Социокультурные причины появления русского танца и его основные виды в IХ–Х вв. | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: История

Опубликовано в Юный учёный №3 (12) июнь 2017 г.

Дата публикации: 07.06.2017

Статья просмотрена: 228 раз

Библиографическое описание:

Лапшина, К. М. Социокультурные причины появления русского танца и его основные виды в IХ–Х вв. / К. М. Лапшина, М. П. Петкун. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 3 (12). — С. 117-119. — URL: https://moluch.ru/young/archive/12/978/ (дата обращения: 16.11.2024).



 

Статья посвящена выявлению социокультурных причин формирования танцевальной культуры русского народа в IХ–Х вв. как одного из ключевых элементов этнической культуры.

Ключевые слова: культура, искусство, национальный характер, танец, язычество

 

Танец, который является одним из ключевых элементов культуры, принято рассматривать как вид искусства, основанный на выразительных движениях в пластике тела в сочетании с музыкой, костюмом и, в ряде случаев, со словом. Изучение данного феномена культуры, как органического элемента культуры конкретного этноса, позволяет приблизиться к пониманию сущностных характеристик феномена этнической культуры в целом, помогает лучше понять особенности национального характера этноса. В рамках данной статьи решается задача определения основных социокультурных причин, которые лежат в основе формирования танцевальной культуры русского этноса в период становления древнерусской государственности.

Не вызывает сомнения тот факт, что зарождение танца как феномена культуры следует относить к первобытному обществу, что находит свое подтверждение в наскальных рисунках. Народные танцы славян также зародились ещё в древности, однако расцвет танцевального искусства приходится на IX — X века.

Как и танцы многих других народов, русские пляски зародились как часть обряда поклонения языческим божествам. В отличие от искусства живописи, архитектуры, стихосложения или музыки, искусство танца как бы заложено в человеке от природы и не требует тонких инструментов или знаний богатств языка. Именно поэтому оно является самым древним.

Образность фигур русского народного танца подтверждает близкую связь наших предков с природой. Пляски славян — жителей равнин отличаются плавностью и размеренностью, тогда как горные народности вкладывают в движения большую динамику и резкость. Так происходило потому, что, издревле наблюдая за природой, люди пытались показать через движения тела то, что окружало их: плавный ход солнца по небу, течение рек — медленных или бурных, изображали зверей и птиц, которые обитали в данной местности. Из-за разнообразия окружающего мира в разных краях появлялись и различные пляски.

Существует мнение, что различные трюки и прыжки, распространённые в русских народных танцах, были придуманы только для того, чтобы согреться: в более поздние времена праздники проводились в основном осенью или зимой, чтобы ознаменовать окончание всех земельных работ. Я считаю, что это не совсем верно. Скорее всего, они являются именно скопированными когда-то движениями животных, но сходство с ними постепенно утратилось. Тем не менее, нельзя отрицать, что одной из полезных функций танца была именно возможность сохранить тепло, исполняя резкие, энергичные движения. Существуют и иная версия появления своеобразных акробатических элементов в русском народном танце, которая подчеркивает их утилитарное назначение в контексте боевой подготовки воев.

Значительное влияние на формирование и развитие танцевального искусства оказывали, прежде всего, традиции язычества. Авторы подчеркивают, что «славянское язычество развивалось по разным руслам: одни племена верили в силы космоса и природы, другие — в Рода и Рожаницу, третьи — в души умерших предков и в духов, четвёртые — в тотемных животных…» [3, с. 4]. Разумеется, в зависимости от верований разными были и ритуалы, и сопровождающие их обрядовые телодвижения. Один из самых древних ритуальных танцев — крадица — назван от имени алтаря-крада, на котором сжигали тела умерших. Следует отметить, что «танцевали преимущественно женщины, неторопливыми и плавными движениями описывая жизнь потустороннего мира, куда отлетают души… Душа ассоциировалась с дыханием и дымом, и своими движениями рук танцовщицы как бы помогали подниматься дыму вверх. Далее душу подхватывали жаворонки, первые птицы, прилетавшие весной из вырия-рая — движения танца становятся похожими на взмахи крыльев стаи птиц…» [3, с. 4].

Племена, поклонявшиеся определённым животным-тотемам, часто копировали движения зверя-покровителя, чтобы набраться его силы, ловкости или скорости. Такие ритуалы исполнялись обыкновенно перед охотой.

Танцами сопровождались также обряды призыва дождя или солнца, встречи весны и провода зимы, приготовления к охоте, засевание поля и сбор урожая в языческие времена. Уже позднее народные пляски становятся просто элементом празднования, непременной частью народных гуляний.

