Бабочки в огороде моей бабушки | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Биология

Опубликовано в Юный учёный №4 (13) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 06.09.2017

Статья просмотрена: 306 раз

Библиографическое описание:

Якуничева, В. В. Бабочки в огороде моей бабушки / В. В. Якуничева, Л. А. Левашова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 4 (13). — С. 77-81. — URL: https://moluch.ru/young/archive/13/1012/ (дата обращения: 16.11.2024).



 

Сколько себя помню, своей лёгкостью, изяществом, красками и красотой бабочки восхищали меня всегда.

Прошлым летом я снова отдыхала у бабушки. Как-то утром вышла во двор, прошла в огород. Там над цветами кружили легкокрылые красавицы. Я долго любовалась ими. И вдруг из-за забора послышался сердитый голос: «Вредные они!» Это был соседский мальчишка. Он стоял с сачком. Мне подумалось, что сейчас моим любимицам не поздоровится. Хотя его слова породили много вопросов: Неужели такая красота может вредить человеку? Как называются наши изящные и таинственные гостьи? Какова их роль в природе?

Так определилась тема для моего исследования, и я стала лепидоптерологом.

Из словаря исследователя.

Энтомология — наука о насекомых.

Лепидоптерология — раздел энтомологии, изучающий представителей отряда Чешуекрылые насекомые (бабочки). Название происходит от латинского наименования самого отряда Lepidoptera.

Итак, объект исследования: бабочки.

Предмет исследования: полезны или нет бабочки для людей?

Цель исследовательской работы — познакомиться с жизнью бабочек и установить, какова роль их роль в природе и в жизнедеятельности человека.

Результаты проведенного среди одноклассников и родственников анкетирования о том, что они знают о бабочках и как относятся к ним, привели меня к пониманию необходимости расширения и углубления знаний об отряде Чешуекрылых.

Вопросы для анкетирования

  1.                Любите Вы или нет бабочек? Ответ обоснуйте.
  2.                С Вашей точки зрения, все ли бабочки полезны?
  3.                Знаете ли Вы, какой вред наносят бабочки? Расскажите.
  4.                Знаете ли Вы, какую пользу приносят бабочки? Расскажите.
  5.                Как вы считаете, нужно ли охранять бабочек?

 

Таблица 1

Результаты анкетирования

Респонденты

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

Да

Нет

Мне все равно

Да

Нет

Не знаю

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Одноклассники 27 чел.

25 чел

-

2 чел

8 чел

19 чел

-

27 чел

-

20 чел

7 чел

27 чел

-

Родственники 11 чел

11 чел

-

-

10 чел

1 чел

-

11 чел

-

9 чел

2 чел

11 чел

-

Всего 38 чел

36 чел

-

2 чел

18 чел

20 чел

-

38 чел

-

29 чел

9 чел

38 чел

-

 

Как видим, из 38 респондентов только двое равнодушны к бабочкам, у остальных они вызывают положительные эмоции.

19 моих одноклассников отрицают, что бабочки полезны, и только один человек среди родственников поддержал их точку зрения. В целом на этот вопрос 18 опрошенных ответили положительно.

Затруднений не вызвал вопрос о вреде, который наносят бабочки: утвердительный ответ у 38 респондентов. Хотя рассказать об этом глубоко сумели лишь 10 человек, ответы остальных были краткими и однозначными.

Расширенный ответ на вопрос № 4 смогли дать 11 участников анкетирования, 18 же ответили без комментариев — «да», причем среди одноклассников их было больше — 14 человек. Ограничились кратким «нет» 9 опрошенных.

Единодушным было мнение о необходимости охраны бабочек: «да» ответили все, кто участвовал в анкетировании.

Мне хотелось бы, чтобы ознакомившись с моей исследовательской работой, и дети, и взрослые полюбили бабочек так же, как я, и задумались о необходимости охраны и бережного отношения к этим прекрасным созданиям. В этом состоит теоретическая значимость моего исследования.

Практическая значимость проекта определяется возможностью использования младшими школьниками его материалов для повышения образовательного уровня по предмету «Окружающий мир», расширения кругозора.

Порхающие цветы: цифры и факты.

С помощью справочной литературы и других материалов [2, 5, 7] я установила, что наиболее многочисленной группой животных являются насекомые. Самые заметные среди них — бабочки — появились 60 млн. лет назад.

Численность и места обитания. На сегодняшний день человечеством открыто по разным источникам около 170 000 видов Чешуекрылых (Lepidoptera), или бабочек, встретить которых можно во всех уголках Земли, кроме Антарктиды.

Дневные и ночные... Всех бабочек делят на дневных (булавоусых) и ночных (разноусых). Это неравноценные группы. Первых всего около 20 000 видов, относящихся к 15 семействам из 80, входящих в отряд Чешуекрылых.

Самые, самые... Самая большая бабочка имеет размах крыльев 30 см (бразильская Агрипина), а самая маленькая — 2 мм (Ацетозея из Англии).

Питание. Способы и источники питания у разных видов бабочек очень отличаются: одни питаются цветочным нектаром, другие — выделениями тлей, а некоторые — вообще не едят. Личинки Чешуекрылых — гусеницы — любители фруктов, листочков разных насаждений, травинок, цветов, ученые называют их фитофаги.

Размножение. Они относятся к насекомым с полным превращением. В своем развитии проходят четыре стадии: яйцо — личинка — куколка — взрослое насекомое.

