Тренируем мозг – улучшаем внимание | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №1 (15) февраль 2018 г.

Дата публикации: 19.03.2018

Статья просмотрена: 118 раз

Библиографическое описание:

Феоктистов, Г. М. Тренируем мозг – улучшаем внимание / Г. М. Феоктистов, И. А. Головачева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2018. — № 1.1 (15.1). — С. 90-91. — URL: https://moluch.ru/young/archive/15/1176/ (дата обращения: 19.12.2024).



 

Большинство учащихся начальной школы начали беспокоиться о том, что причины допускаемых ими ошибок – невнимание. У детей, родителей возникают вопросы «Как бороться с невнимательностью?», «Какие существуют упражнения, способствующие развитию внимания?» и другие. Была разработана авторская игра, «Собери из частей целое» направленная на развитие внимания, причем не только младших школьников.

Ключевые слова: произвольное внимание, непроизвольное внимание, развитие внимания.

 

Актуальность исследования. Невнимательность младших школьников – одна из наиболее распространенных причин пониженной успеваемости. Ошибки по невнимательности совершают все ученики. И получать плохие отметки в данном случае вдвойне обидно.

Проблема исследования. Взрослые жалуются на невнимательность детей. Часто дети слышат от них: «Ты не справился, потому что был невнимателен!», «Ты рассеян, соберись!». Школьники часто страдают из-за невнимательности. Развивать внимание так же важно, как считать, читать, писать. Но как же стать внимательнее?

Гипотеза исследования: внимание можно эффективно развивать с помощью регулярно проведенных специальных упражнений и игр.

Объект исследования: внимание.

Предмет исследования: развитие внимания у младших школьников.

Цель исследования: создать авторскую игру, направленную на развитие внимания.

Чтобы добиться цели, поставили перед собой следующие задачи:

       изучить литературу по теме исследования;

       проанализировать успеваемость класса и выяснить причины совершения ошибок учениками;

       по результатам анализа подобрать специальные упражнения и игры на развитие внимания и провести их с одноклассниками;

       создать авторскую игру, способствующую развитию внимания детей младшего школьного возраста.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использованы следующие методы исследования:

       чтение литературы по теме исследования;

       беседа с учителем, педагогом-психологом;

       подбор упражнений и игр на развитие внимания;

       обобщение и выводы.

Анализ успеваемости учеников 2-А класса. Формулирование причин получения неудовлетворительных оценок

Первый этап практической части исследования заключался в том, чтобы проанализировать успеваемость класса. В результате анализа сформулировать главные причины получения неудовлетворительных оценок.

Часто ученики класса совершают ошибки в заданиях, упражнениях, потому что они невнимательно читают то или иное задание, невнимательны и при выполнении самого задания.

Таким образом, очень часто мы получаем неудовлетворительные оценки из-за невнимательности.

Было решено подобрать задания и упражнения, которые нужно проделывать регулярно, для того, чтобы подтвердить или опровергнуть ранее сформулированную гипотезу.

Организация занятий

Целью второго этапа исследования явилось подбор специальных упражнений и игр на развитие внимания и проведения их с одноклассниками.

Развивать и тренировать внимание младших школьников следует в увлекательной игровой форме. Книг и пособий с заданиями, играми, упражнениями на развитие внимания достаточно много.

Были использованы следующие упражнения и игры: «Найди спрятавшийся предмет», «Не пропусти хлопок», «Найди отличия между картинками», «Запрещенная буква», «Кружок-хлопок» и другие, авторская игра «Собери из частей целое».

Авторская игра «Собери из частей целое», направленная на развитие внимания детей младшего школьного возраста

Изучив все теоретические аспекты, было решено создать авторскую игру, с помощью которой можно развивать внимание.