Вместе с тем, важно подчеркнуть, что древние славяне видели в танце, являвшемся языком, способ выразить через движение то, что видели вокруг. Как следствие, он стал важной частью обрядов, которые сопровождали человека с рождения до самой смерти, язык танца был языком общения с богами и духами. Позже, когда языческая вера была устранена, народные пляски остались лишь способом проведения досуга, хотя прочно укоренились в культуре Руси.

Все народные танцы по характеру и причине исполнения можно разделить на две группы: хороводные («социальные») и развлекательные танцы.

Рассмотрим отдельный, своеобразный вид танца, самый известный и один из древнейших — хоровод. Это массовый танец, в котором могли принимать участие люди любого возраста, но чаще всего — молодёжь. Главной фигурой хоровода было движение по кругу, причём обычно по движению солнца — «посолонь». Такие пляски прославляли светило, от которого зависел урожай. Хороводы проводились как в праздники, так и в обычные дни: они были формой общественной жизни, потому что во время танца обсуждались проблемы, заводились дружеские и романтические отношения. Праздничные хороводы сопровождались протяжными ритуальными песнями, люди готовили пироги и караваи, красили яйца в цвет солнца — жёлтый.

Когда из ритуальных действий танцы превратились в способ проведения досуга, стали появляться пляски, носящие чисто игровой, развлекательный характер, но, тем не менее, сохраняющие элементы древних обрядов.

Игровые танцы, как следует из названия, носят исключительно развлекательно-соревновательный характер. Они, по-видимому, преобразованы из старинных ритуальных действий, основанных на подражании и изображении элементов окружающего мира. В рассказе И. С. Тургенева «Старые портреты» описывается как раз танец — подражание животному: «Плясал Иван удивительно — особенно «Рыбку». Грянет хор плясовую, парень выйдет на середину круга — да и ну вертеться, прыгать, ногами топать, а потом как треснется оземь — да и представляет движения рыбки, которую выкинули из воды на сушь: и так изгибается и этак, даже каблуки к затылку подводит…» [2, с. 4]. Наблюдательность народа проявляется и в изображении в танце явлений природы («метелица», «пурга»). К игровым танцам близки и так называемые пляски-импровизации, пляски-соревнования, тоже не имеющие особенных композиционных ограничений.

В зависимости от количества исполнителей русские народные пляски можно подразделить на одиночные, парные и массовые.

Одиночная пляска бывает мужской и женской и основана на импровизации исполнителя. Начинается танец с проходки — движения по кругу — или выходки — исполнения какого-то движения на месте, в круге.

Парную пляску исполняют парень и девушка, реже мужчина и женщина. Такие танцы не имеют строгой композиции, ровные по темпу. Чаще всего это свадебные пляски. А вот в переплясе участвуют также двое, но непременно мужчины — это своеобразное соревнование в ловкости, силе, изобретательности (отсюда и название: переплясать, то есть сплясать лучше). Аккомпанементом служат общеизвестные мелодии и даже частушки.

Массовый пляс не имеет ограничений в возрасте или количестве участников. Чаще всего танцуют в парах — один против другого, но могут и по одному, по трое, по четверо. Главная задача каждого — сплясать лучше, чем стоящий рядом. В групповой пляске, в отличие от массовой, состав исполнителей ограничен небольшим количеством танцоров. Она вобрала многие фигуры хороводов, имеет точное место возникновения: «Каждая местность имеет свои традиционные темы для плясок, формы построения, манеру и местный колорит» [1, с. 4]. «Все фигуры пляса круговые: исполняются против часовой стрелки» [1, с. 4].

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в качестве основных причин появления русского народного танца, как одного из элементов этнической культуры, следует назвать особенности языческих верований, природно-климатические условия жизни народа, взаимодействие с соседними народами, а также желание выразить чувства особым языком пластики тела.

Прежде всего, танцы являлись средством общения с богами, являясь частью ритуалов. Позднее они утрачивают религиозное значение и приобретают развлекательный характер. Тогда появляются различные виды народного танца по характеру исполнения: хороводы, пляски-импровизации и соревнования, игровые пляски; по количеству и полу участников: одиночные, парные и переплясы, групповые, массовые.

 

Литература:

 

  1.      Виды форм русского народного танца // Студенческая библиотека онлайн. URL: http://studbooks.net/786037/kulturologiya/vidy_form_russkogo_narodnogo_tantsa (дата обращения: 25.02.2017).
  2.      Оберек // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 1.03.2017).
  3.      Русские народные танцы. Игровые танцы // Славянская культура. URL: http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/tradition/russkie-narodnye-tancy.html (дата обращения: 3.03.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): танец, русский народный танец, этническая культура, пляска, развлекательный характер, танцевальная культура, танцевальное искусство, способ проведения досуга, феномен культуры, окружающий мир.