Бабочки в жизни человека. Бабочки стали приносить людям пользу около 7000 лет назад.

Гипотеза исследования: как и все природе, бабочки приносят ей пользу, но при этом являются и вредителями.

Живет моя бабушка в Донбассе, в маленьком шахтерском городке, ее огород — загородный дачный участок. Надо сказать, что бабочки нечастые гости в таких местах.

И все же, чтобы они не наносили вред огороду, бабушка, как опытный дачник, оставила по его обочине сорные растения — дикую морковь и пижму. В самом солнечном уголке у нее растут крапива и хмель, чтобы от огородных растений отвлечь внимание бабочек-самок, ищущих, куда бы отложить яички. Кроме того, на деревьях вывешены два скворечника, которые никогда не пустуют. Все это средства борьбы с гусеницами вредных бабочек.

Рис. 1. Бабушкины помощники: скворец, синица

 

«Помогают» и гусеницы полезных бабочек, и другие насекомые, например:

C:\Users\1\Desktop\Новая папка\Якуничева\бр.jpg

Рис. 2. Наездник апантелес белянковый

 

Наблюдая за бабочками в огороде моей бабушки, я установила, какие из них появлялись чаще других, и определила видовой состав этих представителей отряда Чешуекрылых (Lepidoptera):

                    Семейство Белянок: капустница, лимонница, боярышница.

                    Семейство Нимфалид: дневной павлиний глаз, адмирал, траурница.

                    Семейство Парусников: махаон.

                    Семейство Листоверток: яблоневая плодожорка.

                    Семейство бражников: бражник тополевый.

Затем решила изучить цикл полного превращения вредной (Капустница, семейство Белянки) и полезной (Дневной павлиний глаз, семейство Нимфалид) бабочек. Вот что получилось:

 

Таблица 2

Результаты наблюдения за бабочками

Растения, которые повреждаются

Название бабочки (семейство)

Кладка яиц

Появление личинок

Окукливание

Появление бабочек

Численность личинок, которые повреждают растения

Появление взрослых насекомых

Характер и степень повреждения растения

начало

массово

конец

начало

массово

конец

начало

массово

конец

Капуста, редька, редис.

Капустница, семейство Белянки

22 мая

1 июня

3 июня

6 июня

19 июня

22 июня

24 июня

6 июля

9 июля

11 июля

44 штуки

20 бабочек

Гусеницы частично нанесли ущерб капустным листьям, повредили редис.

Хмель, крапива и дикая морковь.

Дневной павлиний глаз, семейство Нимфалид

28 апреля

5 мая

-

-

20 мая

-

-

31 мая

-

-

2 штуки

1 бабочка

Гусеницы повредили листья хмеля, крапивы и дикую морковь.

 

Таким образом, с помощью наблюдений, изучения специальной литературы я не только познакомилась с жизнью бабочек поближе, но и установила, что эти порхающие создания уязвимы на любой стадии своего развития. Врагов у них немало, но при этом сами они не так уж безобидны. Кроме того, на численность и видовой состав этих насекомых своей деятельностью очень влияет человек. Потеряв подходящее место обитания, многие виды уже исчезли или стали настолько малочисленными, что нуждаются в охране.

Поэтому составила Атлас-определитель бабочек, часто встречающихся на огороде моей бабушки, рисунки в котором сделала сама.

Еще изготовила видеоролик по материалам исследования, чтобы показать красоту и разнообразие мира бабочек и привлечь внимание взрослых и детей к проблеме их охраны.

И в завершение, хочется напомнить древнегреческую легенду о появлении бабочки.

Богиня цветов Флора решила сделать Богу Зевсу подарок: она взяла чистоту раннего утра, свежесть горного ручья, хрустальный блеск утренней росы, красоту и благоухание всех земных растений и создала цветок, равного которому не было на всем белом свете. Зевс, увидев такой великолепный подарок, не удержался и поцеловал нежные лепестки. И — о чудо! — цветок оторвался от стебля и полетел. [6]

Я уверена, мы должны сделать все возможное, чтобы эти «чудо — цветы» во всем их многообразии и в естественной среде обитания были сохранены для потомков.

 

Литература:

 

  1.                Алексеев В. Н., Бабенко В. Г. Бабочки в мифах и легендах. — М.: Дрофа Плюс, 2006. — 192 с.
  2.                Аманда О*Нейлл, Анита Ганери, Джеки Гэфф, Фиона Макдональд, Барбара Тейлор. Энциклопедия для любознательных // Где, что и когда? — М.: Махаон, 2009. — 256 с.
  3.                Большая иллюстрированная энциклопедия животных. — 5-е изд. — М.: Махаон, 2008. — 239 с.
  4.                Гиляров М. С. Биологический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1986. — 893 с.
  5.                Ламперт Карл. Атлас бабочек и гусениц. Места обитания. Физические характеристики. Поведение. Размножение. Под ред. Быховца А. И. — Минск: Харвест, 2003. — 736 с.
  6.                Махотин С. А. Прогулки по лесу. — М.: Белый город, 2014. — 144 с.: цв. ил. (Моя первая книга).
  7.                Плавильщиков Н. Н. Занимательная энтомология: Научно-художественная литература. — 2-е изд. — М.: Дет. лит., 1990.– 192 с.
Основные термины (генерируются автоматически): бабочка, дикая морковь, дневной павлиний глаз, моя бабушка, семейство Нимфалид, видовой состав, полное превращение, жизнь бабочек, представитель отряда, семейство Белянки.


Задать вопрос