Тестопластика против современных гаджетов | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №3 (12) июнь 2017 г.

Дата публикации: 05.06.2017

Статья просмотрена: 83 раза

Библиографическое описание:

Шевченко, З. А. Тестопластика против современных гаджетов / З. А. Шевченко, О. В. Григорьева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 3 (12). — С. 149-152. — URL: https://moluch.ru/young/archive/12/977/ (дата обращения: 19.12.2024).



 

Сотовые телефоны, планшеты и другие гаджеты давно стали незаменимым атрибутом современного мира. С их помощью мы всегда на связи с теми, кто нам дорог и может решить самые сложные вопросы, находясь в любой точке мира [1].

Практически все учащиеся начальной школы имеют сотовые телефоны и свободно обращаются с ними. Однако, не многие осознают, что сотовый телефон — это средство связи, а не игровая приставка или фотоаппарат. При этом постоянное присутствие телефона рядом с человеком опасно для здоровья. Так как он способен создавать электромагнитное излучение, которое отрицательно влияет на нервную и иммунную систему человека. Наличие у школьников гаджетов с большим количеством различных игр и приложений, доступу к социальным сетям ведет к еще одной проблеме — психологической зависимости. Некоторые дети сливаются с телефоном в единое целое, не выпуская его из рук круглые сутки, пренебрегая общению с родителями, родственниками и друзьями. Жизнь школьника становится скучной и однообразной [1].

Стоит отложить телефон в сторону, понимаешь, что время, свободное от занятий, можно проводить значительно интереснее. Посещение различных кружков и секций ведет к укреплению здоровья и развитию личности.

Особое место в развитии детей младшего школьного возраста занимают увлечения. Беря пример с родителей, ребенок приобщается к исследовательской деятельности и анализу. Одним из увлекательнейших занятий может быть изучение пластики соленого теста. Изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем и применялось для выполнения фигурок из народных сказаний. Древние египтяне и римляне использовали фигурки из соленого теста для преклонения перед своими божествами. В настоящее время традиция изготовления изделий из теста интенсивно возрождается, благодаря изучению технологии приготовления теста и непосредственно тестопластике [2].

Меня очень заинтересовала тестопластика из соленого теста после того, как я увидела работы своей сестры в художественной школе. Она рассказала мне, что делать поделки из соленого теста — очень древняя традиция, однако в настоящее время этот вид искусства становится все более популярным. Ценность ему придает экологически чистое сырье и самобытность, ведь в каждое изделие вкладывается частица добра.

Однако я часто вижу подростков с телефоном в руках и понимаю, что это актуальная проблема современной молодежи. Как способ отвлечь своих сверстников от гаджетов мы решили заинтересовать их проведением исследований в области тестопластики.

В домашних условиях мне очень нравится помотать готовить блюда из всех видов теста. Лучше всего получается работать с дрожжевым слоеным тестом. Этот вид теста также будет использован при проведении исследований.

Цель исследования: Определить пригодность различных видов теста для лепки во время, свободное от школьных занятий. В задачи входило: 1. Изучить литературу о видах теста и способах его приготовления; 2. Изготовить поделки из разных видов теста своими руками; 3. Провести сравнительный анализ изделий по ряду показателей; 4. Определить место для творчества в режиме дня.

В процессе исследования из разных видов теста будут слеплены идентичные по размеру изделия, которые будут целенаправленно изучены при лепке, сушке и раскраске. Сравнительный анализ и наблюдение позволят выявить сходство или различие объектов и их свойств.

Известно, что лепка — один из видов занятий наиболее удачно отвлекающий детей младшего школьного возраста от «общения» с современными гаджетами. Способствует развитию мелкой моторики рук, умственной активности, творчества и художественного вкуса. Лепка из солёного теста — вид декоративно-прикладного искусства, который называют биокерамикой или тестопластикой [2].

