Загадка Усть-Токкинского ножа | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №3 (12) июнь 2017 г.

Дата публикации: 11.09.2017

Статья просмотрена: 87 раз

Библиографическое описание:

Антонов, А. Я. Загадка Усть-Токкинского ножа / А. Я. Антонов, П. Д. Габышев. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 3.2 (12.2). — С. 33-34. — URL: https://moluch.ru/young/archive/12/951/ (дата обращения: 19.12.2024).



 

Наверное, нет такого предмета, которым мы часто пользуемся в повседневном быту как нож, и вряд ли найдется во всей Якутии семьи, в котором нет хотя бы одного якутского ножа. В наши дни якутский нож признан частью национальной культуры народа Саха стал брендом республики, одним из самых известных предметов культуры Якутии, так же, как хомус, алмазы и героический эпос Олонхо.

Как известно в середине 1 тыс. до н.э. племена Якутии перешли к обработке железа и ученые доказали, что становление металлургии железа происходила на базе местной культуры бронзового века и широкое распространение среди автохтонного и пришлого населения Якутии приобрел нож особой формы, известный под названием «якутского» ножа. Его следы можно обнаружить в памятниках бронзового и раннего железного века Якутии.

Специальных работ по изучению феномена как «якутский нож» практически нет, за исключением отдельных научно-популярных статей. Большинство исследователей едины во мнении, что на протяжении тысячелетий отдельные формы ножей существовали, практически не изменяясь. Ножи часто встречаются в материалах археологических, что дает основание утверждать о консервативности формы якутского ножа. За столетия нож не перетерпел никаких различий.

Для успешного решения проблемы необходимо специальное изучение якутского ножа как «феномена» привлекая к исследованию артефактов ранее не опубликованных и обнаруженных в настоящее время.

Некоторым восполнением данной проблемы будем нож с насечками, обнаруженный в Усть-Токко.

Целью данной работы является определить тип и форму ножа и этническую принадлежность и место его в археологической культуре. Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:

        Показать уникальность артефакта и проанализировать памятники бронзового и раннего железного веков и средневековья.

        Рассмотреть типы и разновидности ножей изучаемое время.

        Проанализировать подобные артефакты и выявить этническую принадлежность Усть-Токкинского ножа.

Объектом исследования является памятники раннего железного века и средневековья.

Предметом исследования выступает нож, обнаруженный в Усть –Токко.

Основной метод исследования: сравнительно исторический.

Новизна и практическая значимость исследования. В первую очередь новизна работы заключена в подходе к изучаемому объекту. Здесь рассматривается артефакт как дополнение к памятникам раннего железного века как «якутский нож».

Источники. Работа выполнена на основе изучения научной литературы по археологии, а именно памятники бронзового, раннего и позднего средневековья. В ходе работы использовались опубликованные монографии А.Н. Алексеева Древняя Якутия. Железный век и эпоха средневековья, А.И. Гоголева. Археологические памятники Якутии позднего средневековья XIV-XVIII вв. В.В. Василева.

Летом 2016 года школьная экспедиция в Усть-Токко, в результате вскрытие грунта для мусора, на 3 метровой террасе на глубине 40 см, под дерном обнаружила железный предмет, Местность представляет сосновый бор, недалеко от места находки найдены следы шурфа, оставленные археологами. Находка была определена как однолезвийный нож с прямой спинкой и плавно сужающимся черешком

Общая его длина 18,5см, ширина лезвия 1,5см, ширина спинки 0,5см. Длина клинка 12,5см, черешка 5см.

Подобная находка была обнаружена в 2013 археологом Дьяконовым В.М. в Ленском районе в стоянке Сельдюкар-Нюйский. Судя по рисунку и измерениям точная копия «Усть-Токкинского ножа».

К вопросу о датировке «Сельдюкарского ножа», В.М. Дьяконов относит к позднему средневековью, а возможно и к новому времени (XIV – начало XX вв. н.э.) и, допускает, что, несмотря на внешнее сходство его с ножами якутской работы, он может относиться и к более раннему периоду средневековья (VI–XIII вв. н.э.) [2]

Оба ножа имеют одинаковую форму и это наталкивает на мысль о том, что технология изготовления ножа принадлежат носителям определенной культуры.

