Я снова вижу голубой, далекий свет –
Прекрасным принцем мне является балет.
Он позолоченную туфельку дает.
И за собою в мир загадочный ведет.
И. Резник
Актуальность исследования: искусство танца любого его направления — это всегда движущаяся красота. Истоки его лежат глубоко в истории. Любой обряд, праздник, проводы на войну в древнем мире сопровождались различными танцами, отдельные элементы которых до сих пор встречаются в том или другом направлении. Балет не только не стал исключением, но и является ярчайшим подтверждением этого правила. Что такое балет, известно всем на этой планете. Нереальную пластику легчайшего парения фигур по сцене любят наблюдать даже дети.
Балет — это настолько таинственное искусство, что его популярность не только не падает, но и растет с каждым днем, увеличивая численность поклонников. Имена звезд российского балета известны во всем мире и не только искусствоведам. Это танцовщики, чей талант может поднять из глубины души человека все эмоции и порывы.
Выбирая тему для исследовательской работы, я хотела, чтобы она обязательно была связана с балетом. Уже несколько лет я учусь хореографии в Петергофской школе искусств. Именно здесь я полюбила танцы, сцену. Для меня танец-это грация, красота, это язык тела, которым можно сказать гораздо больше, чем словами. Я очень ценю своих педагогов, которые учат меня быть сильнее, мудрее. Вместе с ними я стремлюсь правильно и красиво танцевать. Но для этого достижения мне нужно приложить определенные усилия, т. е. трудиться.
Но в этой школе я не только учусь танцевать, но и соблюдать правила танцевального этикета. Все танцевальные движения в классическом танце имеют названия на французском языке, поэтому педагоги общаются с нами на этом языке.
Мне показалось, что моё увлечение балетом, должно было выйти на новый уровень, и я с удовольствием погрузилась в исследование русской классической балетной школы.
2018-й год в России посвящен отечественному балету и 200-летию со дня рождения великого хореографа Мариуса Петипа, поэтому я решила посвятить свое исследование неповторимому в своём творчестве, мастеру балета. Изучая биографию Мариуса Петипа, я узнала, что его творчество связано с Петергофом.
Цель моего исследования: раскрыть особенности творчества Мариуса Петипа в Петергофе, оценить его вклад в становление балета, как искусства.
Объект моего исследования — русский балет.
Предмет исследования — творчество Мариуса Петипа в Петергофе и его вклад в становление балета, как искусства.
Изучение научной литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: мы предполагаем, что знакомство с загадочным и волшебным миром русского балета вызовет интерес у подрастающего поколения.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
- Изучить литературу по теме исследования.
- Путём анкетирования выяснить знания ребят из моей школы и взрослых по этому вопросу.
- Обобщить полученные результаты и сделать вывод.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
– теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме;
– эксперимент.
Практическое значение исследования в том, что данная работа может быть использована на уроках окружающего мира, во внеклассных мероприятиях.
ИСТОРИЯ РУССКОГО БАЛЕТА
Удивительный, прекрасный и многогранный мир балета никого не оставит равнодушным. Впервые это слово прозвучало в Италии, сам жанр возник во Франции, помимо этого, балет является настоящей гордостью России, более того, в XIX веке именно русский спектакль, созданный П. И. Чайковским, стал подлинным образцом.
Это музыкально-театральный жанр, в котором тесно переплелись несколько видов искусств. Так, музыка, танец, живопись, драматическое и изобразительное искусство объединяются между собой, выстраивая слаженный спектакль, разворачивающийся перед публикой на театральной сцене. В переводе с итальянского, слово «балет» означает — «танцую».
Слово «балет» произошло от латинского слова ballo, которое означает «танцую». Первое упоминание о балете относится к XV веку, сохранились сведения, что придворный учитель танцев Доменико да Пьяченца предложил для очередного бала объединить несколько танцев, написав к ним торжественный финал и обозначив, как балет.
Однако, сам жанр возник немного позднее в Италии. Точкой отсчета признан 1581 год, именно в это время в Париже Бальтазарини поставил свой спектакль на основе танца и музыки. В XVII веке, популярность получают смешанные представления (опера-балет). При этом, большее значение в таких постановках отводится именно музыке, а не танцу. Лишь благодаря реформаторской работе балетмейстера из Франции Жан Жоржа Новера жанр приобретает классические очертания со своим «хореографическим языком».
