Концепт "родина" в языковом сознании учащихся старших классов и взрослого населения села Хоринцы Олекминского района | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №3 (12) июнь 2017 г.

Дата публикации: 11.09.2017

Статья просмотрена: 546 раз

Библиографическое описание:

Дьяконова, М. А. Концепт "родина" в языковом сознании учащихся старших классов и взрослого населения села Хоринцы Олекминского района / М. А. Дьяконова, М. Г. Габышева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 3.2 (12.2). — С. 72-75. — URL: https://moluch.ru/young/archive/12/962/ (дата обращения: 16.11.2024).



 

Языковая картина мира является одним из способов структурирования знаний об объективной действительности. Под «языковой картиной мира» учеными понимается выраженная с помощью различных языковых средств, системно упорядоченная, социально значимая модель знаков, содержащая информацию об окружающем мире. Языковая картина мира тесно связана с проблемой языка и мышления.

Одним из наиболее интересных ключевых концептов культуры представляется концепт «родина», так как он присутствует в любой этнической культуре и является универсальным. Интерес к составляющим концепта родина, возник не сегодня: еще академик В. В. Виноградов обратил внимание на употребление этой лексемы и её синонимического ряда.

С. Г. Тер-Минасова отмечает, что любовь к Родине можно считать неотъемлемой чертой национального характера, эта любовь всегда проявляется открыто и эмоционально, и свидетельством этому является язык. В нашем исследовании концепт родина выступает и как объект исследования, и как инструмент для раскрытия внутреннего единства и структурированности значительных участков систем нашего языка, объединенных репрезентацией данного концепта.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что анализ национально специфических концептов позволяет раскрыть специфику и закономерности становления и формирования лингвистической компетенции человека в рамках определённой этнической и культурной общности людей. Также в работе интерпретируются результаты лингвистических экспериментов по выявлению средств языковой объективации концепта в сознании школьников и взрослых людей.

Объектом исследования являются результаты психолингвистического исследования, проведённого с учащимися средней школы взрослого населения с. Хоринцы.

Предметом исследования является концепт РОДИНА и его репрезентантов.

Цель исследовательской работы – изучение смыслового содержания концепта РОДИНА языковом сознании учащихся школы и взрослого населения и выявление отличий его восприятия разными поколениями сельчан.

Для достижения цели исследования в работе решаются следующие задачи: изучение теоретических основ современных научных направлений, обращённых к проблемам психолингвистики; выявление актуальных аспектов изучения концепта РОДИНА в современной отечественной лингвистике; установление основных языковых репрезентантов концепта РОДИНА и особенностей трансляции их содержания лексикографическими источниками; проведение психолингвистического эксперимента для сравнительного анализа понятийного компонента концепта РОДИНА в сознании школьников и взрослых.

Цель и задачи исследования определили методику анализа концепта РОДИНА, включающую следующие методы и приёмы: структурно-семантический, способствующий рассмотрению семантики исследуемых языковых единиц с учётом их статуса в языковой системе, прием анализа, приём выборки репрезентантов концепта РОДИНА, а также приём количественных подсчётов.

Материалом исследования послужили данные анкетирования слов-репрезентантов концепта РОДИНА, извлечённые методом опроса. Материалом послужили около 50 анкет, полученных в результате проведения психолингвистического эксперимента среди школьников и взрослого населения села Хоринцы Олекминского района.

Научная новизна определяется тем, что в работе впервые исследуется концепт в языковом сознании разных поколений. Кроме того, осуществляется попытка комплексно описать актуализацию исследуемого концепта в речи сельчан определённого возраста, а именно учащихся старших классов и взрослых, старше 30 лет.

Теоретическая значимость заключается в том, что результаты проведённого исследования пополняют информацию о средствах репрезентации концепта РОДИНА. Исследовательская работа даёт возможность выявить специфику представления концепта РОДИНА в сознании учащихся старших классов школы и взрослого населения.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования материалов в педагогике, спецкурсах по лингвокультурологии, в работе по патриотическому воспитанию учащихся школы.

Гипотеза исследования: осмысление объема концепта РОДИНА обусловлено глубоким пониманием его в целом, что заметно в любви к родной земле как ключевой компонент концепта.

Концепт РОДИНА является ключевым в национальном сознании и стоит в одном ряду с такими нравственными категориями, как «добро», «любовь», «дружба». Слово-стимул "родина" вызывает в сознании жителей определённое ассоциативное поле, в центре которого находятся такие понятия, как "Россия", "Якутия", "Хоро", "Намана", "река Лена". И эти слова были выбраны репрезентантами в опроснике для учащихся и взрослых.

Ассоциативный эксперимент выявляет ассоциации, сложившиеся у индивида в процессе его жизнедеятельности, и является инструментом овнешнения языкового сознания представителей определённой языковой группы. Именно субъективная интерпретация носителем языка языкового материала выступает как факт, подлежащий научному анализу. Таким образом, материалы ассоциативного эксперимента являются важнейшим источником изучения концептов национальной культуры и массового сознания, что мы принимаем.

