Удивились? Откуда такие слова, как «Песочная терапия как средство снятия эмоционального напряжения» может знать ребенок восьмилетнего возраста? Все просто! Несмотря на такой юный возраст, очень загружена. Из-за чего в течение дня испытываю разные эмоции: радость, грусть, волнение, гордость. Они влияют на меня, я устаю, происходит эмоциональное напряжение.
Задумалась: как могу помочь самой себе? Классный руководитель рассказала о песочной терапии. Тогда подумала: а почему бы мне не попробовать? И начала действовать!
Актуальность исследования. Все дети без исключения любят играть с песком. Люди совершенно не задумываются о том, что песок – это не просто развлечение и приятное времяпровождение, но еще и возможность справиться с эмоциональными нагрузками. С помощью песка дети могут отвлечься от действительности и погрузиться в волшебный мир, в котором «выплеснут» все скопившиеся эмоции за день.
Гипотеза исследования: предположили, что справиться с эмоциональным состоянием поможет песочная терапия.
Объект исследования: эмоциональное состояние.
Предмет исследования: методы снятия эмоционального напряжения.
Цель исследования: изучить метод песочной терапии как средство снятия эмоционального напряжения, создать песочный мультфильм.
Для достижения цели, я поставил перед собой следующие задачи:
изучить литературу по теме исследования;
побеседовать с педагогом-психологом по теме исследования;
по результатам анализа подобрать специальные упражнения и игры с песком, способствующие снятию эмоционального напряжения;
сопоставить результаты, полученные в ходе исследования, сформулировать выводы;
создать авторскую сказку в технике песочной анимации.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использованы следующие методы исследования:
чтение литературы по теме исследования;
беседа с педагогом-психологом;
подбор упражнений и игр при работе с песком;
разработка авторской сказки в технике песочной анимации;
обобщение и выводы.
Существуют различные методики успокаивающих прикосновений, передачи тепла, любви и уверенности ребенку. Особая роль отводиться играм с песком, или песочной терапии.
Песочная терапия – возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия.
Используются различные игры и упражнения с кинетическим песком: «Разговор с ладошками», «Острова», «Узоры на песке», «Готовим печенья и кексики», «Секретики», «Необычные следы» и многие другие.
Нас заинтересовало занятие – рисование песком. Впоследствии была создана авторская сказка «Снежный друг».
Существует огромное количество сказок. Но, решили придумать свою авторскую сказку и снять ее.
1 этап. Была придумана сказка «Снежный» друг».
2 этап. По сюжету сказки продумала, как будет выглядеть в фильме каждая сцена. Таким образом, был разработан сценарий.
3 этап. По правилам необходимо было сначала выполнить раскадровку. Для этого пришлось изобразить последовательные примерные изображения каждой сцены на бумаге.
4 этап. Рисование сказки, используя песок. По мере прорисовывания каждой сцены сказки фотографировали их.
5 этап. Затем приступила к монтажу, то есть соединила все сцены фильма в программе Киностудия (Windows Movie Maker). Это программа, которая позволяет не только монтировать фильм, но и вставлять звуковые файлы, например, музыкальное сопровождение, и даже записывать закадровый текст, то есть озвучить сказку. Этой возможностью я и воспользовалась.
6 этап. Создала волшебную сказку «Снежный» друг. Продемонстрировала ее своим одноклассникам.
В ходе исследования выяснили, что используя песочную терапию можно снять эмоциональное напряжение. Попробовать на практике, поняла, применяя данную технологию, стало проще справляться со своим эмоциональным состоянием.
Таким образом, выдвинутая ранее гипотеза была подтверждена.
Литература:
- Белинская, Е. Волшебный мир детства [Текст] / Е. Белинская // Школьный психолог (Прил. к газ. «Первое сентября»). - 2007. - № 18. - С. 18-32.
- Грабенко, Т.М. Игры с песком, или песочная терапия [Текст] / Т. М. Грабенко // Дошкольная педагогика. - 2014. - № 5. - С.26 – 29. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии [Текст] / Зинкевич- Евстигнеева Т.Д. - СПб. : ООО «Речь», 2012. - 310 с.
- Зинкевич, - Евстигнеева, Т. Сказки для мальчиков и девочек [Текст / Зинкевич - Евстигнеева Т.// Обруч. - 2010.- № 6. - С. 13 - 16.