В шестнадцатом веке появились первые танцевальные сценки. Через некоторое время во Франции становится популярным придворный балет. До таких шедевров, как балет «Лебединое озеро», было еще очень далеко, и танцы, исполняемые во дворцах, мало напоминали то искусство, которое сейчас можно увидеть на сцене.
Сохранились сведения, что первое представление «Балет об Орфее и Эвридике», было представлено в феврале 1673 года при дворе царя Алексея Михайловича. Большой вклад в формирование жанра внес талантливейший балетмейстер Шарль-Луи Дидло. Однако, настоящим реформатором принято считать знаменитого композитора П. И. Чайковского. Именно в его творчестве происходит становление романтического балета. П. И. Чайковский уделил особое внимание именно музыке, превратив ее из сопровождающего элемента в мощный инструмент, помогающий танцу тонко улавливать и раскрывать эмоции и чувства. Композитор преобразовал форму балетной музыки, а также выстроил единое симфоническое развитие. Немалую роль в развитие балета сыграло и творчество А. Глазунова («Раймонда»), И. Стравинского («Жар-птица», «Весна священная», «Петрушка»), М. Равеля («Дафнис и Хлоя»), а также работа балетмейстеров М. Петипа, Л. Иванова, М. Фокина. В новом столетии выделяется творчество С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Р. Глиэра, А. Хачатуряна. В XX композиторы начинают поиски для преодоления стереотипов и установленных правил.
Балет — вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит «классический» (исторически сложившийся, подчиненный строгому кодексу правил) танец; сценическое произведение, принадлежащее этому виду искусства.
В наши дни очень мало времени уделяется изучению истории возникновения и развития учреждений культуры, образовательных учреждений и тем более хореографических. Практически в каждом, достаточно развитом городе, существует множество ансамблей в которых обучают людей такому прекрасному искусству, как танцы.
В каждом из них работают одаренные люди, в большей или меньшей степени. Но в любом случае, это не уменьшает их заслуг перед нацией, так как все они несут в мир прекрасное, ибо нет ничего более красивого, чем хорошо поставленный и исполненный танец, в который каждый вкладывает свою душу, и постановщик и исполнитель.
Основываясь на истории, мы сможем воспитать новое поколение лучшим. В наше время многие не знают выдающихся артистов балета и театра. Но те, которые знают, зачастую даже и не представляют, кто их сделал такими, какими мы их видим на сцене. Ведь они стали лучшими не сами, их воспитали. И отдавая дань преподавателям, и увеличивая уровень развития, мы просто обязаны изучать и помнить тех, кто ковал историю становления русского балета.
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО МАРИУСА ПЕТИПА
История русского балетного искусства богата именами блестящих артистов, мастерство и талант которых выковали ему славу величайшей танцевальной школы мира. Один из великих русских деятелей балета — Мариус Петипа (1818–1910) — в грядущем году отметит 200-летие со дня рождения.
Балетмейстер Мариус Петипа укрепил русскую школу балета, его имя до сих пор известно поклонникам хореографического искусства. Конец девятнадцатого века в балетных кругах называют «эпохой Петипа».
Он поставил более 60 балетов, а также создал свод правил, которые до сих пор применяются в искусстве театрального танца и считаются основами балетного академизма. Характерной чертой его постановок являются мастерство композиции, виртуозная разработка сольных партий, стройность хореографического ансамбля.
Мариус Петипа был выходцем из артистической французской семьи. Его отец Жан-Антуан — артист балета и балетмейстер, мать Викторина — драматическая актриса. С искусством связали свою жизнь брат Люсьен (танцовщик) и сестра Викторина (актриса, певица). Погружение в мир искусства для Мариуса началось в раннем детстве. Игра на скрипке и, в особенности, занятия в балетном классе мало радовали юного Петипа и проходили под постоянным давлением родителей.
История Петипа до России, куда он приехал в возрасте 29 лет, содержит немало как триумфов в качестве танцовщика и балетмейстера во Франции и Испании, так и печальных эпизодов. В юности (16 лет) Мариус сломал ногу, что в дальнейшем не помешало ему вернуться на сцену.
В 1847 Мариусу поступает судьбоносное приглашение о переезде в Петербург от директора императорских театров. Первое выступление молодого человека на сцене Петербургского Большого Каменного театра (в 1886 году здание было разобрано и на его месте возведена современная Санкт-Петербургская консерватория) состоялось в постановке «Пахиты» Э. Дельдеве. На спектакле присутствовал Николай I, который под впечатлением от таланта Петипа пожаловал ему свой перстень с драгоценным камнем. В Большом театре Петербурга Петипа поставил в общей сложности около 40 балетных спектаклей, а также ряд танцевальных эпизодов в оперных постановках. В Большом театре Москвы танцовщик дебютировал также в «Пахите» годом позднее Петербурга (1848).