Из предварительного опроса мы вывели основных репрезентантов, то есть слова-стимулы, которые были написаны в анкетах-опросниках. Этими ловами стали: Россия, Якутия, река Лена, Хоро (Хоринцы), Намана (речка).

Таблица 1

Слово-стимул "Россия"

Учащиеся школы

%

Взрослое население

%

Страна

50

Страна

42

Путин

25

Держава

17

Родина

9

Путин

16

Москва

8

Великая

9

Кремль

8

Армия

8

 

 

Единство

8

 

В данной таблице мы видим слова-реакции на слово-стимул "Россия". У обоих возрастных групп мы замечаем, что слово "страна" набрало большее количество процентов. Также в обоих столбцах есть фамилия президента страны Владимира Владимировича Путина, что говорит о важности этой личности в жизни страны в данный временной промежуток. Интересным фактом является то, что в отличие от школьников, ни один взрослый информант не написал слово "родина" на это слово-стимул. Скорей всего это говорит о том, что большинство взрослых – это люди, родившиеся в СССР, учившиеся во время существования именно этой страны. Взрослые окрашивают слово "Россия" такими словами, как "держава", "великая", "единство", и добавляют слово "армия", как признак любого независимого государства. А учащиеся школы в свою очередь пишут географические символы страны, как "Москва" и "Кремль".

Таблица 2

Слово-стимул "Якутия"

Учащиеся школы

%

Взрослое население

%

Алмазы

42

Алмазы

58

Республика

17

Родина

9

Нет реакций

17

Родная

9

Борисов

8

Республика

8

Родина

8

Гордость

8

Холод

8

Олонхо

8

 

В таблице 2 мы видим слова-реакции на слово-стимул "Якутия". В этом случае в обоих возрастных группах информанты написали слово "алмаз", соглашаясь с образом нашей республики в глазах жителей страны с других регионов. Также в обоих столбцах есть слова "родина" и "республика", обозначающие принадлежность к данной территории. Учащиеся школы добавляют к этому и фамилию главы республики, а взрослые считают важным наличие у жителей республики национального эпоса "олонхо". У 17% учащихся нет реакций на это слово, что является настораживающим фактом, так как эти учащиеся не видят себя частью республики, у них нет представления о ней в отличие от взрослых, которые испытывают за нее гордость.

Таблица 3

Слово-стимул "Река Лена"

Учащиеся школы

%

Взрослое население

%

Рыбалка

38

Река

33

Река

29

Великая

18

Эбэ

17

Ленские столбы

9

Вода

8

Поилица

8

Пароход

8

Длинная

8

 

 

Опасность

8

 

 

Волны

8

 

 

Красота

8

 

В таблице под номером 3 мы видим реакции на слово-стимул "река Лена". Идентичными в обоих столбцах является слов "река", что вполне закономерна. У учащихся на первом месте стоит слово "рыбалка", что, скорее всего, свидетельствует о том, что большинство информантов из учащихся – юноши. Также у учащихся есть такие слова, как "эбэ" – уважительное обращение к реке, "вода" и "пароход"(вид транспорта по реке). У взрослых наблюдается более богатый словарный запас описательного характера "поилица", "великая", "красота", "Ленские столбы", "волны" и "опасность", которая свидетельствует о боязни реки в качестве места передвижения, что значит, они видят в реке угрозу для своей жизни.

Таблица 4

Слово-стимул "Хоро"

Учащиеся школы

%

Взрослое население

%

Деревня

50

Село

25

Родина

33

Родина

25

Дыра

17

Народ

17

 

 

Картошка

9

 

 

Место жительства

8

 

 

Жизнь

8

 

 

Маленькое

8

 

Давайте посмотрим на данные таблицы 4, которая является более специфичным в отличие от трех предыдущих для наших информантов. Слово "Хоро" – это якутский вариант названия места их проживания – села "Хоринцы". Кроме слова "родина" у взрослых и учащихся школы общих ассоциаций нет, скорее даже эти ассоциации являются противоположными. Основные ассоциации "деревня" – у школьников и "село" у взрослых. Мы предполагаем, что словом "деревня" школьники указывают на размер места, на то, что дома "деревянные", и добавляют к нему слово-сленг "дыра", имеющую отрицательный эмоциональный оттенок. В отличие от детей, взрослые конкретно пишут, что это их "место проживания", и не смотря на ее не большие размеры, в этой местности проходит вся их "жизнь".

Таблица 5

Слово-стимул "Намана"

Учащиеся школы

%

Взрослое население

%

Речка

50

Речка

42

Мост

17

Красивая

17

Поход

9

Рыбалка

17

Песня

8

Вода

8

Красота

8

Ансамбль

8

Ансамбль

8

Непроходимость

8

 

Слово-стимул представленная в таблице 5 является опять-таки специфичным для наших информантов. Это название речки, протекающей недалеко от населенного пункта, а также одноименное название ансамбля, которое существует уже несколько десяток лет. Ассоциации на это слово-стимул тоже довольно предсказуемы, о чем говорят такие одинаковые реакции "речка" и "ансамбль". У учащихся есть слова "мост", который есть по дороге до речки, "поход", на который школьники ходят с весны до осени на эту местность, а также слова "песня", что связано с названием песни, которую исполняет ансамбль. Обе группы информантов подчеркивают эстетичность данной местности словами "красота" и "красивая". Взрослыми отмечаются трудности во время поездок в город на автотранспорте, когда вода на речке Намана только замерзает и создает "опасности".

