Нажить много денег — храбрость;
сохранить их — мудрость,
а умело расходовать — искусство.
Бертольд Авербах
Деньги — это огромное достижение человечества. Одни люди говорят, что деньги — это зло, а другие — счастье. Тем не менее, деньги — это реальность, с которой мы сталкиваемся ежедневно в нашей повседневной жизни. Тема денег была и остаётся актуальной всегда и для всех.
Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Мы слышим разговоры о деньгах дома, в средствах массовой информации, на улице, в школе. С раннего детства дети понимают, что деньги помогают получить желаемое, и начинают стремиться к накоплению денег и самостоятельному их использованию. Перед родителями школьников встает вопрос: давать ли ребенку деньги и если давать, то в каком количестве?
В Беларуси нет регулирования выдачи карманных денег детям и нет официальной статистики, поэтому судить об их количестве достаточно сложно. Однако сумма выдаваемых денег зависит от разных факторов: финансовых возможностей семьи, количества выдаваемых денег другим детям, возраста ребенка, а также здравого смысла. Как же эти проблемы решают родители моих одноклассников? Дают ли своему ребенку деньги? Регулярно или время от времени? Сколько? Как и куда тратят выдаваемые деньги мои сверстники? Эти актуальные вопросы меня очень заинтересовали.
Знания о деньгах и правилах обращения с ними называют финансовой грамотностью. Умение обращаться с деньгами — это совершенно особый навык, который успешно поддается тренировке. Лучшим тренажером финансовой самостоятельности школьников являются карманные деньги.
Карманные деньги — это сумма, выделяемая родителями детям на их собственные нужды. Главная их цель — научить ребенка тратить деньги, делая различные покупки и неся ответственность за свой выбор. Поэтому слишком строгий контроль со стороны родителей уничтожит смысл обладания карманными деньгами.
Среди своих одноклассников и их родителей я провела опрос. На вопрос «Есть ли у вас карманные деньги?» из 22 одноклассников 20 ответили «Да».
С родителями одноклассников было проведено анкетирование, результаты которого представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты анкетирования родителей учащихся 3 ”А“ класса СШ № 11 г. Пинска по теме карманных денег
Вопросы анкеты |
Результаты ответов |
||
Да |
Нет |
Иногда |
|
Нужны ли ребенку карманные деньги? |
20 |
1 |
1 |
Вы даете ребёнку деньги на карманные расходы? |
20 |
- |
2 |
Обсуждаете ли вы то, как ребёнок распорядился деньгами? |
20 |
1 |
1 |
Были ли у вас карманные деньги, когда вы были учениками начальной школы? |
10 |
8 |
4 |
Надо ли ребенка посвящать в вопросы семейного бюджета? |
6 |
16 |
- |
Исследование показало, что 90 % родителей считают необходимым наличие карманных денег у ребенка и их выдают детям. Первые личные деньги появляются у девочек и мальчиков, в среднем, в возрасте семи лет и определенное количество денег несколько десятилетий назад было почти у половины младших школьников. Почти все родители (90 %) контролируют, на что и сколько ребёнок потратил карманных денег. При этом, только 27 % опрошенных считают необходимым посвящать ребёнка в вопросы бюджета семьи.
Большинство родителей справедливо считают, что какое-то количество денег надо давать детям просто потому, что они являются членами семьи. В то же время предполагается, что дети должны в той или иной мере помогать родителям по хозяйству. Во многих странах вопрос «платить за помощь по хозяйству или не платить» обычно решается следующим способом: некая фиксированная сумма вручается ребенку регулярно, но он может «заработать» еще немного, если выполнит то или иное поручение. Например, помоет родительскую машину или подстрижет газон перед домом.
Среди своих одноклассников я провела игру «Карманные деньги». Цель данной игры — проанализировать умение школьников распоряжаться карманными деньгами.
