К вопросу о выборе профессии школьниками | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Обществознание

Опубликовано в Юный учёный №1 (15) февраль 2018 г.

Дата публикации: 08.02.2018

Статья просмотрена: 5073 раза

Библиографическое описание:

Толстикова, Е. С. К вопросу о выборе профессии школьниками / Е. С. Толстикова, Д. Л. Витязева, М. А. Проскурякова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2018. — № 1 (15). — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/young/archive/15/1105/ (дата обращения: 20.12.2024).



 

Для человека очень важно выбрать профессию ещё с раннего возраста. Любой человек мечтает кем-то стать и чего-то добиться. И поэтому каждый ребёнок должен задуматься о своём призвании ещё будучи школьником. Некоторые люди ещё в детстве поставили перед собой цель и с возрастом стремились к её осуществлению, пытались добиться успеха в жизни. А есть люди, которые не думают о будущем и в конце концов оказываются перед выбором жизненного пути тогда, когда они им сложно этот выбор совершить.

Для жизненного успеха важны понимание и помощь окружающих, близких людей, друзей. Также необходимо чувствовать и понимать не только себя, но и других людей [1, с. 44]. В школе и дома часто говорят: «Будешь хорошо учиться — перед тобой откроются все дороги. Выбирай любое дело». Это верно, однако пока общество не в состоянии обеспечить всех творческим трудом. В то же время есть много профессий, которые не являются творческими и увлекательными, но они очень важны. Любая деятельность содержит в себе множество нетворческих моментов [1, с. 45]. Поддержка близких, друзей многое значит. Особенно поддержка родителей. Ребёнок должен знать, что в любой момент мама и папа поддержат и помогут, что родители — это опора и с них нужно брать хороший пример. Ведь когда дети и родители хорошо общаются им легче понять друг друга, помочь в чём-то, в случае же конфликтов — не могут найти общий язык, что негативно отражается на жизни ребенка. Согласно проведенному в 5–11 классах МОУ Захальской СОШ опросу, 84 % опрошенных ответили, что родители поддерживают их в нелёгком выборе профессии, но есть и те, кого родители не понимают (16 %).

Родители тоже играют важную роль в выборе профессии. Они должны постоянно поддерживать своего ребёнка и помогать ему. Многие дети, по примеру некоторых взрослых, начинают увлекаться вредными привычками. Естественно, к хорошему это никогда не приведет, а закончится проблемами как для ребенка, так и для его семьи. Таким образом, родители должны ещё с раннего возраста учить своих детей отличать хорошее от плохого. Ещё одна задача родителей — рассказать ребёнку, что в жизни не всё так просто. На пути всегда могут вставать трудности. И каждый раз, когда они возникают, нужно уметь находить правильный выход из такой ситуации. Если же ребёнок будет думать, что всё так легко и просто, то он никогда не поймёт, как решать проблемы и из таких ситуаций выходить. Если же ребёнку нравится какое-то дело необходимо поддержать его в этом выборе. Это собственное мнение ребёнка, он сам решает, кем быть, что делать. Родители не должны всё решать за своего ребёнка, иначе он никогда не станет самостоятельным. Однако в наши дни большую часть вопросов решают родители: куда поступить, что для него будет лучше, а что хуже. В этом случае, когда дети станут взрослыми, они не смогут жить без родителей, без их помощи, а это значит, что мама с папой должны будут и в дальнейшем всё решать за своих детей и помогать им. Хотя должно быть наоборот — выросшие дети должны помогать своим родителям, что также является их конституционной обязанностью.

В выборе профессии необходимо помнить о квалификации труда. Поэтому нужно хорошо учиться, чтобы качественно работать. Высококвалифицированный труд требует умения осуществлять сложные операции, трудовые приёмы, которые невозможно выполнить, не обладая специальными знаниями, умениями и навыками [2, с. 75].

Проблема выбора профессии сегодня обсуждается на государственном уровне. Согласно Федеральному Закону «Об образовании в РФ» (2013) образование осуществляется в интересах человека, семьи, общества и государства; в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Воспитание направлено на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации учащихся [5]. Но и без того понятно, что ориентация подрастающего поколения на овладение различными профессиями, на трудовую деятельность является важнейшей государственной задачей, насущной и социально-экономической и педагогической проблемой [3, с. 2].

В наше время существует немало профессий — каждый может стать кем захочет. Но как ни странно современные дети не думают о своём будущем даже в 8–9 классе, хотя должны были задумать ещё в 5–6. Всё дело в воспитании ребёнка. Ведь без воспитания не будет ни образования, ни хорошей специальности. Если ребёнок воспитан, он понимает, что необходимо хорошо сдать экзамены, поступить в колледж, университет и, наконец, устроиться на хорошую работу. От образования зависит многое. Если ребёнок в дальнейшем хочет найти хорошую, высокооплачиваемую работу, то естественно он должен не только хорошо учиться, но и уже кое-что знать о своей желанной профессии. Ведь нельзя спонтанно выбрать профессию, ничего о ней не узнав: необходимо себя подготавливать, искать информацию относительно специальности, если хочешь добиться хорошего результата.

