Мой первый гербарий | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Биология

Опубликовано в Юный учёный №5 (14) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 23.11.2017

Статья просмотрена: 4021 раз

Библиографическое описание:

Турко, А. Д. Мой первый гербарий / А. Д. Турко, А. А. Метлицкая. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 5 (14). — С. 94-101. — URL: https://moluch.ru/young/archive/14/1055/ (дата обращения: 16.11.2024).



 

Я живу на Кубани в замечательном городке на берегу Азовского моря. Особенно красива моя школа № 18, которая весной и летом буквально утопает в зелени деревьев и ярких красках цветов. На уроках я уже встречалась с гербариями, которые показывала наша учительница. Мне стало интересно, смогу ли я самостоятельно создать гербарий, поближе изучить растения пришкольного двора, собрать и показать своим одноклассникам.

Цель моей исследовательской работы: узнать, что такое гербарий и как правильно его собирать. Задачи выполнения работы заключаются в следующем:

1.                  Найти и изучить необходимую литературу по теме.

2.                  Использовать растительность пришкольного участка как объект для исследований.

3.                  Провести опрос одноклассников, знают ли они, как собирать гербарий.

4.                  Обучиться разным способам сбора гербария.

5.                  Составить гербарий «Растения школьного двора»

6.                  Найти другое применение засушенным растениям в виде декоративных композиций.

Методы исследования: наблюдение, опрос, фотографирование, счёт, сравнение, изучение и обобщение.

Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что её продукт (собранный гербарий) можно использовать на уроках окружающего мира и кубановедения при изучении различных тем, представлять на конкурсах, выставках, участвовать в проектах.

Мое предположение: сбор гербария вполне по силам ученику начальной школы.

1.Основная часть.

1.1. Что такое гербарий? Историческая справка.

В толковом словаре я нашла такое определение: «гербарий — коллекция засушенных растений, трав» [1, с.63]. Википедия поясняет: «Герба́рий (лат.herbárium, от herba-«трава») — коллекция засушенных растений, препарированных в согласии с определёнными правилами» [4]. Обычно гербарные образцы после сушки крепятся на листах белой плотной бумаги. Выяснилось, что слово гербарий появилось давно. Первые гербарии появились в Италии в IV веке и стали популярны по всему миру. В старину это слово обозначало книгу, посвящённую растениям или травник. В этих книгах описывались основные свойства растений, как оно влияет на человека. А ещё словом «гербарий» называли человека, который занимался травами. Высушенные части растений вместо рисунков раньше наклеивали в «травники» [5]. Гербарий собирали многие великие люди. В России первый гербарный лист был заложен Петром I с краткой надписью «рваны́ 1717 года». Гербарии бывают очень разными. На них могут быть представлены:

–                    растения со всеми частями (от подземных до наземных, включая цветки и плоды);

–                    целые группы различных растений;

–                    отдельные части растений (листья, цветки, лепестки и плоды).

В научных целях сохраняют полные гербарии, в «домашних» — наиболее привлекательные части растения, учитывают его размер и особенности листьев и цветков. Учёный К. Линней определил технологию сбора растений [3], которая, практически, не изменилась и до наших дней. Его правилами пользовалась и я, когда собирала свой первый гербарий.

1.2. Для чего создают гербарии?

Засушенные растения применяют при изготовлении аппликаций, картин, открыток, панно и альбомах. Они рассказывают о любимых садовых растениях, ценных моментах и красочных букетах. Создавать сухие панно — искусство и совсем не сложное. Гербарии создают не только для научных целей и не только как «живые» иллюстрации к растениям. Сейчас гербарии также:

  1.                Помогают сохранить на память подаренные цветы и растения;
  2.                Позволяют сохранить коллекцию собственных растений на долгие годы;
  3.                Отличный декоративный материал для украшения помещений;
  4.                Дают простор для творчества.

1.3. Как используют гербарии? Рассмотрим различные варианты использования засушенных гербарных листьев и цветов.

1. Для учебных целей в специальных альбомах и гербарных картотеках;

Рис. 1. Альбомы для гербариев

 

2. Для украшения фоторамок, дневников и блокнотов для записей;

Рис. 2. Украшения

 

3. В декоративных панно в сочетании с кружевами, живописью, декупажированной основой;

Рис. 3. Декоративное панно

 

  1. В украшении декоративных тарелок, подносов и шкатулок (и других техниках декупажа в качестве объемных украшений);

Рис. 4. Техника декупаж

 

  1. В закладках для книг;

Рис. 5. Закладки для книг

 

6. Для создания объемных картин и панно в смешанных техниках, в том числе в коллажах;

Рис. 6. Объёмные картины

 

7.В открытках и скрапбукинге

Рис. 7. Скрапбукинг

 

1.4. Правила создания гербария

Изготовление гербария по специальным правилам поможет надолго сохранить растение в домашней коллекции. А ещё засушенные растения можно использовать для создания красивых картин! Начинать собирать гербарий лучше по одной теме. Например, «Плодовые деревья» собираем наиболее интересные экземпляры листьев только плодовых деревьев. Вот некоторые темы для сбора: «Цветы», «Травы», «Лекарственные растения», «Растения Кубани» или «Редкие растения моей малой родины».

