1. Организация, на базе которой шла работа над проектом
Проект «Опыт создания ментальных карт на уроках литературы» создан на базе ГБОУ г. Москва «Школа № 152». Здесь проводились
– занятия в рамках проектной деятельности на уроках литературы и во внеурочное время,
– консультации для участников проекта и обучающихся 11б класса,
– мастер-классы для учащихся 5в и 7а классов.
2. Команда проекта
ФИО |
ОУ, класс/ организация, должность |
Функция в проекте |
Задачи в проекте |
Погорелова Марина Валерьевна |
Учитель литературы ГБОУ Школа № 152 |
Научный руководитель |
Организация работы проектной команды; научное сопровождение |
Пахтусова Александра |
ГБОУ Школа № 152, 8 «А» класс |
Разработчик интеллект-карт, дизайнер |
Разработка интеллект-карт |
Прель Анастасия |
ГБОУ Школа № 152, 8 «А» класс |
Литературовед, разработчик презентации |
Составление описания проекта, подготовка презентации |
3. Формулировка проблемы, обоснование актуальности проекта.
Сегодня на человека обрушивается поток информации.
– Было подсчитано, что выпуски Нью Йорк Таймс за одну неделю содержат больше информации, чем человек 18 века получал за всю жизнь.
– 90 % данных о мире были сформированы за последние два года.
– В 1900 годах знания человека увеличивались вдвое каждые сто лет. В 1950 — каждые 25 лет. В 2014 году — каждые13 месяцев. К 2020 году знания человека предположительно будут увеличиваться вдвое каждые 12 часов.
Как справиться с этим потоком? Как современному школьнику научиться обрабатывать большие объемы информации и развивать академическую карьеру, несмотря на трудности в учебе, нежелание запоминать? Как организовывать смысловое чтение, чтобы улучшить результаты тестов, развить критическое мышление? В условиях, когда поколение учащихся не испытывает радости от процесса добывания знаний, необходимо найти такие инструменты, которые помогали бы учиться более эффективно, раскрывать творческий потенциал и добиваться успеха. Актуальность нашей работы мы увидели в освоении инструмента, способного структурировать огромное количество полученной информации.
В поисках разработки решения обозначенной проблемы мы мы обратились к материалам сайта «TexTerra — агентство интернет-маркетинга» https://texterra.ru/, познакомились с программами для создания интеллект-карт (MindMeister, MindMup, XMind, MingManager — их существует более 15). Проанализировав представленные на сайте материалы, мы узнали, что слово Mind переводится как «разум». Майндмэппинг — это схематическое изображение ключевых мыслей книги, основных пунктов выступления или наиважнейшего плана действий. С их помощью удобно наводить порядок в информационном хаосе. Интеллект-карты имеют много названий: ментальная карта, майндмэппинг, карта мыслей, диаграмма связей, Mind-карта. Карта отдаленно напоминает дерево, или паука, или осьминога — что-то такое, у чего есть центр и ответвления. В центре — основная идея. От нее отходят ключевые пункты. Каждый пункт тоже при необходимости дробится на несколько пунктов поменьше. И так, пока вся проблема не будет четко проработана.
Мы поняли, что ментальные карты — это мощные инструменты, которые помогают нашему мозгу понимать и запоминать понятия, информацию, делать меньше заметок, минимально пересматривать их и все равно запоминать больше фактов, чем с обычными заметками. Так как в ментальных картах в основном используются ключевые слова, изображения и короткие фразы, это помогает записывать мысли намного быстрее обычного. Свободный поток идей может помочь при написании творческих заданий, при создании проекта, научной статьи.
Нам осталось выбрать удобную для работы программу и создать проектный продукт на основе полученных знаний.
4. Развернутая формулировка цели и задач, решение которых поможет эту цель достичь.
Основная цель работы — создать ментальные карты для использования их на уроках литературы как в ходе изучения художественных произведений, так и при подготовке к итоговому сочинению и сочинению в формате ЕГЭ. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Освоение методики работы с программой «XMind»;
- Разработка интеллект-карты «Федерико Гарсиа Лорка. Открыть для себя поэта»...;
- Отбор программных произведений, используемых при аргументации в итоговом сочинении и в сочинении формата ЕГЭ;
- Построение интеллект-карт по основным проблемам, предлагаемым на ЕГЭ;
- Внедрение ментальных карт в школьную практику.
5. Определение критериев результативности.
На стадии замысла мы планировали судить об успешности результата по следующим критериям:
– осведомленность участников работы во всех областях проекта, в том числе в области вмененных функциональных обязанностей в зависимости от способностей и возможностей;
– содержание и композиция созданных интеллект-карт способствует расширению кругозора обучающихся.