В завершении нашей исследовательской работы, мы пришли к следующим выводам:

  1.      Одним из наиболее интересных ключевых концептов культуры представляется концепт родина, так как он присутствует в любой этнической культуре и является универсальным, а ассоциативный эксперимент выявляет ассоциации, сложившиеся у индивида в процессе его жизнедеятельности, и является инструментом овнешнения языкового сознания представителей определённой языковой группы.
  2.      Основными репрезентантами слова "родина" в наших анкетах выступили такие слова как "Россия", "Якутия", "река Лена", "Хоро", "Намана".
  3.      Сравнительный анализ двух возрастных групп, владеющих одним общим языком, показал следующие результаты. Во-первых, словарный запас у взрослых намного шире и богаче, чем у учащихся. Во-вторых, у взрослых слова имеют большую эмоциональную окрашенность и глубокий смысл. Но, несмотря на эти данные, у наших информантов есть достаточно много одинаковых реакций, что свидетельствует об общности, о наличии общих точек в языковой картине мира.
  4.      Нельзя не признать факт укрепления патриотизма за последние годы в России по сравнению со временем после ликвидации советского государства. В школьной программе по многим предметам уделяется большое внимание темам, в которых звучит тема Родины, т. е. актуализирующим концепт РОДИНА. Понятие родины рассматривается как непререкаемая ценность, нравственный идеал, что является несомненной положительной тенденцией в системе современного образования.

 

Литература:

 

  1.               Алефиренко, Н.Ф. Проблемы вербализации концепта: Теоретическое исследование Текст. / Н.Ф. Алефиренко. Волгоград, 2003. – 96 с.
  2.               Арутюнова, Н.Д. Введение Текст. / Н.Д. Арутюнова // Логический анализ языка: Ментальные действия. М.: Наука, 1993. – С. 3 – 7.
  3.               Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникация Текст. / С.Г. Тер-Минасова — М.: Слово / Slovo , 2000. — 624 с.
  4.               Фрумкина, P.M. Концептуальный анализ с точки зрения лингвиста и психолога Текст. / P.M. Фрумкина// Научно-техническая информация. Серия 2. – 1992. – № 3. – С. 3 – 29.
  5.               http://cheloveknauka.com/kontsept-rodina-v-pedagogicheskom-diskurse-na-rubezhe-xx-xxi-vv#ixzz4T2Fxxcl1
Основные термины (генерируются автоматически): взрослое население, концепт РОДИНА, учащийся, Лена, взрослый, слово, исследовательская работа, языковая картина мира, река, родина.


Похожие статьи

Язык семейно-бытовой обрядности села Сорокино Красногвардейского района Белгородской области

История пропавших сел на примере села Кресты Олекминского района РС (Я)

Патриотическое воспитание на традициях оружейного дела в селении Харбук (Республика Дагестан)

Патриотическое воспитание на уроках английского языка в начальной школе через изучение достопримечательностей родного края

Колхозы Олекминского района в послевоенное время (по материалам архивных документов)

Развитие устной русской речи учащихся начальных классов казахской школы

Использование сюжетов народных сказок как основы развития познавательного интереса учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках математики

Воспитание любви к малой родине у детей среднего дошкольного возраста через проектную деятельность

В статье описывается практическая работа с детьми средней группы детского сада по воспитанию патриотических чувств.

Традиционная культура Тамбовского края: обряды и обычаи, связанные с крещением ребенка

Активизация речевого общения неслышащих детей в процессе внедрения верботонального метода на уроках в начальной школе

Похожие статьи

Язык семейно-бытовой обрядности села Сорокино Красногвардейского района Белгородской области

История пропавших сел на примере села Кресты Олекминского района РС (Я)

Патриотическое воспитание на традициях оружейного дела в селении Харбук (Республика Дагестан)

Патриотическое воспитание на уроках английского языка в начальной школе через изучение достопримечательностей родного края

Колхозы Олекминского района в послевоенное время (по материалам архивных документов)

Развитие устной русской речи учащихся начальных классов казахской школы

Использование сюжетов народных сказок как основы развития познавательного интереса учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках математики

Воспитание любви к малой родине у детей среднего дошкольного возраста через проектную деятельность

В статье описывается практическая работа с детьми средней группы детского сада по воспитанию патриотических чувств.

Традиционная культура Тамбовского края: обряды и обычаи, связанные с крещением ребенка

Активизация речевого общения неслышащих детей в процессе внедрения верботонального метода на уроках в начальной школе

Задать вопрос