Чтобы изготовить гербарий из листьев растений, произрастающих на территории нашей школы, мне понадобились следующие инструменты и принадлежности: плотные альбомные листы бумаги А-4; старые газеты для сушки материала; книги, используемые как пресс; клей; салфетки; прозрачные файлы; папка-скоросшиватель; садовые ножницы для резки веток и стеблей.

Раскроем несколько секретов, как мы делали гербарий из листьев и цветов.

Первый секрет. Мы отбирали только сухой материал. Выбирая цветы, мы следили, чтобы они были только свежие, незавядшие.

Второй секрет. Отобранный материал быстро обрабатывали и отправляли на сушку. Порядок сушки: в сложенный пополам чистый лист бумаги помещаем растение, листок или цветок внутрь. Дополнительно обкладываем будущий экспонат гербария старой газетой. Прокладывали салфетки между бумагой и газетой. Все это ложили под пресс. В нашем случае мы воспользовались толстыми книгами.

Через пару недель всё было готово к помещению в альбом или рамку!

Секрет третий. После того, как все наши растения высохли, мы поместили их на плотные бумажные листы и в альбом. Крепили экспонаты гербария при помощи ниток, бумажных полосок, клея и скотча. Дополнительно мы приклеивали на страницу бирочку с названием и описанием экспоната, чтобы было понятно, какое это растение.

2. Исследование.

2.1. Опрос. С целью выяснения, знают ли мои одноклассники «Что такое гербарий?» и как его создавать, был проведен социологической опрос среди учащихся 2 –х классов.

1

Я знаю, что такое гербарий

да

нет

31 чел. (набор, коллекция)

9 чел.

2

Для чего создают гербарии?

Для получения информации о растениях (18)

Для декоративно-прикладного искусства и творческих работ (20)

3

Как собирать и хранить растения?

Засушивание в старых книгах и газетах (28)

Засушивание с помощью утюга (быстрее) — 8

 

Было опрошено 40 вторклассников. На первый вопрос положительно ответили 30 учеников — 77 %. На вопрос, для чего создают гербарий, ответили: для получения информации о растениях -45 %; для творческих работ -50 %. На третий вопрос: засушивание в старых книгах, газетах — 28 учеников (70 %). С помощью утюга — 5 учеников (20 %)

Проанализировав ответы, делаем вывод: многие из одноклассников не знают о назначении гербария и технике его создания.

2.2. Создание гербария «Растения школьного двора».

Изучив литературу, проанализировав результаты опроса, мы решили создать гербарий по всем правилам. Этот гербарий будет тематический «Растения школьного двора». Использовался атлас-определитель «От земли до неба» А.Плешакова» [2]. На уроках кубановедения и окружающего мира я смогу рассказать о собранных растениях, доказав значимость и актуальность созданного гербария.

 

Таблица создания гербария-альбома «Растения школьного двора»

Сбор материала на пришкольном дворе (фото)

Название растений

Характеристика растений

(по атласу-определителю

«От земли до неба» А. Плешакова

Декоративная садовая роза

Окультуренные шиповники.

Главным преимуществом этих растений является их высокая зимостойкость и раннее цветение. Являясь невысокими растениями, парковые розы выглядят очень привлекательно по причине густой листвы и отлично смотрятся как в одиночных, так и в групповых посадках.

Бархатцы

Встретишь их почти на каждом садовом участке. Цветут они до заморозков.

Разные сорта бархатцев бывают высотой от 15 см до 1 м.

Петуния

Растения с эффектными яркими красочными цветками. имеют кустовидную форму, ветвятся и растут достаточно быстро. Диаметр — 30 см, высота — 15–30 см, листья длиной 5–12 см овальной формы, темно-зеленые или зеленые.

Декоративный подсолнечник. Гелиантусы.

Из них делают букеты, они становятся украшением ландшафтного дизайна, культивируют как комнатное растение. С различной окраской, цветы могут быть белыми, кремовыми, абрикосовыми, оранжевыми, бордовыми, лимонными, коричневыми, жёлтыми; формой цветков, которые бывают простыми, полумахровыми и махровыми; размером цветка от 5 до 30 см. Бывают сорта-гиганты— вырастают до 60 см

Ива ломкая

Род древесных растений семейства Ивовых. Используют другие названия — ветла́, раки́та, лоза́, лози́на, ве́рба, тальник...Очень распространённые и весьма известные в средней части России.Большинство видов ив любят влажность и селятся в сырых местах, в сухих же местах (на склонах, песках и т. п.) и на болотах

растут сравнительно немногие виды. Встречается ива и в лесах.