Сущность игры состоит в следующем:
1. Каждый школьник имеет ряд расходов на собственные нужды: покупка школьных принадлежностей, оплата мобильной связи, покупка еды (сладостей), поход на стадион (в бассейн), оплата аттракционов, подарок другу, поход в кинотеатр и др.
2. Мои одноклассники были разделены на три команды. Каждая команда придумала свое название: команда № 1 — ”Смайлики“, команда № 2 — ”Матроскины“, команда № 3 — “Фиксики“.
Каждая команда получила по 120 карманных игровых денег и одинаковый набор картинок с видами расходов школьников.
3. Задача каждой команды — распределить имеющиеся у них игровые карманные деньги по своему усмотрению.
Результаты игры «Карманные деньги» представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результат игры «Карманные деньги»
Расходы школьников |
Распределение карманных денег |
||
Команда ”Смайлики“ |
Команда ”Матроскины“ |
Команда “Фиксики“ |
|
Оплата мобильной связи |
20 |
40 |
10 |
Еда (сладости) |
20 |
5 |
10 |
Поход на стадион, в бассейн |
10 |
10 |
15 |
Аттракционы (развлечения) |
15 |
15 |
20 |
Школьные принадлежности |
20 |
20 |
50 |
Подарок другу |
30 |
15 |
5 |
Поход в кинотеатр |
5 |
15 |
10 |
ВСЕГО |
120 |
120 |
120 |
Игра показала следующее: команда ”Смайлики“ больше всего денег потратила на подарок другу. Команда ”Матроскины“ больше всего потратила на оплату мобильной связи, а команда “Фиксики“ — на покупку школьных принадлежностей.
Отсюда следует вывод: карманные деньги — это не награда за хорошее поведение и не плата за помощь по дому. Карманные деньги способствуют развитию самостоятельности школьников и придают детям уверенности в себе. Школьник, который может сам принять решение, что ему купить, начинает чувствовать себя «почти взрослым». Но моих друзей объединяет одно: ВСЕ команды потратили ВСЕ имеющиеся у них деньги! А правильно ли это?
Для ответа на поставленный вопрос я обратилась за помощью к финансовому консультанту, которая научила нас основным правилам распоряжения своими деньгами:
- Заплати сначала самому себе! Сберегай часть получаемых денег (не меньше 10-й части) для обеспечения своей будущей жизни;
- Частично или полностью отдай долги, если они имеются;
- Сохрани сберегаемые деньги так, чтобы получить финансовую поддержку при непредвиденных событиях в жизни.
- Всегда помни о необходимых тратах и желаемых тратах денег!
- Следуй постоянному правилу составлять и вести личный бюджет на месяц!
Важным правилом грамотного планирования поступления и использования денег является составление личного бюджета. Если в личном бюджете доходов получилось больше расходов, то можно начать откладывать на исполнение своих желаний. Если расходов получилось больше доходов, нужно найти возможности сокращения затрат, срочно обнаружить и ликвидировать «ловушки» бюджета. Если в них попасть, можно сильно увеличить свои расходы. И тогда школьник не сможет накопить деньги на достижение финансовой цели, а возможно не сможет купить себе даже самое необходимое! Важно сделать свой личный бюджет безопасным!
Знания о деньгах и правилах их использования помогут нам более осознанно подумать о своем будущем и самостоятельно выбирать наиболее привлекательные пути в жизни. При управлении личными деньгами каждый из нас сможет принимать разумные решения, сформировать у себя правильные финансовые привычки и использовать свои знания на практике!
Литература:
- Антипенко О.,: Денежная азбука. Справочное издание — «БелКП-ПРЕСС», Минск, 2013.
- Блискавка Е.,: Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей — Издательство «Четыре четверти», Минск, 2015
- Малычевская Е. Купилки из копилки: нескучная книга о деньгах. Пособие для развивающего обучения для младшего школьного возраста.- ООО «Ремарк», 2015.