С 1870 года Петипа осуществлял постановки в Мариинском театре. Именно там были впервые представлены шедевры русского балетного искусства, созданные в тандеме с русскими композиторами: балет-феерия «Спящая красавица» (1890), фантастический балет «Щелкунчик» (1892) и «Лебединое озеро» (1895, в тандеме с Львом Ивановым) на музыку П. Чайковского, «Раймонда» (1898) и «Времена года» (1900) А. Глазунова. В них в наибольшей мере раскрылась сущность творческого дарования балетмейстера: романтическая устремленность, воздушность движений, графичность массовых сцен, вознесения света над тьмой.
В 1869 года Мариусу Петипа была пожалована должность главного императорского балетмейстера. В его обязанности входило осуществление постановок на придворных сценах в Петергофе, Царском Селе, Эрмитажном театре.
Работа Петипа последних лет омрачилась назначением на пост директора императорских театров В. Теляковского. Сумевший привлечь в театры выдающихся артистов, Теляковский предвзято относился к французскому балетмейстеру (хотя с 1894 года Петипа был подданным Российской Империи) и по мере возможностей усложнял ему работу: приказывал менять декорации за день до премьеры спектаклей (однажды по этой причине у Петипа случился частичный паралич), настраивал против балетмейстера артистов.
В 1903 году после своего бенефиса в честь 55-летия творческой деятельности в России Мариус Петипа оставил пост балетмейстера и удалился от мира танца. Этому событию предшествовало практически мистическое событие. Во время репетиций бенефисного спектакля «Волшебное зеркало» на музыку русского композитора А. Корещенко на сцене лопнуло огромное зеркало.
В 1910 году на 92 году жизни великий Мариус Петипа скончался вдали от высшего света — в крымском городке Гурзуф. Похоронен на территории Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге.
Вклад Петипа в хореографическое искусство невозможно переоценить. Весь академический балет в той или иной мере до сих пор несёт отпечаток его творческого гения. Незадолго до смерти, вынужденный уйти из театра, Мариус Иванович сказал: «Что же станут делать после меня, когда моё имя не появится на афише?». Старый мастер ошибся — не одно поколение артистов балета воспитывалось и воспитывается на хореографии Петипа, который сумел вобрать в себя опыт предшественников, и создать свой «язык Петипа». Его балетмейстерская и педагогическая деятельность оказала определяющее воздействие на формирование исполнительского стиля русских танцовщиков и танцовщиц.
Постановки Мариуса Петипа в Петергофе
1875 — «Две звезды» — анакреонтическая картина в 1 акте Цезаря Пуни — Петергоф, парадный спектакль.
1876 — «Сон в летнюю ночь» — фантастический балет в 1 акте на музыку Феликса Мендельсона Бартольди и Людвига Минкуса — Петергоф, придворный спектакль.
1886 — «Жертвы Амуру, или Радости любви» — балет в 1 акте Людвига Минкуса — Петергоф, парадный спектакль 1894 — «Пробуждение Флоры» — анакреонтический балет в 1 акте Рикардо Дриго — Петергоф, парадный спектакль.
1897 — «Фетида и Пелей» — мифологический балет в 1 акте на музыку Людвига Минкуса и Лео Делиба — Петергоф, парадный спектакль.
1898 — «Зорайя, мавританка в Испании» — большой балет в 4 актах 7 картинах Людвига Минкуса, возобновление — Петергоф.
1898 — «Жемчужина (Прелестная жемчужина)» — балет в 1 акте Рикардо Дриго — Петергоф, парадный спектакль
Россия осталась благодарна великому мастеру. Правда, в период ниспровергания «устаревшего» балеты Мариуса Петипа подвергались множеству переделок, однако со временем новые талантливые балетмейстеры уже ставили своей задачей не переделки произведений Петипа, а их бережное, любовное восстановление в первозданном виде.
Мариус Петипа фактически закрепил и упорядочил своими работами основы классического балета, академического танца, которые до него существовали в разрозненном виде. Зрелищность и симфонизм балетов Мариуса Петипа на долгие десятилетия стали образцом для всех создателей балетных спектаклей. Балет перестал быть просто зрелищем — Петипа внес в свои спектакли драматическое, нравственное содержание. Имя Мариуса Петипа навсегда останется в истории мировой хореографии.