Несмотря на схожесть формы и размеров Усть-Токкинский нож в отличие от Сельдюкарского имеет существенные отличия левая сторона ножа прямая и гладкая без желобка и видимо принадлежал «левше» и на подобие батаса, спинка ножа украшена насечками равномерно нанесенные, которые опоясывают основание клинка, упоминание насечек как украшение встречаем в монографии Ф.Ф. Федорова. Военное дело якутов. [3]

Изучаемый предмет крайне усложняется неопределенностью в плане этнической принадлежности, условно назовем как «якутский нож» и вполне мог принадлежать выходцам с юга. По мнению ученых, сравнительный анализ некоторых типов древних и современных ножей Якутии показал, что на протяжении тысячелетий отдельные формы ножей существовали, практически не изменяясь. Так, широкое распространение среди автохтонного и пришлого населения Якутии приобрел нож особой формы, известный под названием «якутского» ножа.

Не углубляясь в поисках типологии и форм ножей отметим, что с распространением железа на смену кремниевым и костяным ножам приходят железные ножи.

Так бронзовом веке, которая представлена Усть-Мильской археологической культурой, где ножи представлены усть-мильским, сюльдюкарским, хатынгнаахским экземплярами они были датированы XIV-XII вв.до н.э.

Наиболее типичными по форме якутского ножа встречается в памятниках раннего железного века в стоянках Усть-Миль I и Вахунайка.

В памятниках раннего и позднего средневековья «якутский нож» окончательно приобрел свой тип с незначительными изменениями в форме и по предназначению для быта и охоты.

При сравнении Усть-Токкинского ножа аналогичными ножами представленных разновременными памятниками нельзя не отметить, особенности это прежде всего равномерные насечки вдоль основания клинка.

Что это означает данные насечки? Или это украшение означающая принадлежность хозяина определенному статусу. Возможно, он принадлежал шаману и служил ритуальным ножом жертвоприношения или воинственный кочевник с поселения Улахан-Сегеленнях в поисках врагов обронивший свой нож.

 На сегодняшний день наиболее ранним свидетельством проникновения тюркоязычных групп на Лену является многослойная стоянка Улахан-Сегеленнях, в этом поселении выделено 15 культурных слоев от неолита до позднего средневековья.

Для нас наибольший интерес представляют находки характерные для древнетюркской культуры, так на III культурном слое была обнаружено китайская монета ушу, которые выпускались и имели обращение в Китае с 118 (119) г. до н.э., исследователи объясняют влиянием тюркской культуры. Появление таких монет Сибири связывают с экспансией хунну в I веке до н.э. на рубеже нашей эры.

В археологических памятниках Центральной Азии и Южной Сибири такие монеты часто встречаются в вещевых комплексах, связанных с хунну. На основе этих данных А.Н. Алексеев допускает, что монета ушу может быть одним из индикаторов хуннского или хунно-сяньбийского влияния. Найденные в различных культурных слоях поселения Улахан-Сегеленнях артефакты свидетельствуют не только как отражение торговых и обменных связей, но постоянное проживание ранних кочевников это были передвижные отряды конных кочевников, которые собирали пушнину у подвластных лесных племен, чтобы откупиться от грозных орхонских каганов или вести торговлю с Китаем и среднеазиатскими государствами.

Вполне уместно соотнести и сделать привязку Усть-Токкинского ножа к III культурному слою и датировать III первой половиной IVвека.

Таким образом, археологические раскопки, проведенные на территории Якутии, показывают, что образцы ножей, извлеченные из различных могильников и стоянок древнего человека, имеют несомненное сходство с якутскими ножами не исключение и Усть-Токкинский нож.

Сравнительный анализ показал схожесть типа Усть-Токкинского ножа с ножами эпохи бронзы и железного века, в памятниках раннего и позднего средневековья не обнаруживается ножи с насечками.

Анализ предметов из III культурного слоя поселения Улахан-Сегеленнях допускает мысль о том, что возможно Усть-Токкинский нож относится к хуннскому периоду III первой половине IV века. Во всяком случае, мы надеемся, что археологические раскопки в устье реки Токко раскроют тайну Усть-Токкинского ножа.

 

Литература:

 

  1. В.М. Археологические памятники реки Нюя. Человек и Север Антропология, археология, экология. Выпуск 3, с.116
  2. Ф.Ф. Федорова. Военное дело якутов. Якутск 1995 г., с.105
  3. А.Н. Алексеев. Ранние кочевники Якутии. Исторические науки. Вестник СВФУ., с.67
Основные термины (генерируются автоматически): III, нож, позднее средневековье, ранний железный век, якутский нож, этническая принадлежность, памятник, археологическая культура, бронзовый век, особая форма.


Задать вопрос