якутскую одежду в современном развитии исследователь народной одежды, кандидат исторических наук Р.С Гаврильева различает на три основных направления: 1. Тип традиционной одежды, предназначенный функционально для обрядовых целей. 2. Модельная одежда – создание современной национальной одежды, с использованием элементов узора, фасона, цвета народной одежды, но придерживаясь требований моды. 3. Сценическая одежда – костюмы для фольклорных и танцевальных коллективов.
В нашей школе, как во многих других образовательных учреждениях существует фольклорная группа: замечательные девочки с потрясающими музыкальными данными. Они участвуют во всех школьных мероприятиях, районных конкурсах. Выступая сольно, они не сталкиваются с проблемами внешнего вида: причёска, красивое платье, модельные туфельки. Но для фольклорной группы нужен сценический костюм, где все выглядели бы эстетично и едино.
В марте состоялся районный ежегодный конкурс «Надежды Олёкмы» и я приступила к реализации проекта – необходимо было придумать и изготовить костюмы для участниц конкурса с элементами декора с национальным колоритом. Сшила костюм для сестренки, заодно придумала всем модель.
Актуальность проекта: Необходимость создания образца костюма для фольклорной группы, участницы районного конкурса «Надежда Олёкмы». Сохранение и изучение традиций народа Саха применение этих знаний на практике.
Цель проекта: создание сценического костюма с национальным колоритом для солиста школьной фольклорной группы.
Задачи: изучить официальные, научные, литературные источники информации по теме проекта; изучить историю традиционного декоративно- прикладного творчества, орнаменты, значение цветов; обобщить теоретические знания, навыки и умения, полученные на уроках «Технология», для создания швейного изделия, применить полученные знания на практике; спроектировать и изготовить дополнительные элементы костюма ( наколенник – сутуруо, манжеты – бөҕөх, головной пояс – бастына).
Новизна проекта заключается в совмещении современного костюма и якутской национальной одежды. Изготовление элементов с национальным колоритом, подчёркивающих индивидуальность костюма участника конкурса.
Гипотеза: если создать стиль единой концертной формы для участников выступлений и конкурсов с элементами национального колорита, то единый стиль в одежде объединит конкурсантов достижении цели конкурса.
Объектом исследования выступает традиционная якутская одежда.
Научный предмет исследования: использование принципов построения традиционной одежды в дизайн – проектировании современного костюма.
Метод исследования: изучение литературы, применение на практике техники шитья.
Моё будущее изделие должно быть: современным, оригинальным, нарядным; дополнено элементами национального колорита; соответствовать направлению современной моды; подчеркивать фигуру и индивидуальность.
А также соответствовать основным требованиям, предъявляемым к одежде.
Гигиеническим. Вещи должны обеспечивать нормальную жизнедеятельность человеческого организма. Изделие должно быть легким, достаточно свободным и удобным.
Эксплуатационным. Эксплуатационным требованием является продолжительность срока носки одежды.
Эстетическим. Они состоят в том, что вещь должна быть красивой и современной. При создании одежды мне нужно учитывать возраст, особенности телосложения и внешности человека.
Описание костюма
Жилет, приталенный с рельефом, с V – образным вырезом, с баской, застёжка на пуговицах. Имеет на плече декоративную вставку в виде крыльев. По краям и линиями рельефа и талии обработаны тесьмой и пайетками. Вокруг талии пришита тесьмой и украшена меховыми помпонами. На спине имеет якутский орнамент.
Шорты (сыалдьа) прямые, на резинке, низ обшит тесьмой и металлическими заклепками. Застежка манжета (бөҕөх) и наколенника (сутуруо) на шнурке, украшена орнаментом, тесьмой и бисером.
Выбор силуэта для жилета
Что такое «силуэт»? Силуэт – это плоскостное, контурное изображение объемных форм одежды. Именно в силуэте отражается направление моды. По силуэту можно разделить на прямые, расширенные и приталенные.
Конструирование – это построение чертежа выкройки изделия. Моя модель состоит из жилета и шорта. Ширина шорта рассчитывается по обхвату бедер. Для того чтобы построить чертежи а затем выполнить выкройки, необходимо правильно снять соответствующие мерки. Для определения размера изделия необходима мерка: С r II.-35
Моделирование жилета
Моделирование – это процесс изменения чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью. Термин "моделирование" происходит от слова "модель", то есть образец, создаваемый художниками, модельерами и конструкторами.
Изменение в жилете нанесение конструктивных линий.
На основе чертежа можно смоделировать огромное количество силуэтов: приталенных, полуприталенных, прямых или расширенных; длинных и коротких, с кокетками сзади и спереди, с разрезами и складками различной формы. Построение чертежа жилета выполнялось таким образом, что были получены чертежи сразу двух частей: переднего и заднего полотнищ. Для моделирования эти части нужно разделить (разрезать), поскольку моделируется каждая часть в отдельности.
Моделирование жилета:
Перевела переднее полотнище жилета на кальку и выполнила его в разворот. Для того чтобы перевести нагрудную выточку на пройму и соединила в фасонные линии – рельеф.
