Статья посвящена выявлению социокультурных причин формирования танцевальной культуры русского народа в IХ–Х вв. как одного из ключевых элементов этнической культуры.
Ключевые слова: культура, искусство, национальный характер, танец, язычество
Танец, который является одним из ключевых элементов культуры, принято рассматривать как вид искусства, основанный на выразительных движениях в пластике тела в сочетании с музыкой, костюмом и, в ряде случаев, со словом. Изучение данного феномена культуры, как органического элемента культуры конкретного этноса, позволяет приблизиться к пониманию сущностных характеристик феномена этнической культуры в целом, помогает лучше понять особенности национального характера этноса. В рамках данной статьи решается задача определения основных социокультурных причин, которые лежат в основе формирования танцевальной культуры русского этноса в период становления древнерусской государственности.
Не вызывает сомнения тот факт, что зарождение танца как феномена культуры следует относить к первобытному обществу, что находит свое подтверждение в наскальных рисунках. Народные танцы славян также зародились ещё в древности, однако расцвет танцевального искусства приходится на IX — X века.
Как и танцы многих других народов, русские пляски зародились как часть обряда поклонения языческим божествам. В отличие от искусства живописи, архитектуры, стихосложения или музыки, искусство танца как бы заложено в человеке от природы и не требует тонких инструментов или знаний богатств языка. Именно поэтому оно является самым древним.
Образность фигур русского народного танца подтверждает близкую связь наших предков с природой. Пляски славян — жителей равнин отличаются плавностью и размеренностью, тогда как горные народности вкладывают в движения большую динамику и резкость. Так происходило потому, что, издревле наблюдая за природой, люди пытались показать через движения тела то, что окружало их: плавный ход солнца по небу, течение рек — медленных или бурных, изображали зверей и птиц, которые обитали в данной местности. Из-за разнообразия окружающего мира в разных краях появлялись и различные пляски.
Существует мнение, что различные трюки и прыжки, распространённые в русских народных танцах, были придуманы только для того, чтобы согреться: в более поздние времена праздники проводились в основном осенью или зимой, чтобы ознаменовать окончание всех земельных работ. Я считаю, что это не совсем верно. Скорее всего, они являются именно скопированными когда-то движениями животных, но сходство с ними постепенно утратилось. Тем не менее, нельзя отрицать, что одной из полезных функций танца была именно возможность сохранить тепло, исполняя резкие, энергичные движения. Существуют и иная версия появления своеобразных акробатических элементов в русском народном танце, которая подчеркивает их утилитарное назначение в контексте боевой подготовки воев.
Значительное влияние на формирование и развитие танцевального искусства оказывали, прежде всего, традиции язычества. Авторы подчеркивают, что «славянское язычество развивалось по разным руслам: одни племена верили в силы космоса и природы, другие — в Рода и Рожаницу, третьи — в души умерших предков и в духов, четвёртые — в тотемных животных…» [3, с. 4]. Разумеется, в зависимости от верований разными были и ритуалы, и сопровождающие их обрядовые телодвижения. Один из самых древних ритуальных танцев — крадица — назван от имени алтаря-крада, на котором сжигали тела умерших. Следует отметить, что «танцевали преимущественно женщины, неторопливыми и плавными движениями описывая жизнь потустороннего мира, куда отлетают души… Душа ассоциировалась с дыханием и дымом, и своими движениями рук танцовщицы как бы помогали подниматься дыму вверх. Далее душу подхватывали жаворонки, первые птицы, прилетавшие весной из вырия-рая — движения танца становятся похожими на взмахи крыльев стаи птиц…» [3, с. 4].
Племена, поклонявшиеся определённым животным-тотемам, часто копировали движения зверя-покровителя, чтобы набраться его силы, ловкости или скорости. Такие ритуалы исполнялись обыкновенно перед охотой.
Танцами сопровождались также обряды призыва дождя или солнца, встречи весны и провода зимы, приготовления к охоте, засевание поля и сбор урожая в языческие времена. Уже позднее народные пляски становятся просто элементом празднования, непременной частью народных гуляний.
Вместе с тем, важно подчеркнуть, что древние славяне видели в танце, являвшемся языком, способ выразить через движение то, что видели вокруг. Как следствие, он стал важной частью обрядов, которые сопровождали человека с рождения до самой смерти, язык танца был языком общения с богами и духами. Позже, когда языческая вера была устранена, народные пляски остались лишь способом проведения досуга, хотя прочно укоренились в культуре Руси.