Хореография Мариуса Петипа в системе хореографического образования до сих пор является крепким и надежным фундаментом обучения и учебно-сценической практики училища, являясь средством и методом обучения.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
Цель анкетирования: выяснить знания ребят из школы и взрослых о русском балете. В опросе участвовал 88 детей 3–4 классов и 7 педагогов школы.
Для проведения опроса мною были разработаны вопросы и анкета.
Проанализировав анкеты учащихся, получились следующие результаты, которые представлены на диаграммах 1- 6:
Рис. 1.
Рис. 2.
Рис. 3.
Рис. 4.
Рис. 5.
Рис. 6.
Подробно изучив анкеты, я получила данные об отношении современных детей к балету. Из 88 опрошенных детей только 33 человека любят балет. Многие, особенно мальчики считают, что балет — исключительно женский вид искусства. Большинство детей ни разу не ходили на балет. Больше половины опрошенных детей знакомы с названиями балетов. Лидирует балет «Щелкунчик». В балете детям нравятся декорации, красота танца, музыка, а 42 человека считают, что в Петергофе был балет. Многие из ребят на этот вопрос затрудняются ответить. Имя Мариуса Петипа знают 39 человек из всех опрошенных.
Проанализировав анкеты педагогов, я сделала вывод, что взрослые люди достаточно много знают о русском балете, они его любят, знают людей, которые прославили этот вид искусства. Большинство любят классический балет, чем современный. Объясняется это тем, что многие просто не очень хорошо знакомы с современным балетом.
В результате проведённого исследования выяснилось, что многие учащиеся мало знают о балете, а соответственно мало им интересуются. И моя задача была рассказать своим одноклассникам о русском балете, об истории его возникновения, о выдающихся педагогах, на примере Мариуса Петипа, и о великих танцорах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Заслуги Мариуса Петипа перед русским балетом огромны. Практически все сохранившиеся к нынешнему времени балетные спектакли тех времен так или иначе прошли “через его руки”, у него учились многие ведущие балетмейстеры последующих времен. Сам Петипа говорил: “Нет такого балетного представления, где бы не использовались созданные мною па...”, и далее эта цитата является свидетельством не его гордости, а заботы о судьбе своих произведений. Всю свою жизнь он отстаивал прогрессивные традиции балета, отвергая танец ради танца. Его балеты были удивительно гармоничным сочетанием пантомимы и танца, причем танца действенного, содержательного. Его танцевальная фантазия не имела границ, как в отношении сольных номеров, так и массовых построений, которые гармонично сочетались между собой. Стойкая принципиальная позиция Петипа в вопросах хореографии также помогла русскому балету выйти из состояния кризиса и занять ведущее положение в мировом балетном искусстве.
Балет — это великое искусство, ведь он доставляет эстетическое удовольствие, даёт нам возможность полюбоваться красотой и грацией танцоров, послушать классическую музыку. Гармоничное сочетание музыки с танцем, поэзией и живописью дают человеку исключительно положительные эмоции. «Содержание балета рассказывается танцем, в танце раскрываются характеры действующих лиц, их мысли, чувства, настроения и действия. «Мы хотим не просто танцевать, а говорить танцем», — в этих словах Галины Улановой, поведавшей всему миру столько прекрасного своим танцем, заложен глубокий смысл, отражено упорное стремление к содержательности в нашем балетном искусстве. Эти слова дополняют то чудесное определение, которое дал русскому балету А. С. Пушкин, в строках «Евгения Онегина» отметивший его поэтическую одухотворённость: «…душой исполненный полёт».
Литература:
- Балетмейстер Мариус Петипа. Антология/О. Федорченко, Ю. Смирнов, А. Фомин. — СПб.: Фолиант, 2006. — 376с.
- Барышникова И. Н. «Жизнь и творчество замечательных людей. По страницам жизни Петергофа». — Петергоф — 2011г.
- Бахрушин Ю. А. История русского балета. 1965г. — 227с.
- Борисоглебский М. В., Материалы по истории русского балета. — Л., 1988 г.
- Бочарникова Э. В. Страна волшебная — балет. — М.: Детская литература, 1974. — 192с.
- Гаевский В. Эпоха Петипа// Дом Петипа. — М.: Артист. Режиссер. Театр, 2000. — 432с.
- Красовская В. М. История русского балета: учебное пособие/В. М. Красовская; — Л.: Искусство, 1978. — 231с.
- Лешков Д. И., Мариус Петипа (1822–1910). К столетию его рождения, П., 1925
- Сафронова Л., Уроки классического танца. — М., 2003.