Мерки для построения основы жилета
Различные силуэты жилетов получают на основе базового чертежа путём моделирования, а степень облегания изделия по фигуре зависит от прибавок к меркам. Необходимые мерки для построения конструкции жилета:
- Сб (полуобхват бёдер) =33 см.
- Оп (обхват плеча)= 21 см
- Дп (длина плеча) = 9 см
- Ди (длина изделия) = 45 см
Прибавки:
Пб (прибавка к полуобхвату бедра) =3 см.
Поп (прибавка к обхвату плеча) =7 см.
Технологические операции.
Технологическая последовательность обработки.
1. Разработка модели. Эскиз.
2. Снятие мерок.
3. Построение чертежа основы шорта и жилета.
4. Моделирование чертежа основы шорта и жилета.
5. Подготовка выкройки к раскрою.
6. Подготовка ткани к раскрою:
- раскладка лекал на лоскутках кожи;
- обмеловка лекал;
- откладывание припусков на швы;
- раскрой изделий.
7. Подготовка изделия к примерке:
- прокладывание контрольных стежков;
- сметывание вытачек;
- сметывание боковых срезов полотнища шорта;
- сметывание плечевых и боковых швов жилета;
8. Проведение первой примерки:
- устранение недочетов; отметить длину изделия.
9. Обработка изделия после примерки на швейной машине:
- стачивание рельефных швов;
- стачивание плечевых и боковых швов жилета;
- обработка срезов тесьмой и отделочной строчкой;
- стачивание боковых швов полотнищ шорта;
- обработка срезов тесьмой и отделочной строчкой;
10. Обработка срезов шорта и жилета:
- обработать срезы жилета тесьмой
- низ шорта обработать тесьмой
- верхний срез шорта обработать на резинке
13. Оценка готового изделия.
14. Самоконтроль.
10. Результаты работы
11. Пришить готовый орнамент на спине жилета, на манжете и на наколеннике.
12.Украсить меховыми помпонами, пайетками и бисером костюм.
Таблица 1
Расчет полной себестоимости изделия
№ |
Наименование затраты |
кол-во |
Расчет стоимости |
1 |
Кожа для жилета и шорта |
1,5 м |
|
2 |
Отделочная жаккардовая тесьма для костюма |
7 м |
35р * 7 м =245р |
3 |
Пуговицы |
1 шт |
30 р |
4 |
Нитки черного цвета |
1 шт |
20 р |
5 |
Орнамент (большой) |
1 шт |
50р |
6 |
Орнаменты (маленький) |
4 шт |
35р*4=140р |
7 |
Бисер |
2 упак |
50*2=100р |
8 |
Металлические заклепки |
10 шт |
20*10=200р |
9 |
Пайетки |
1 упак |
5р * 2 м = 10 р |
10 |
Сутаж |
2 м |
30*2=60р |
11 |
Мех (чернобурка) |
||
12 |
Электроэнергия |
8 кВт |
8кВт*3,83 р = 30,64 р |
Итого |
885,64р |
||
Потребность в данном изделии очевидна. Себестоимость проекта невелика, и если создавать такие конструкции в группе, то и энергозатраты существенно уменьшатся. Если заказать такой костюм частным мастерицам, то себестоимость костюма обошлось бы два раза дороже моего.
Мне он обошёлся в 885,64 рублей. Мой вариант и выгодней, так как сделала я все своими руками. Так как по принципу «из маленького – большое» и «из старого – новое» я выбрала кожу (натуральная), из старой и вышедшей из моды куртки мамы.
Вывод
В ходе работы над проектом «Сценический костюм «Тэтим» была достигнута основная цель – создан образец единого стиля в одежде фольклорной группы «Чуораанчык» Кыллахской школы.
Для достижения цели были решены следующие задачи: изучила официальные, научные, литературные источники информации по теме проекта; изучила историю традиционного декоративно- прикладного творчества орнаменты, значение цветов; обобщила теоретические знания, навыки и умения, полученные на уроках «Технология», для создания швейного изделия, применила полученные знания на практике; спроектировала и изготовила дополнительные элементы костюма ( наколенник – сутуруо, манжеты- бөҕөх, головной пояс – бастына).
Костюм с элементами национального колорита получилось красивым, стильным и оригинальным и полностью соответствует назначению – для солистки фольклорной группы.
Рис.1. Сценический костюм «Тэтим» с элементами национального колорита
Литература:
- Современная якутская одежда /Петрова С.И.; Якут. гос. ун-т им. М.К.Аммосова. Фак. Якут. Филологии и культуры. Каф. Фольклора и нац. Культуры. – Яукутск: Изд-во ДНиСПО МО РС(Я), 2001. -24с.
- Өбүгэ Кэрэтин утумнаан…/ С.П. Чоросова. – Дьокуускай: Бичик, 2014 -48 с.( Иис- уус алыба).
- Саха ойуута бичигэ = Узоры и орнаменты саха / Мандар Уус; [авт.идеи И.М.Андросов]. -2-е изд., -Якутск: Бичик, 2010-144 с : ил
- Ыhыах таҥаhа / З.Д. Понохова. – Дьокуускай : Бичик, 2011. – 44 с.- (Иис-уус алыба).
- Өбүгэбит таҥаhын сөргүтэн/ Зинаида Понохова. – Дьокуускай : Бичик , 2006. – 44 с., илл.