Исходя из этого основная задача современной школы — подготовить ребёнка (выпускника) к самостоятельной жизни, успешному выполнению им своих социальных и профессиональных функций, помочь в том, чтобы каждый ребёнок правильно выбрал профессию, сделал верный выбор жизненного пути [3, с. 3].

Необходимость профориентации отмечается в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования нового поколения: школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и страны. Стандарт ставит задачу — при освоении основной образовательной программы в области профориентации формировать готовность и способность учащихся к осознанному выбору профессии, к построению дальнейшей индивидуальной образовательной траектории на основе знания мира профессий, рынка труда, воспитания, уважительного отношения к труду [6].

В наши дни школа в первую очередь влияет на выбор специальности. Ведь в школе ребёнок получает новые знания и умения, учиться чему-то новому, чего раньше не умел. В настоящее время некоторые дети думают, что школа не оказывает влияния на выбор профессии, но большинство детей всё-таки считают, что школа помогает им в этом нелёгком выборе (69 % опрошенных).

В любой профессии есть свои правила: лётчик управляет самолётом, скрипач играет на скрипке, столяр работает с деревом, а машинист водит поезд. Для осуществления профессиональной деятельности нужны разные, сложные устройства: учёному-микроскоп и компьютер, моряку-корабль, астроному-радиотелескоп и т. д., но главное для овладения любой профессией нужны знания [7]. Поэтому интересно проанализировать самые популярные ответы среди учащихся 6–11 классов на вопрос: «Какую профессию ты хотел бы выбрать?». Самыми частыми ответами были: повар, учитель, медицинский работник, полицейский, программист.

Многие считают, что в профессии главное деньги. Как они ошибаются! В любой профессии главное — любовь к своему делу, главное, чтобы это было тебе по душе. И каждый день нужно идти на работу с радостью. Если ты не будешь любить, что делаешь, ты никогда не получишь удовольствия от своего дела. И поэтому прежде чем кем-то стать, спроси у себя самого: «Нравится ли мне, то, что я делаю?». И после этого сделай для себя выводы. Знаменитое высказывание: «Делай, что любишь, люби, что делаешь». Это должно стать главным правилом любого человека. И перед выбором профессии нужно вспомнить эти очень правильные слова.

Правильно выбранная работа повышает тонус вашей жизни. Она питает ваш организм энергией. Она согласуется с вашим стилем поведения и отражает вашу индивидуальность. Она позволяет вам раскрыть ваши сильные от рождения стороны; она не принуждает вас делать то, чего вы по большому счёту, не умеете (во всяком случае, не принуждает вас к этому излишне часто!). Тем, кто профессионально занимается трудоустройством, давно известно, что люди определённого типа лучше других справляются с теми или иными обязанностями, и соответствие натуры человека характеру выполняемой работы чрезвычайно важно. Плохо то, что при традиционном подходе в расчёт принимаются далеко не все факторы. При традиционном анализе рассматривается только «большая тройка»: способности, интересы, ценности [4, с. 4,5].

Таким образом, выбор профессии не так-то лёгок, как кажется на первый взгляд. В наши дни существует много профессий, что затрудняет выбор специальности, однако его необходимо сделать будучи школьником. Еще с основной школы необходимо определить для себя круг профессий, рассмотреть возможные варианты и выбрать одну понравившуюся специальность. Однако необходимо учитывать тот факт, что с возрастом выбор может измениться, в силу особенностей психики и новых интересов, поэтому важно корректировать свои планы, правильно расставлять приоритеты, прислушиваться к мнению взрослых и других окружающих, но делать выбор самому.

 

Литература:

 

  1.                Обществознание 6 класс. Боголюбов Л. Н. — М.: Просвещение, 2012.
  2.                Обществознание 7 класс. Боголюбов Л. Н. — М.: Просвещение, 2013.
  3.                Парнов Д. А. Кем быть? — М.: Книжный мир, 2014.
  4.                Тайгер П., Бэррон-Тайгер Б. Делай то, для чего ты рождён. — М.: Астрель, 2005.
  5.                Федеральный закон «Об образовании в РФ»: принят Государственной Думой Р. Ф. от 21 декабря 2012 г. [Электронный ресурс]. URL: http://kodeks.systecs.ru/ (дата обращения: 12. 12. 2016) — Ст. 66.
  6.                Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: [утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373] // Собр. Законодательства Р. Ф. — 2000.
  7.                Шалаева Г. П. Кем мне стать? — ООО «Филологическое общество «СЛОВО», 2009.
Основные термины (генерируются автоматически): выбор профессии, профессия, ребенок, родитель, жизненный путь, профессиональная деятельность, ранний возраст, выбор специальности, выбор, дело.


Задать вопрос