Береза

Название произошло от слова «белеть, светиться». Эти деревья, за исключением некоторых карликовых видов, достигают 45 м в высоту, а ствол березы может достигать в обхвате 1,5 м.

Других деревьев с белой корой в России нет.

Тополь

Высота деревьев колеблется от 30 до 60 метров, диаметр ствола — около метра. Растут тополя очень быстро и уже в возрасте сорока лет приобретают окончательную высоту (если и подрастают, то несильно), за что в своё время этому растению отдавали предпочтение при озеленении улиц

Ясень

Высокое дерево с прямым стволом. Лист ясеня состоит из многих удлиненных листочков. Нетрудно узнать это дерево по плодам. Они висят густыми метелками. Каждый плод имеет одно крылышко, вытянутое в виде язычка.

 

Из таблицы ниже видно, что в гербарий вошли разные виды растений:

Лиственные деревья

Кустарники

Травы

4

3

4

 

Сбор материала проходил с 01.06.2017 по 25.08.2017.

Кратко перечислим основные правила сбора природного материала, которых мы придерживались.

–                    Нельзя вырывать растения с корнями;

–                    Заготавливая цветы и соцветия с кустарников и деревьев, нельзя обламывать ветки;

–                    Не заготавливать сильно запыленные, больные или загрязненные растения;

–                    Срывать нижние листья, оставляя верхние, чтобы не повредить цветению и плодоношению растения.

–                    Цветки собирали в начале цветения, аккуратно срывая их руками, срезая ножницами.

Раскладка для сушки. Памятка.

1)                 Обработка собранных растений: отрясите с корней лишнюю землю и поместите на сухой лист газеты. (Рис.8)

2)                 Растение нужно хорошо расправить, следя при этом, чтобы оно сохраняло более-менее естественный вид. (Рис.9)

3)                 Не стремитесь располагать «лицом» все листья. Некоторые из них даже нужно загнуть, некоторые расположить обратной стороной. (Рис 10.)

4)                 Газеты или листы бумаги с растениями нужно переложить сухими газетами, чтобы они впитывали лишнюю влагу,поместить всю стопку под пресс. Газеты, не содержащие растения, нужно ежедневно менять на сухие. (Рис.11)

Рис. 8.

 

Рис. 9.

 

Рис. 10.

 

Рис. 11.

 

Создание и оформление альбома

Пришивание, приклеивание растений, крепление с помощью скотча, наклейка этикеток с описанием растений, систематизация материала с опорой на атлас-определитель «От земли до неба» А.Плешакова.

2.3. Использование засушенных листьев и цветов.

Собранный и засушенный гербарный материал пригодился не только как учебное пособие для уроков. Мы использовали его в создании сюжетных картин на уроках технологии (Рис 12)

Рис. 12. Моя работа «Петушок»

 

Заключение

В ходе проведенного исследования мы узнали интересные факты: первые гербарии появились в Италии в 16 веке.«Гербарием» называли человека, который засушивал растения. Гербарий собирали многие великие люди. В России первый гербарный лист был заложен Петром I с лаконичной надписью «рваны 1717 года». Мы узнали, что засушенные растения превращаются в экспонаты, хранятся долго и напоминают нам о мире живой природы. Из гербарных листов можно делать разные поделки.

Можно сделать следующие выводы:

  1.                Я узнала, что такое гербарий.
  2.                Изучила технологию изготовления гербария из листьев и цветов пришкольного двора.
  3.                Разработала план изготовления гербария.
  4.                Выбрала необходимые материалы.
  5.                Самостоятельно научилась собирать гербарий из растений, произрастающих на территории нашей школы.

Поставленные цели и задачи в начале исследования, были выполнены с помощью различных методов и приёмов.

Моё предположение о том, что сбор гербария хоть и сложный, долгий процесс, но вполне по силам ученику начальной школы, подтвердилось. Я обязательно продолжу работу над пополнением своего первого гербария экспонатами со школьного двора. Собранная мной гербарная коллекция может применяться как учебное пособие на уроках окружающего мира, кубановедения, во внеурочной деятельности.

 

Литература:

 

  1.                Словарь «3 в 1 для начальной школы. /Р. Б. Якубова, Н. Б. Якубова/-Ростов н/Д: Феникс, 2015–410 с
  2.                Плешаков А. А. «От земли до неба». Атлас-определитель: пособие для учащихся начальных классов. М.: просвещение, 2012.
  3.                Багрова Л. А. Я познаю мир. Растения, М.: «АСТ»,1998
  4.                Википедия http://ru.wikipedia.org/
  5.                Ботаничка.ру http://www.botanichka.ru/blog/2015/12/15/gerbariy-krasota-nepodvlastnaya-vremeni/
Основные термины (генерируются автоматически): растение, гербарий, школьный двор, пришкольный двор, Россия, окружающий мир, Цветок, дерево, книга, гербарный лист.


Задать вопрос