Похожие статьи

История танца как инструмента человеческого общества

В статье рассматривается значение танца как необходимого инструмента человеческого общества. Раскрываются доминирующие прикладные функции танца как феномена, выходящего за рамки искусства, в разные исторические эпохи. Анализируются особенности бытия ...

Традиции и инновации в татарских шамаилях начала XX века

В статье автор исследует взаимодействие традиций и инноваций в развитии татарских шамаилей начала XX века, акцентируя внимание на влиянии исторических событий и социальных изменений на художественную культуру.

Коллизии становления украинской культуры на рубеже ХІХ — ХХ вв.

В статье рассматривается процесс становления украинской культуры на рубеже ХІХ — ХХ в., а также проблема ее формирования как национальной.

Классификация традиционной хореографической культуры узбекского танца

В данной статье автор раскрывает и даёт краткий обзор узбекского танца в исторической перспективе, а также этап развития узбекской хореографии в области этнохореогафии.

Семиотика женского костюма эпохи социализма

В статье рассматривается семиотика женского костюма эпохи социализма, анализируются его эстетическая и социальная функции в истории моды; раскрывается семиотический статус костюма как группы функционально взаимосвязанных и взаимообусловленных предмет...

Русский народный танец и его особенности в регионах

В статье автор изучает народный танец, его историю, также особенности танца в регионах России.

Криминологические аспекты интернетизации современной молодежной субкультуры

В данной статье рассматривается криминогенное влияние Интернета на формирование молодежных субкультурных движений в современной России.

Зарождение театрального искусства в Китае

Театральная традиция Китая — уникальное культурное явление, прошедшее многовековой путь развития и становления. В статье рассматривается начальный этап истории возникновения китайского театрального искусства. Представлен анализ истоков традиционного ...

Влияние танцевальной культуры на человека

Рассматривается вопрос о влиянии танцевальной культуры на сферы деятельности человека, а также его организм. Исследование данной темы позволит нам сделать вывод о значимости танцевальной культуры для развития культуры в целом. Цель нашего исследован...

Актуальность народного танца в современной культуре на примере образцового ансамбля народного танца «Искорки»

В данной статье рассматривается актуальность и развитие народного танца, и какими способами можно решить проблему отсутствия интереса населения к народной хореографии.

Похожие статьи

История танца как инструмента человеческого общества

В статье рассматривается значение танца как необходимого инструмента человеческого общества. Раскрываются доминирующие прикладные функции танца как феномена, выходящего за рамки искусства, в разные исторические эпохи. Анализируются особенности бытия ...

Традиции и инновации в татарских шамаилях начала XX века

В статье автор исследует взаимодействие традиций и инноваций в развитии татарских шамаилей начала XX века, акцентируя внимание на влиянии исторических событий и социальных изменений на художественную культуру.

Коллизии становления украинской культуры на рубеже ХІХ — ХХ вв.

В статье рассматривается процесс становления украинской культуры на рубеже ХІХ — ХХ в., а также проблема ее формирования как национальной.

Классификация традиционной хореографической культуры узбекского танца

В данной статье автор раскрывает и даёт краткий обзор узбекского танца в исторической перспективе, а также этап развития узбекской хореографии в области этнохореогафии.

Семиотика женского костюма эпохи социализма

В статье рассматривается семиотика женского костюма эпохи социализма, анализируются его эстетическая и социальная функции в истории моды; раскрывается семиотический статус костюма как группы функционально взаимосвязанных и взаимообусловленных предмет...

Русский народный танец и его особенности в регионах

В статье автор изучает народный танец, его историю, также особенности танца в регионах России.

Криминологические аспекты интернетизации современной молодежной субкультуры

В данной статье рассматривается криминогенное влияние Интернета на формирование молодежных субкультурных движений в современной России.

Зарождение театрального искусства в Китае

Театральная традиция Китая — уникальное культурное явление, прошедшее многовековой путь развития и становления. В статье рассматривается начальный этап истории возникновения китайского театрального искусства. Представлен анализ истоков традиционного ...

Влияние танцевальной культуры на человека

Рассматривается вопрос о влиянии танцевальной культуры на сферы деятельности человека, а также его организм. Исследование данной темы позволит нам сделать вывод о значимости танцевальной культуры для развития культуры в целом. Цель нашего исследован...

Актуальность народного танца в современной культуре на примере образцового ансамбля народного танца «Искорки»

В данной статье рассматривается актуальность и развитие народного танца, и какими способами можно решить проблему отсутствия интереса населения к народной хореографии.

Задать вопрос