Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном. Прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе.
В. А. Сухомлинский
Человек всегда хотел быть здоровым, физически сильным, психически устойчивым, творчески активным. В каком-то смысле, вся история человечества — это поиск реальных путей к здоровой, полноценной жизни. Давно заметив неоспоримое и многосторонне влияние искусства на жизнь и здоровье, человек настойчиво обращался к нему в надежде на помощь. И искусство помогало ему, возвращая силы и душевное равновесие, делая его жизнь достойной человека. Такие возможности искусства не случайны — они лежат в самой его природе. Вполне возможно, искусство и было создано для того, чтобы не только приносить человеку эстетические радости, но и помогать ему, защищать его от всего того, что мешает нормально существовать. В своей работе мы будем говорить о музыке, ее влиянии на здоровье человека и роли в физической культуре.
Объект исследования — здоровье человека
Предмет исследования- музыка и физическая культура
Цель нашего исследования — выявление позитивных сторон влияния музыки на здоровье человека, ее роль и место в физической культуре.
В работе мы рассматриваем и изучаем научный материал по данной теме — результаты работы учёных разных времён, разных стран, проводим анкетирование, эксперимент.
Задачи:
– изучить литературу по теме исследования;
– подготовить экспериментальный материал;
– провести эксперимент.
Методы исследования:
– обзор литературы по данной проблеме;
– анкетирование;
– эксперимент;
– анализ полученных данных.
Актуальность: В наше время в обществе остро стоит проблема малоподвижного образа жизни, недостаточности физической активности, как следствие недостаточного интереса к занятиям физической культурой, занятия с использованием музыки повышают эмоциональный подъем, стимулирующий активную форму выполнения физических упражнений.
Гипотеза: Различные музыкальные композиции по-разному влияют на психоэмоциональное состояние и здоровье человека, если правильно использовать знания о влиянии музыки, то это положительно повлияет на его здоровье в целом.
-
Теоретическое исследование
- История вопроса
С древних пор музыка использовалась как лечебный фактор. Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги использовали музыку для лечения души и тела. Они задумывались над тайнами влияния музыки, пытаясь определить ее роль как в восстановлении функций организма, так в формировании духовного мира личности.
Одним из первых государств Древнего мира, узаконивших прикладное применение музыки в физическом воспитании подрастающего поколения в масштабах страны, была Спарта. В 663 году до н. э. некто Фалет завёз в Спарту из Крита гимнопедии (своеобразные специфические песни-пляски), под благозвучные мелодии которых выполнялись различные гимнастические упражнения, приемы борьбы и кулачного боя. В первом тысячелетии до н. э. музыкальная стимуляция в спортивной деятельности всё более прочно входит в обиход Олимпийских и других массовых спортивных состязаний античного мира. По мнению автора, массовое внедрение музыки в физическую культуры Спарты ранее других государств, по всей видимости, сыграло свою положительную роль в достижениях спартанских атлетов на Олимпийских играх в VII до н. э. Успешному примеру Спарты начинают следовать и другие государства. [6]
Великий Сократ говорил: «Часто то, что прекрасно для бега, безобразно для борьбы, а то, что прекрасно для борьбы — безобразно для бега: потому что все хорошо и прекрасно по отношению к тому, для чего оно хорошо приспособлено, и, наоборот, дурно и безобразно по отношению к тому, для чего оно плохо приспособлено», и греки великолепно пользовались этим теоретическим положением в своей спортивной практике. Сведения о музыкальной стимуляции различных видов деятельности жителей древней Эллады содержатся в трудах Платона, Геродота, Лукиана, Эвклида и других древних учёных.
В начале XX века наш знаменитый соотечественник академик Бехтерев стал изучать влияние музыки на организм человека с точки зрения медицины, и позднее его начинание было подхвачено в разных странах мира и лечебные эффекты музыки стали подтверждать экспериментально. В результате своих исследований Бехтерев пришел к выводу, что музыка влияет на системы дыхания и кровообращения человека, может устранять усталость и бодрить, он подчеркивал, что не случайно у людей сложилась традиция петь колыбельные детям и считал, что без них полноценное развитие ребенка вообще невозможно.