Игра заключается в следующем: треугольник формата А3 расчленен на несколько десятков маленьких фигур разных цветов (треугольники, квадраты, круги, овалы, кубы). За отведенное время разноцветным частя (геометрическим фигурам) нужно найти свое место, то есть поместить их в большой треугольник, собрав целостную фигуры – треугольник. Нужно заметить, что нужно частям нужно подобрать свое место не только по их формам, но и по цвету.

Сравнительный анализ результатов исследования

Цель следующего этапа исследования: проанализировать оценки, которые получают одноклассники после выполнения данных упражнений и игр.

Сопоставив полученные данные, сформулировали вывод: успеваемость класса качественно изменилась в лучшую сторону. Одноклассники стали совершать меньше ошибок из-за отсутствия внимания.

Полученные результаты свидетельствуют об эффективности проведенной целенаправленной работы по развитию внимания у младших школьников. Значит, внимание эффективно развивать с помощью регулярно проведённых специальных упражнений и игр.

Таким образом, сформулированная гипотеза доказана.

Полученные, в ходе первого этапа исследования результаты показали, что уровень развития внимания у младших школьников оказался средним, что еще раз подтвердило актуальность темы исследовательской работы. Согласно гипотезе исследования, регулярно нужно проводить с группой младших школьников занятия с использованием специальных упражнений и игр на развитие внимания. Результаты, полученные на третьем этапе исследования, подтвердили эффективность проведенной нами целенаправленной работы по развитию внимания у младших школьников.

Создана авторская игра «Собери из частей цело», направленная на развитие внимания младших школьников.

 

Литература:

 

  1.   Большой Энциклопедический Словарь.
  2.   Ильина А.Р. Внимание и память. – М.: АРКТИ, 2005.
  3.   Осипова. А.А., Малашинская С.З. Коррекция внимания. – М.: ТЦ Сфера, 2001.
  4.   Тихомирова Н.О. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: Академия развития, 1997.
  5.   Холодова О. Юным умникам и умницам. – М.: РОСТ, 2014.
Основные термины (генерируются автоматически): развитие внимания, авторская игра, игра, упражнение, успеваемость класса, школьник, младший школьный возраст, развитие внимания детей, результат анализа, сформулированная гипотеза.


Похожие статьи

Исследование рефлексии младших школьников при использовании модели пяди в обучении

В мозг можно проложить шесть основных «путей»: через зрение, слух, осязание, вкус и обоняние, и шестой путь связан с опытом физических действий. Учащиеся начальных классов любят экспериментировать, творить, выяснять, как что работает и чего можно дос...

Игра в шахматы как вектор развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста

В данной статье речь пойдет о внимание к интеллектуальному развитию старших дошкольников посредством игры в шахматы. В настоящее время доказано, что игра в шахматы способствует развитию основных познавательных процессов: мышления, внимания, воображен...

Особенности памяти у дошкольников, имеющих нарушения зрения

В данной статье речь идет о дошкольниках, которые имеют нарушение зрения. Подробно рассмотрен такой познавательный процесс, как память. Память играет большую роль в жизни человека, а также в сохранении его индивидуально — личностных характеристик. У ...

Психологическая помощь практического психолога в работе с агрессивным ребенком

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. В этой статье говорится о направлениях коррекционной работы, проводимой с агрессивными детьми, указан коррекцион...

Пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников

Дошкольный возраст имеет исключительно важное значение для развития ребен-ка. Развитие речи ребенка и рук идет параллельно. Важным аспектом выбранной темы является необходимость гармонизации мелкой моторики рук и органов речи, что способ-ствует форми...

Детская одаренность и ее развитие в дошкольном возрасте

В статье воспитатели делятся своим опытом по выявлению и развитию одаренных дошкольников. В ней обозначены методики выявления одаренности у детей в любом возрасте, предлагаются принципы работы, большое внимание уделяется созданию условий для раскрыти...

Методы и приёмы развития общения дошкольников в игровой деятельности в соответствии с ФГОС ДО

В статье рассмотрены игры в педагогическом процессе. В работе представлены приемы и методы руководства коммуникативными играми. Цель игр – развить коммуникативные навыки у детей, создать возможность для самовыражения, научить регулировать свое поведе...