Все народные танцы по характеру и причине исполнения можно разделить на две группы: хороводные («социальные») и развлекательные танцы.
Рассмотрим отдельный, своеобразный вид танца, самый известный и один из древнейших — хоровод. Это массовый танец, в котором могли принимать участие люди любого возраста, но чаще всего — молодёжь. Главной фигурой хоровода было движение по кругу, причём обычно по движению солнца — «посолонь». Такие пляски прославляли светило, от которого зависел урожай. Хороводы проводились как в праздники, так и в обычные дни: они были формой общественной жизни, потому что во время танца обсуждались проблемы, заводились дружеские и романтические отношения. Праздничные хороводы сопровождались протяжными ритуальными песнями, люди готовили пироги и караваи, красили яйца в цвет солнца — жёлтый.
Когда из ритуальных действий танцы превратились в способ проведения досуга, стали появляться пляски, носящие чисто игровой, развлекательный характер, но, тем не менее, сохраняющие элементы древних обрядов.
Игровые танцы, как следует из названия, носят исключительно развлекательно-соревновательный характер. Они, по-видимому, преобразованы из старинных ритуальных действий, основанных на подражании и изображении элементов окружающего мира. В рассказе И. С. Тургенева «Старые портреты» описывается как раз танец — подражание животному: «Плясал Иван удивительно — особенно «Рыбку». Грянет хор плясовую, парень выйдет на середину круга — да и ну вертеться, прыгать, ногами топать, а потом как треснется оземь — да и представляет движения рыбки, которую выкинули из воды на сушь: и так изгибается и этак, даже каблуки к затылку подводит…» [2, с. 4]. Наблюдательность народа проявляется и в изображении в танце явлений природы («метелица», «пурга»). К игровым танцам близки и так называемые пляски-импровизации, пляски-соревнования, тоже не имеющие особенных композиционных ограничений.
В зависимости от количества исполнителей русские народные пляски можно подразделить на одиночные, парные и массовые.
Одиночная пляска бывает мужской и женской и основана на импровизации исполнителя. Начинается танец с проходки — движения по кругу — или выходки — исполнения какого-то движения на месте, в круге.
Парную пляску исполняют парень и девушка, реже мужчина и женщина. Такие танцы не имеют строгой композиции, ровные по темпу. Чаще всего это свадебные пляски. А вот в переплясе участвуют также двое, но непременно мужчины — это своеобразное соревнование в ловкости, силе, изобретательности (отсюда и название: переплясать, то есть сплясать лучше). Аккомпанементом служат общеизвестные мелодии и даже частушки.
Массовый пляс не имеет ограничений в возрасте или количестве участников. Чаще всего танцуют в парах — один против другого, но могут и по одному, по трое, по четверо. Главная задача каждого — сплясать лучше, чем стоящий рядом. В групповой пляске, в отличие от массовой, состав исполнителей ограничен небольшим количеством танцоров. Она вобрала многие фигуры хороводов, имеет точное место возникновения: «Каждая местность имеет свои традиционные темы для плясок, формы построения, манеру и местный колорит» [1, с. 4]. «Все фигуры пляса круговые: исполняются против часовой стрелки» [1, с. 4].
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в качестве основных причин появления русского народного танца, как одного из элементов этнической культуры, следует назвать особенности языческих верований, природно-климатические условия жизни народа, взаимодействие с соседними народами, а также желание выразить чувства особым языком пластики тела.
Прежде всего, танцы являлись средством общения с богами, являясь частью ритуалов. Позднее они утрачивают религиозное значение и приобретают развлекательный характер. Тогда появляются различные виды народного танца по характеру исполнения: хороводы, пляски-импровизации и соревнования, игровые пляски; по количеству и полу участников: одиночные, парные и переплясы, групповые, массовые.
Литература:
- Виды форм русского народного танца // Студенческая библиотека онлайн. URL: http://studbooks.net/786037/kulturologiya/vidy_form_russkogo_narodnogo_tantsa (дата обращения: 25.02.2017).
- Оберек // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 1.03.2017).
- Русские народные танцы. Игровые танцы // Славянская культура. URL: http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/tradition/russkie-narodnye-tancy.html (дата обращения: 3.03.2017).