Научным проблемам формирования социального предпринимательства посвящены труды российских и зарубежных исследователей: И. С. Лебедевой, Э. Дюркгейм, Я. С. Гришиной, А. Н. Макаревич, Т. Ю. Сазоновой, А. Б. Гофман, Ю. Е. Благова, Ю. Н. Арай, А. В. Баркова и др. Следует отметить, что в научной литературе не существует однозначной трактовки термина «социальное предпринимательство».
И. С. Лебедева отмечает в своей статье «Концепция социального предпринимательства в контексте современной Российской действительности» положительные сдвиги в экономическом развитии России, что является серьезным шагом для решения социальных проблем современной России. Ю. Е. Благов и Ю. Н. Арай в своей статье «Социальное предпринимательство» выдвигают сущность проблемы типологий. А А. Н. Макаревич и Т. Ю. Сазонова в своей статье «Сущность и специфика социального предпринимательства в России» сравнивают коммерческие, гибридные и некоммерческие организации и делают вывод, что социальное предпринимательство является предпринимательством гибридного вида, объединяющее элементы чисто коммерческого ведения и некоммерческие организации, функционирующие исключительно на пожертвования.
Тема социального предпринимательства становится все более обсуждаемой и популярной во всем мире. Она является относительно новым явлением не только для России, но и для мира в целом. СП направлено на решение острых социальных проблем, имеющих серьезные негативные последствия, с помощью бизнес-схем. На сегодняшний день нет точной статистики, сколько людей работают в сфере социального предпринимательства. Многие даже не предполагают, что работают в ней. Особенно это касается отдаленных регионов, куда тренд еще не дошел.
Возникновение социального предпринимательства связано с проблемами ХХI века. В России все больше насчитывается социальных проблем, с которыми государство не справляется. Это такие проблемы, как низкий уровень жизни, безработица, социальная напряженность от других. Эффективность решения проблем социального характера низкая, а потребности общества возрастают, и они нуждаются в поддержке. Вследствие чего и появляется новое направление, такое как социальное предпринимательство.
«Социальное предпринимательство» (СП) — предпринимательская деятельность, нацеленная на смягчение или решение социальных проблем.
Что мотивирует социальных предпринимателей?
Прежде всего, основной целью создания СП является не извлечение прибыли, а решение социальной проблемы. Также большая часть прибыли используется предпринимателем для развития и увеличения социального воздействия, а не для распределения между учредителями и владельцами. Сейчас многие социальные предприятия действуют в форме некоммерческих организаций, которые по законодательству обязаны всю прибыль направлять на уставные цели. [1, с. 65]
Средства для социального предпринимательства можно получить как обычными способами — кредитование, получение инвестиций, так и воспользовавшись народным финансированием с помощью краудфандинговых платформ, с помощью фандрайзинга, участвуя в конкурсах благотворительных фондов, поучаствовать в госзакупках. [2, c. 5]
Поскольку социальное предпринимательство — это один из видов предпринимательской деятельности, то рассмотрим возможности использования таких инструментов бизнес-планирования, как бизнес-модели.
Бизнес-модель — логическое схематическое описание бизнеса, призванное помочь в оценке ключевых факторов успеха компании. [3, c. 24]
Целью бизнес-моделирования является создание достоверного, наглядного и простого для понимания описания деятельности компании. Это может быть рисунок, схема, объемная модель, выполненные по тем или иным правилам. Самое главное — понятность и применимость. [4, c. 5]
В научной литературе при определении понятия бизнес-модели выделяют два подхода:
‒ Ориентированный на бизнес-процессы/роли (подход, направленный внутрь предприятия)
‒ Ориентированный на ценность клиента (подход, направленный на внешнее окружение предприятия);
Первый подход связан с рассмотрением деятельности предприятия с точки зрения бизнес-процессов и технологий. Второй подход связан, напротив, предусматривает ориентацию на ценность, которую предприятие создает для внешних клиентов, а также результаты деятельности. [5, c. 10]
Бизнес-модель помогает получить ответы на вопросы: что и как необходимо делать, чтобы достичь желаемого результата.
Структура бизнес-модели:
Правильно построенная модель — это залог успешного бизнеса. К сожалению, многие начинают свою деятельность без четкого плана, в котором разграничены и продуманы все позиции, требования и ожидаемые результаты.
Бизнес-модель включает:
- Комплексное маркетинговое исследование рынка. Необходимо определить, в каком направлении двигаться и насколько ваш бизнес соответствует требованиям рынка.
- Оценка риска — это один из самых главных пунктов построения бизнес-моделей. Бизнес и риск два понятия, которые невозможно разделить. Оценка риска рассчитывается на основе главного правила бизнеса: возможный финансовый ущерб не должен превышать финансовых возможностей бизнесмена.
- Исследование аудитории, которой представлены товары и услуги. Тут важно учитывать не так потребительский спрос, как финансовую возможность потребителя. [6, c. 68]
Социальному предпринимателю, в особенности индивидуальному, для удобства воплощения задуманной идеи нужно разработать бизнес-модель. Бизнес-модель — это концепция, которая дает компактное и упрощённое представление о бизнесе, предназначенное для целостного представления и анализа деятельности всей системы взаимосвязанных бизнес-процессов.
Литература:
- Фонд Наше Будущее, Социальное предпринимательство в России. — 2015. — 65 с.
- Беляев, Е. Финансовые советы. — 2013. — 5 с.
- Болденков А. В. Сущность понятия бизнес-модели. — 2014. — 24 с.
- Лето, Л. Бизнес-модель как новый инструмент. — 2016. — 5 с.
- BusinessAnalysis, Моделирование бизнеса. — 2013. — 10 с.
- Центр управления финансами, Построение бизнес-моделей, — 2009, — 68 с.