На снгодняшний день основной связью окружающего мира и человека является орган зрения. Это связано с тем, что наибольший поток информации воспринимается зрительным анализатором. Тем не менее, современные техногенные устроиства влияют на функциональные параметры зрительной системы. Цель данной работы — оценить влияние гаджетов на зрительный анализатор. Материалы и методы: визометрия, тонометрия офтальмотонуса, рефрактометрия, оценка бинокулярного зрения. В ходе исследования выявлено, что зрительная нагрузка достоверно снижает остроту зрения, изменяет рефракцию, не влияет на бинокулярное зрения и состояние век.
Ключевые слова: зрение, рефракция, зрительная нагрузка, школа
Актуальность. Основной связью внутреннего мира человека и окружающего мира является зрение. На сегодняшний день человека окружает много цифровых приборов, которые упрощают его жизнь.
Сложно представить современный мир без различных гаджетов: компьютеров, мобильных телефонов, планшетов и прочих «продвинутых» штучек. Компьютер и дети — это тесная связь, которая с каждым годом становится все прочнее, а дети все раньше осваивают современную технику. И если старшему поколению все новые технологии — это зло, то маленькие детки с удовольствием начинают изучать интересные устройства. Но насколько безопасно такое увлечение детей гаджетами? Есть два диаметрально противоположенных мнения: одни родители — за, а другие категорически против.
По своему строению глаз очень сложный. Он состоит из оптической и световоспринимающей частей. Оптическая часть глаза: роговица, хрусталик, стекловидное тело. Она предназначена для светопроведения. Световоспринимающая часть глаза: сетчатка. Она предназначена для восприятия зрительной информации. Глаз устроен как фотоаппарат. В глазу есть 2 линзы: роговица и хрусталик. Как и в фотоаппарате, изображение через линзы передается на фиксирующее устройство (сетчатку).
Если говорить про влияние компьютера на детей, то оно как негативное, так и положительное. Из негатива — проблемы со зрением, осанкой, может появиться лишний вес, из-за мало подвижного образа жизни и зависимость от компьютера. Но с другой стороны, компьютер в современном мире — незаменимый помощник в учебе. Да и много интересного и полезного можно узнать посредством интернета.
Именно поэтому важным является оценить влияние гаджетов на зрительный анализатор у детей, что и является целью нашей работы. Эта работа позволит ответить на важный вопрос, влияют ли гаджеты на зрение, а если и влияют, то на какие параметры. Основную работу зрительного анализатора обеспечивают веки, острота зрения, бинокулярное зрение.
Цель исследования — оценить влияние гаджетов на зрительный анализатор.
Материал и методы. Обследовано 7 человек (возраст от 6 до 9 лет). Перед проведением работы определяли остроту зрения, внутриглазное давление. Основным этапом работы было создание модели зрительной нагрузки. Для этого после обследования дети играли на планшетах и телефонах на близком расстоянии для того, чтобы проверить изменяется ли зрение при большой нагрузке в течение 20 минут. После зрительной нагрузки определяли: изменение век, остроты зрения, бинокулярное зрение, проводили анкетирование детей. Зрение определяли с помощью компьютерной диагностики — авторефрактометрия. Бинокулярное зрение определяли с помощью прибора — четырехточечный цветотест. Перед правым глазом ставили красное стекло, перед левым — зеленое. Если ребенок не видел бинокулярно, он видел 2 или 3 точки, если видел хорошо, видел 4 точки.
Результаты исследования. До обследования всем детям проводили измерение остроты зрения. У второго и третьего ребенка зрение было низким (рис. 1).
Рис.1. Острота зрения до нагрузки.
Внутриглазное давление у всех детей было в норме (рис. 2). Всем детям проводили измерение внутриглазного давления, так как его повышение — очень грозный признак заболевания — глаукома. Сегодня глаукомой принято называть хроническую болезнь глаз, характеризующуюся постоянным или периодическим повышением внутриглазного давления с развитием расстройств в сетчатке.
Рис. 2. Внутриглазное давление до нагрузки.
После обследования проводили моделирование зрительной нагрузки. Детям давали телефоны, планшеты и они могли делать все, что хотят. Все играли. Важным условием было — нагрузка на близком расстоянии. При этом происходит очень сильное напряжение зрения. Это очень плохо для зрения, но это поможет нам определить как зрение изменяется и что изменяется.
При зрительной нагрузке веки не изменялись (не было красноты и отеков век).
При зрительной нагрузке изменяется зрение правого глаза. У 1,2,5,6 ребенка зрение ухудшилось (рис. 3). То есть, нагрузка влияет на зрение правого глаза, хотя до исследования зрение у всех детей было хорошим. Это значит то, что надо уменьшать нагрузку на зрение, соблюдать расстояние при чтении.
Рис. 3. Изменение зрения правого глаза после нагрузки
При зрительной нагрузке изменяется зрение левого глаза. Так же у этих же детей (рис. 4).
Рис. 4. Изменение зрения левого глаза после нагрузки
То есть у детей со слабым зрением испортилось зрение обоих глаз. Это связано с тем, что у детей слабые связки, которые натягивают хрусталик, Поэтому нагрузка должна быть небольшой.
В работе мы выяснили, что зрительная нагрузка не влияет на бинокулярное зрение. Проверяли бинокулярное зрение с помощью четырехточечного цветотеста.
По результатам опроса выяснили, что те ребята, которые много играют за компьютерами, имеют плохое зрение.
Заключение. Таким образом, Зрительная нагрузка не влияет на веки, зрительная нагрузка сильно влияет на зрение, зрительная нагрузка не влияет на бинокулярное зрение. По результатам опроса выяснили, что те ребята, которые много играют за компьютерами, имеют плохое зрение. Для уменьшения ухудшения зрения необходимо проводить профилактику:
– Уменьшить зрительную нагрузку на глаза,
– Играть в телефоны и планшеты не более 15 минут в день,
– Не читать в темноте,
– Смотреть телевизор не более 30 минут в день,
– Каждый день делать зрительную гимнастику.
Зрительная гимнастика уменьшит напряжение на глаза.
– Вращайте глазами вверх, вниз, вправо, влево.
– Делайте восьмерку.
По результатам работы важным является соблюдение правил нагрузки на зрение. Практическое применение этих результатов и контроль должен быть дома и в школе.
Выводы
Эта работа показала мне, как важно зрение в нашей жизни и как важно его сохранять. Мои родители работают врачами офтальмологами. Они лечат людей и помогают им вернуть зрение. Современные методы проверки зрения могут помочь определить изменения у детей и сказать о зрительной нагрузке. Эта тема мне очень нравится. Я тоже хочу стать врачом, помогать людям. Кроме того, можно даже каждому ребенку подбирать возможную зрительную нагрузку методом моделирования, который я и предложила. Я хочу, чтобы все были здоровы и имели хорошее зрение.