Организация учебного процесса с помощью упражнений

В статье приводятся некоторые интерактивные методы индивидуализированных упражнений. Они помогают поближе познакомить членов группы и установить внутригрупповые отношения, задают тон групповой работе и нормы поведения, стимулируют, поощряют к группов...

Внимание как фактор умственной работоспособности учащихся

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме развития внимания у учащихся, как фактора их умственной работоспособности. Проанализированы психолого-педагогические основы развития внимания у учащихся. Особое внимание обращается на роль учит...

Развитие у обучающихся с РАС навыков моторной имитации с использованием метода «Нейрогимнастика по Бернштейну»

Статья посвящена изучению проблемы организации обучения детей с расстройством аутистического спектра, в том числе с другими ментальными нарушениями. Авторами представлен опыт работы с детьми с особыми возможностями здоровья и родителями. Проанализиро...

Похожие статьи

Исследование рефлексии младших школьников при использовании модели пяди в обучении

В мозг можно проложить шесть основных «путей»: через зрение, слух, осязание, вкус и обоняние, и шестой путь связан с опытом физических действий. Учащиеся начальных классов любят экспериментировать, творить, выяснять, как что работает и чего можно дос...

Игра в шахматы как вектор развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста

В данной статье речь пойдет о внимание к интеллектуальному развитию старших дошкольников посредством игры в шахматы. В настоящее время доказано, что игра в шахматы способствует развитию основных познавательных процессов: мышления, внимания, воображен...

Особенности памяти у дошкольников, имеющих нарушения зрения

В данной статье речь идет о дошкольниках, которые имеют нарушение зрения. Подробно рассмотрен такой познавательный процесс, как память. Память играет большую роль в жизни человека, а также в сохранении его индивидуально — личностных характеристик. У ...

Психологическая помощь практического психолога в работе с агрессивным ребенком

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. В этой статье говорится о направлениях коррекционной работы, проводимой с агрессивными детьми, указан коррекцион...

Пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников

Дошкольный возраст имеет исключительно важное значение для развития ребен-ка. Развитие речи ребенка и рук идет параллельно. Важным аспектом выбранной темы является необходимость гармонизации мелкой моторики рук и органов речи, что способ-ствует форми...

Детская одаренность и ее развитие в дошкольном возрасте

В статье воспитатели делятся своим опытом по выявлению и развитию одаренных дошкольников. В ней обозначены методики выявления одаренности у детей в любом возрасте, предлагаются принципы работы, большое внимание уделяется созданию условий для раскрыти...

Методы и приёмы развития общения дошкольников в игровой деятельности в соответствии с ФГОС ДО

В статье рассмотрены игры в педагогическом процессе. В работе представлены приемы и методы руководства коммуникативными играми. Цель игр – развить коммуникативные навыки у детей, создать возможность для самовыражения, научить регулировать свое поведе...

Организация учебного процесса с помощью упражнений

В статье приводятся некоторые интерактивные методы индивидуализированных упражнений. Они помогают поближе познакомить членов группы и установить внутригрупповые отношения, задают тон групповой работе и нормы поведения, стимулируют, поощряют к группов...

Внимание как фактор умственной работоспособности учащихся

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме развития внимания у учащихся, как фактора их умственной работоспособности. Проанализированы психолого-педагогические основы развития внимания у учащихся. Особое внимание обращается на роль учит...

Развитие у обучающихся с РАС навыков моторной имитации с использованием метода «Нейрогимнастика по Бернштейну»

Статья посвящена изучению проблемы организации обучения детей с расстройством аутистического спектра, в том числе с другими ментальными нарушениями. Авторами представлен опыт работы с детьми с особыми возможностями здоровья и родителями. Проанализиро...

Задать вопрос