1.2. Музыкальное сопровождение на уроках физической культуры
Помимо укрепления здоровья и совершенствования физической формы физическая культура имеет своей целью всестороннее развитие личности. Использование музыки во время занятий может сыграть большую роль. Так музыкальное сопровождение может способствовать:
– повышению работоспособности;
– развитию координации движений;
– воспитанию чувства и понимания ритма, такта мелодии, и как следствие
выработке красивых выразительных движений;
– активации волевых усилий, возникновению эмоциональных переживаний;
– обогащению слухового и двигательного опыта.
Кроме того, использование музыки в любых форматах занятий физическими упражнениями решает несколько задач, главными из которых являются следующие:
– содействие всестороннему гармоничному развитию личности занимающихся через искусство как синтетическую форму человеческой жизнедеятельности;
– способ тренировки одновременно тела и души;
– способствование организации занимающихся в процессе занятий (при выполнении физических упражнений, различных перестроений, смене движений и места в зале);
– содействие улучшению эмоционального фона на занятии и психоэмоционального состояния занимающихся. [3] Музыка способствует развитию координации движений, воспитывает у занимающихся чувство и понимание ритма, музыкального вкуса. Её применение на занятиях способствует преодолению нарастающего утомления и помогает разнообразить тренировки, стимулировать и мотивировать тренирующихся к новым достижениям, а также ускоряет процессы освоения техники правильного выполнения движений.
1.3. Музыка и пение — мощные оздоровительные факторы
Мир, в котором мы живём, наполнен природной музыкой, шелестом деревьев, пением птиц, различными шумами, громкими или тихими. Эта природная музыка является мощным энергетическим потоком, несущим гармонию в жизнь человека. Наверное, каждый человек любит петь или пытается петь. Но мало кто знает, что правильное красивое пение имеет не только эстетический, но и физиологический оздоровительный эффект. Правильное пение — это, в первую очередь, правильное дыхание. Правильное дыхание является неотъемлемой частью многих оздоровительных систем и видов спорта. Например: йога, у-шу и другие.
Приведены новейшие примеры лечебных свойств пения:
– пение помогает в лечении многих хронических заболеваний и депрессий.
– австралийские медики практикуют пение как помощь в улучшении состояния больных с заболеваниями позвоночника и суставов и др.
Положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание, стимулирует мыслительную деятельность, ослабляет нагрузку на работающие звенья, увеличивает работоспособность человека.
-
Практическое исследование
- Организация исследования в школе
Исследования о влиянии музыки на здоровье человека было организовано на базе нашей школы. В эксперименте приняли участие учащиеся 7 -х классов, учителя школы. Всего в эксперименте участвовало 37 человек.
Эксперимент состоял из трех этапов:
1 этап — организация исследования:
– определить группу ребят, учителей, участвующих в эксперименте;
– представить методики исследования.
2 этап — изучение о влиянии музыки на здоровье человека — анкетирование; — проведение эксперимента «Влияние музыки на здоровье человека»;
3 этап — анализ исцеляющей силы музыки;
4 этап — проведение разминки на уроке физической культуры под музыкальное сопровождение.
Получив информацию о влиянии музыки на человека, мы провели несколько экспериментов. Для того чтобы выяснить как учащиеся и учителя школы относятся к музыке, мы провели социологический опрос. Анонимно мы задавали всего 6 вопросов:
- Какая музыка Вам больше нравится?
- Как Вы думаете, правда ли, что музыка влияет на организм человека? Почему?
- По-вашему, какая музыка оказывает больше пользы на организм человека?
- Какую музыку и при каких обстоятельствах вы слушаете?
- Зачем человеку музыка?
- Какие песни вы любите петь?
Можно сделать вывод: практически все знают авторов классической музыки (называли при ответах в устной форме: Баха, Бетховена), слушают эту музыку, увлекаются современными музыкальными течениями, понимают, что музыка важна для здоровья человека.
