Моя проектная творческая работа «Настенный коврик «Мотивы родного города» в технике ковровой вышивки» необходима и актуальна в сегодняшние дни потому, что простые и в то же время прекрасные художественные творения помогают привить любовь к родному краю, учат видеть и любить природу, ценить народные традиции и обычаи. Благодаря произведениям народного искусства у нас, школьников, формируются представления о красоте и гармонии. Изучение народного искусства, на мой взгляд, будет способствовать развитию художественного восприятия. Народное искусство уходит корнями в глубь веков и является фундаментом нашей современной культуры, поэтому дальнейшее духовное, нравственное совершенствование общества невозможно без усвоения народной культуры.
Процесс труда с его ритмом, темпом, оформлением изделия увлекает меня, способствует выявлению моих способностей. Я приобретаю умение самостоятельно трудиться, стремлюсь создавать прекрасное. Результаты моего труда приносят творческое удовлетворение, оказывают на меня глубокое эмоциональное воздействие.
|
|
Фото автора
На коврике «Мотивы родного города» я изобразила главную достопримечательность моего родного города Казани — мечеть Кул-Шариф, города, в котором прошлое и настоящее волшебным образом переплетаются между собой. Четыре века назад в столице Казанского ханства возвышалась легендарная многоминаретная мечеть, которая была разрушена Иваном Грозным при взятии Казани. Имам мечети Кул-Шариф погиб, защищая город. Здание исчезло с лица земли, но осталось в памяти людей как утраченная святыня. Мечеть была воссоздана в 2005 году и названа в честь знаменитого Кул Шарифа. Она стала подарком жителям города к 1000-летнему юбилею Казани. Архитекторы Латыпов Ш. Х., Сафронов М. В., Саттаров А. Г. Сайфуллин И. Ф. отразили в мечети традицию тысячелетнего зодчества татар. Сегодня мечеть Кул-Шариф является одной из самых ярких достопримечательностей Казани. Её по праву можно считать символом города, символом Татарстана.
Работа автора
|
Кул-Шариф, г. Казань |
А как же выглядела мечеть в прошлом? Предполагают, что мечеть Кул-Шариф строилась местными мастерами с ориентацией на османскую школу зодчества [1]. Конкретных фактов, касающихся мечети, к сожалению, нет. Даже число минаретов в разных источниках различное. Считается, что архитектура мечети Кул-Шариф воссоздает разрушенную много веков назад мечеть Аль-Кабир, которая находилась в городе Булгар и была символом поволжского ислама. Сейчас Кул-Шариф не одно здание, а целый комплекс, занимающий территорию почти в 19 тыс. кв. метров. Этот комплекс включает в себя саму мечеть, здание экскурсионного бюро и памятный камень. Сооружение храма — это два пересечённых под углом в 45 градусов квадрата в виде знака, известного в мусульманском мире как «благословение Аллаха». Окна купола мечети, декорированного под «Казанскую шапку», вырезаны в форме тюльпанов. Комплекс имеет 4 главных минарета, высота каждого из которых составляет 58 метров. Внутри храм выглядит так же величественно, как и снаружи. Мечеть украшают цветные витражи, мозаика, лепнина, позолоченные элементы. Внутреннее убранство храма отражает традицию тысячелетнего зодчества татар. Снаружи здание облицовано гранитом и мрамором [2].
В наши дни техника ковровой вышивки вновь востребована в интерьерных решениях. Предметы ручной работы ценились во все времена. Ковры приобретаются не только для сохранения тепла, но и как предмет интерьера и произведение искусства.
Для работы над изделием я подготовила основу для вышивания. Ткань двунитку натянула на подрамник и закрепила кнопками — гвоздиками. Перенесла эскиз мечети на ткань при помощи копировальной бумаги и карандаша. И стала вышивать. В моей работе использовались остатки полушерстяной и шерстяной пряжи. Приём вышивания состоит в выполнении мелких стежков, прокладываемых ковровой иглой по изнаночной стороне ткани. Иглу ввожу до упора, благодаря чему петли на лицевой стороне изделия получаются одинаковой длины. Обвязала край изделия крючком –столбиками без накида. Укрепила изнаночную сторону изделия клеем ПВА. Мечеть по периметру обрамляет национальный растительный орнамент татар [3]. У казанских татар в декоративно-прикладном искусстве цветочно-растительный орнамент занимает важное место. Изобилие и разнообразие растительного мира вдохновляло наших мастеров в их творчестве. С древне-восточными степными растениями (тюльпан, пальметта, лотосовидный, трилистник) в узорах позже помещаются садовые и полевые цветы, растения. По происхождению цветочно-растительный мир делится на три группы: степные, полевые и садовые растения, которые широко используют городские художники в своем творчестве. Из степных мотивов: тюльпан, незабудка, мак, гвоздика; из полевых мотивов: ромашка, колокольчик, василек, шиповник; из садовых: георгин, астра, хризантема, пион, роза. Во всех областях искусства казанских татар широко используются мотивы трилистника. Объединяясь с другими цветами, трилистник, создает очень красивую своеобразную композицию. В вышивке в форме любимого народом цветочно-растительного орнамента предстал весь многообразный мир чувств и настроений человека. Искусство ковровой вышивки — прекрасный вид декоративно-прикладного творчества, очень интересный и увлекательный, завораживающий своей мягкостью и неповторимостью.
Литература:
- «Казанские истории», № 2–3, 2001 год
- http://www.kul-sharif.com/
- Ф. Г. Габдуллина //Вышиваем сами — Казань: ТаРИХ, 2003-С.9