6. План выполнения проекта был стандартным:
№ |
Этап работы |
Содержание |
1 |
Выбор темы проекта |
Обсуждение различных тем проекта и выбор самой актуальной (сентябрь) |
2 |
Обсуждение цели, задач и гипотезы проекта |
Обсуждение цели и задач, направленных на выполнение проекта (сентябрь) |
3 |
Изучение источников |
Знакомство с критической и научно-популярной литературой, Интернет-источниками (сентябрь-октябрь) |
4 |
Подбор и освоение методов исследования |
Наблюдение; анализ изученных материалов; сравнение различных точек зрения, концепций, трактовок; моделирование и построение (сентябрь-октябрь) |
5 |
Выполнение практической части проекта |
Составление плана мероприятий и выполнение их в соответствии с этим планом (октябрь-ноябрь) |
6 |
Обработка результатов и их обсуждение |
Оценка результативности выполненной работы (декабрь) |
7 |
Оформление работы |
Оформление пояснительной записки и создание (декабрь) |
8 |
Разработка стратегии развития проекта |
Составление плана развития проекта в соответствии с полученными результатами (январь) |
7. Подробное описание решения. Реализация плана, корректировка
Отправной точкой в работе над проектом стал возникший после летнего отдыха интерес к личности и творчеству испанского поэта Федерико Гарсиа Лорка. Некоторые даты привлекли наше внимание. Поэт родился в 1898 году. Летом 1928 года он опубликовал «Цыганское романсеро» — самое успешное произведение, которое ему самому нравилось больше всего и которое очень быстро принесло ему оглушительную славу. Так что 2018 год дважды юбилейный: 120 лет со дня рождения писателя и 90 — его знаменитой книги. Кроме того, в 2017 году Испания неоднократно была в поле зрения мировой общественности в связи с вопросами политического самоопределения. И творчество поэта показалось нам интересным для того, чтобы лучше понять суть испанцев, причины их настоятельных требований. Ведь Федерико Гарсиа Лорка рожден духом и судьбой Испании, её страстью и кровью, её обычаями, музыкой, верой в будущее. «Эта верность стихии своего народа и его лучшим глашатаям дает опору бессмертию Федерико Гарсиа Лорки… — вспоминал современник и друг поэта Хуан Маринельо. — Как всякий классик, он выходит за рамки своего времени, он составляет эпоху и её детище. Эта сама традиция и сама история, идущая вперёд. Именно поэтому его новизна поражает, но не раздражает, и его непривычный голос воспринимается как смелое новшество, к которому мы все в какой-то мере причастны!»
В ходе знакомства с личностью и творчеством поэта мы увидели, что один из самых известных поэтических циклов Лорки «Цыганское романсеро» неоднократно становился объектом литературоведческих и лингвистических исследований: досконально изучены стиховые структуры этой книги, исследованы приемы их воспроизведения в традиции русского поэтического перевода. От нас не требовалось сказать новое слово в филологии — это блестяще сделали ученые. Мы хотели структурировать большой объем добытого материала, чтобы его легче было осмыслить и применить. Так была создана наша первая интеллект-карта «Федерико Гарсиа Лорка. Открыть для себя поэта…»
Рис. 1. Интеллект-карта «Федерико Гарсиа Лорка. Открыть для себя поэта…»
Мы убедились, что карты мыслей отображают иерархию и отношения между отдельными темами и дают возможность увидеть общую картину. И решили пойти дальше — создать ментальные карты по художественным произведениям, изучаемым на уроках литературы, которые оказываются востребованными при подготовке к Государственной итоговой аттестации. Были разработаны и созданы карты по произведениям М. Ю. Лермонтова «Мцыри», Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» и «Ревизор». В данный момент команда проекта работает над разработкой новых карт.
Рис. 2. Интеллект-карта «Остап и Андрий. Сравнительная характеристика»
Рис. 3. Интеллект-карта «Романтический герой поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»
Наша проектная деятельность опирается на комплекс дополняющих друг друга методов исследования, таких как
– метод анализа и обработки полученных данных,
– сопоставительный и компонентный анализ,
– метод моделирования,
– опрос информантов.
В работе было использовано следующее оборудование:
Название |
Назначение |
Кем предоставлено |
Условия предназначения |
Компьютер |
Для знакомства с информацией и ее обработки |
школа |
Использование в учебном процессе |
Мультимедийный проектор |
Для трансляции результатов |
школа |
Использование в учебном процессе |
8. Оценка эффективности проекта осуществлялась на основании анкетирования, проведенного среди обучающихся, и отзывов педагогов школы.