Мы предложили ребятам 7 класса написать мини-сочинение на тему: «Музыка в моей жизни». Практически все написали, что музыка важна для здоровья человека. Далее решили провести еще один эксперимент в спортивном зале во время нескольких уроков физической культуры. Нас интересовала первая часть урока — разминка под музыкальное сопровождение и без него. Почему разминка так необходима и какое влияние она оказывает на организм?
– помогает избежать травм и растяжений во время занятий спортом,
– мышцы и связки разогреваются, и становятся более эластичными и прочными,
– повышается температура тела, в результате чего улучшается кровообращение и создается оптимальный сердечный ритм,
– увеличивается выносливость и работоспособность организма.
Урок в 7 классе мы начали с разминки и под музыкальное сопровождение. Что мы увидели? Ребята в этом возрасте любят слушать музыку, соответственно ритмично двигаются при ее звучании. В результате музыкальной разминки у ребят повысилась текущая работоспособность организма, улучшилось настроение, улыбка присутствовала на протяжении всей разминки. Мы заметили, что музыка — одна из тех «изюминок», которые поднимают не только настроение, но и эффективность урока, превращая выполнение монотонных программных заданий в интересное занятие. Чего не скажешь о другом уроке, где учитель не использовал музыкального сопровождения. Ребята выполняли движения разминки, но не так задорно, как хотелось бы. Какая музыка была нами подобрана? При подборе музыки, как для отдельных упражнений и заданий, так и для целых групп или серий упражнений, учитель использовал различный музыкальный темп: Медленный — дыхательные упражнения, упражнения на расслабление, волны руками, туловищем, упражнения на равновесие; Умеренный — упражнения на растягивание, для мышц шеи; Средний — упражнения спортивно-гимнастического стиля, (махи, наклоны, выпады, на силу), элементы для рук, плечевого пояса, туловища, разновидности ходьбы, танцевальные шаги; Быстрый — бег, прыжки, танцевальные движения; Очень быстрый — бег, подскоки, танцы типа рок-н-ролла. Музыкальная разминка отвечает духу и требованиям своего времени, потребностям современной молодежи, повышает уровень мотивации к урокам физической культуры, повышает эмоциональный уровень проведения урока.
2.2. Оздоровительная сила музыкально- танцевального флэшмоба
Танцевальный флэшмоб — это всегда взрыв эмоций, позитива, радости и хорошего настроения! Конечно, лучше один раз увидеть вживую, а ещё лучше поучаствовать самому в таком великолепном действии. Сначала во время уроков физической культуры мы предложили разучить некоторые танцевальные движения под музыку.
Для этого мы подобрали композицию «Что манит птицу» и пригласили учеников начальных классов в зал. В такие моменты наружу выплескиваются положительные эмоции и тем самым создается огромный источник неиссякаемой энергии, изливаемых мощным потоком в окружающее пространство. Когда мы выучим всю композицию, мы предложим ребятам приходить во время перемены в спортивный зал и танцевать под музыку, отдыхать, т. е. с пользой проводить перемены.
Заключение
На основании изученного материала можно сделать вывод о том, что музыкальное сопровождение в зависимости от цели применения способствует повышению работоспособности, развитию координации движений, воспитывает у занимающихся чувство и понимание ритма, такта мелодии и соответствующей им красоты и выразительности движений, музыкального вкуса. Его применение на занятиях способствует преодолению нарастающего утомления и помогает избегать однообразия в проведении занятия, а также может ускорять процессы овладения техникой движения.
Литература:
- Желнерович В. Г., Игнатович Д. А., Григоревич И. В., Салычиц А. Ф. Воздействие музыкального сопровождения на физическую активность.
- Райгородский Б. Д. Что может музыка? — Музыка в школе, 2004, № 4.
- Попова С. Ю., Чернышева И. В., Шлемова М. В., Липовцев С. П. Значение музыкального сопровождения на занятиях по физической культуре.
- Понкратьева Л. П., Минина В. А. Значение физической активности в жизни человека // Молодой ученый. — 2016. — № 24. — С. 568–571.
- Чередниченко Т. В. Музыка в истории культуры. — Долгопрудный: Аллегро-пресс, 1994.
- Фролова Т. А. Влияние музыки на здоровье человека. — Музыка в школе, 2008, № 1.