Техника лепки предполагает прохождение следующих операций: 1) изготовление изделия; 2) сушка; 3) раскраска и лакировка.

Необходимо помнить, что основными приемами изготовления изделий является скатывание, раскатывание, сплющивание. Для изготовления фрагментов изделия мы использовали небольшие по объему порции теста. В работе использовали стеки. Соединяли детали композиции с помощью воды. Перед началом лепки кусочек теста разминали до пластичного состояния. Фигурки лепили и украшали, вытягивая отдельные детали, аналогично работе с пластилином. Работу производили на легко очищаемой поверхности. Остатки теста могут храниться в холодильнике без доступа воздуха.

Сушка готовых изделий осуществлялась на воздухе при комнатной температуре.

К раскраске изделий приступили после полного высушивания. Для этого можно использовать гуашь, акриловые или акварельные краски. Для придания блеска изделию в гуашь добавляют клей ПВА. В рамках исследований изделия раскрасили идентично цветной гуашью. При работе с изделиями я установила, что мелкие детали легче вылепить и склеить из соленого теста. Слоеное дрожжевое тесто при соприкосновении с водой расплывалось и липло к рукам. Результаты исследования, полученные при изготовлении изделий, сушке и раскрашивании приведены в таблице 1 и рисунках 1,2.

 

Таблица 1

Сравнительный анализ изделий

Показатель

Вид теста

соленое

слоеное дрожжевое

Пластичность

хорошая

плохая

Время приготовления изделий, мин

20

27

Период сушки, ч

24

18

Вес изделий

тяжелый

легкий

Цвет изделий после сушки

белый

желтый

Структура

ровная

неровная

Деформация после сушки

не установлено

изменен объем и форма

Раскраска

лучше

хуже

Прочность

не трескается

хрупкое

 

Анализируя приведенные данные, следует отметить, что соленое тесто целесообразнее использовать для изготовления поделок. Слоеное дрожжевое тесто не следует использовать с этой целью, несмотря на более короткий период сушки изделий.

SAM_8918SAM_8919

Рис. 1. Высушенные изделия из соленого теста (слева) и из слоеного дрожжевого теста (справа)

 

При сушке изделий в течение дня проводили измерение высоты изделий. Данные результатов исследования приведены на рисунке 2.

Рис. 2. Изменение высоты изделий в период сушки

 

Из графика видно, что высота изделий из слоеного дрожжевого теста значительно изменялась, тогда как из соленого была постоянной.

На лепку изделий мною затрачено 1час 30 минут. Затем изделия высыхали в течение 24 часов. Раскраска заняла времени около одного часа. При этом, режим дня нарушен не был. Проведенные исследования меня очень заинтересовали. Полученным результатом я решила заинтересовать одноклассников. Порекомендовав общение с гаджетами заменить творчеством — тестопластикой.

На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

  1.                Изделия из слоеного дрожжевого теста в процессе работы значительно деформируются, трудно окрашиваются.
  2.                Для тестопластики следует использовать тесто, приготовленное из следующих ингредиентов: соль — 1 стакан, мука — 1 стакан, вода — ½ стакана.
  3.                Тестопластика успешно заменяет общение с гаджетами в свободное от учебы и домашней работы время. Работы из соленого теста можно использовать в качестве подарка, сделанного своими руками.

В заключении хотелось бы отметить, чтобы наше общество было разумным — покиньте социальные сети, заняв освободившееся время творчеством.

 

Литература:

 

  1.                Интернет ресурс http://f-journal.ru/zavisimost-ot-socialnykh-setejj/
  2.                Антипова М. «Соленое тесто: необычные украшения» — ИД Владис, 2007. 74 с.
Основные термины (генерируются автоматически): соленый тест, вид теста, слоеный дрожжевой тест, Изделие, младший школьный возраст, слоеное дрожжевое тесто, сравнительный анализ изделий, период сушки, режим дня, время.


Задать вопрос