Транслируя приобретенный опыт, мы провели мастер-класс для учащихся 5 «В» и 7 «А» класса, во время которого познакомили ребят с сайтом «TexTerra — агентство интернет-маркетинга», рассказали о возможностях программы XMind и работе с ней, показали удобство использования. О заинтересованности пятиклассников в предложенном контенте мы узнали из ответов на вопросы, заданные в ходе анкетирования:
- Пользовались ли вы этой программой раньше?
– Нет — 100 %;
– да — 0 %.
- Что вам показалось наиболее интересным?
– Возможности дизайна — 25 %;
– большой объем информации в простой форме — 35 %;
– простота в использовании — 40 %.
3. Для чего вы можете создавать собственные интеллект-карты?
– Для подготовки к докладам, сообщениям — 30 %;
– для создания проектов — 20 %;
– для организации дня — 5 %;
– для подготовки к тестам, контрольным работа — 35 %;
– для подготовки к сочинениям — 10 %.
Также мы предложили разработанные нами ментальные карты выпускникам 2017–18 года для подготовки к итоговому сочинению. Наше предложение оказалось востребованным, о чем говорят устные отзывы одиннадцатиклассников и их ответы на вопросы анкеты:
- Использовали ли вы при подготовке к итоговому сочинению материалы нашего проекта?
– Да — 75 %;
– нет — 25 %.
- Пригодятся ли вам ментальные карты для подготовки к ЕГЭ?
– Да — 85 %;
– нет — 10 %;
– Затрудняюсь ответить — 5 %.
- Что вас привлекло в интеллект-картах?
– Возможности дизайна — 15 %;
– большой объем информации в простой форме — 55 % %;
– простота в использовании — 30 %.
Учителя, познакомившиеся с результатами нашего проекта, давали положительную оценку и говорили о широких возможностях ментальных карт в осуществлении метапредметных связей, а также для построения интересных уроков в МЭШ.
9. Оценка полученного в ходе работы результата и перспективы дальнейшей работы над проектом.
Результатом работы считаем реализацию поставленных задач:
- Освоили методику работы с программой «Xmind»;
- Разработали интеллект-карту «Федерико Гарсиа Лорка. Открыть для себя поэта...;
- Осуществили отбор программных произведений, используемых при аргументации в итоговом сочинении и в сочинении формата ЕГЭ;
- Создали несколько интеллект-карт по проблемам, актуальным на итоговом сочинении и ЕГЭ по русскому языку;
- Успешно осуществляем внедрение ментальных карт в школьную практику.
Практическая ценность проектной работы состоит в выявлении оптимальных приемов обработки и структурирования больших информационных потоков. Ментальные карты помогают эффективно осваивать объемные темы школьной программы и структурировать материал, облегчают запоминание при подготовке к контрольным работам и Государственной итоговой аттестации. Ментальные карты повышают читательскую грамотность, так как способствуют организации смыслового чтения и развитию критического мышления. Обучающийся, освоивший майндмэппинг, будет иметь преимущества на рынке труда по сравнению со сверстниками, заблудившимися в необъятном информационном поле. Учитель, построивший урок для МЭШ с использованием Mindmap, поможет не только своим ученикам, но и коллегам.
Дальнейшие шаги по работе над проектом
- Создание интеллектуальных карт по программным темам курса “Литература 8–9 класс”;
- создание ментальных карт по обобщающим темам курса «Русский язык» (например, Правописание НЕ с различными частями речи, Правописание Н-Н в суффиксах различных частей речи;)
- Подготовка материалов для МЭШ;
- Подготовка и проведение литературного вечера по творчеству Федерико Гарсиа Лорки с использованием майндмеппинга.
Литература:
- Сайт https://texterra.ru/blog/obzor-15-besplatnykh-programm-dlya-sozdaniya-intellekt-kart.html (выбор программ, создание и объяснение значимости интеллект — карт)
- Федерико Гарсиа Лорка “Цыганское романсеро” — сборник стихов
- Л. С. Осповат. Статья «Гарсиа Лорка» — М.: Мол. гвардия, 1965. — 432 с. Тираж 115 000 экз. (Жизнь замечательных людей. Вып. 16 (410).).
- Сайт http://www.garcia-lorca.ru/
- М. Ю. Лермонтов «Мцыри» — Сочинения в 2-х томах. Т. 1. М.: Правда, 1988.
- Н. В. Гоголь «Тарас Бульба» — М., Детская литература, 2017. Серия «Школьная библиотека»