Занятия спортом (физической культурой) как средство профилактики стресса | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научные руководители: ,

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №2 (16) апрель 2018 г.

Дата публикации: 03.03.2018

Статья просмотрена: 13819 раз

Библиографическое описание:

Апалькова, А. М. Занятия спортом (физической культурой) как средство профилактики стресса / А. М. Апалькова, В. В. Полынский, Н. А. Герасимова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2018. — № 2 (16). — С. 140-144. — URL: https://moluch.ru/young/archive/16/1129/ (дата обращения: 19.12.2024).



 

Человек всегда хочет быть здоровым, физически сильным, психически устойчивым, творчески активным. В каком-то смысле, вся история человечества — это поиск реальных путей к здоровой, полноценной жизни. Стресс, к сожалению, неотъемлемая часть жизни современного человека. От него никуда не деться, поэтому существует лишь один выход — научиться успешно, справляться с ним и с последствиями нервного перенапряжения.

По утверждению ученых, здоровые люди легче переносят стрессовые ситуации. А что они для этого делают? А оказывается, все просто — занимаются спортом, бегают по утрам или вечерам, катаются на горных лыжах, сноуборде, ходят в тренажерный зал. Вместе с нагрузкой на организм исчезают гнев и другие негативные эмоции. Не забывают они и про правильное питание, сон и режим дня. В своей работе мы ответим на вопрос: правда ли это?

Объект исследования профилактика стресса средствами физической культуры

Предмет исследования занятия физической культурой или спортом

Цель исследования — теоретически изучить проблему стресса у школьников; обосновать роль физической культуры в профилактике стресса.

Гипотеза исследования. В обществе существует проблема стресса среди школьников, вместе с тем существуют пути профилактики стресса. Можно содействовать профилактике стрессу средствами физической культуры если:

–                    разработать суть и структуру, виды, типы стресса;

–                    определить основные направления профилактики стресса;

–                    обосновать роль физической культуры в профилактике стресса;

Задачи исследования.

  1.                На основе теоретического анализа педагогической, психологической литературы изучить суть, виды, типы стресса.
  2.                Раскрыть причины возникновения стресса.
  3.                Обосновать роль физической культуры в профилактике стресса.

Методы исследования:

–                    обзор литературы по данной проблеме;

–                    анкетирование;

–                    математическая обработка;

–                    анализ полученных данных

Актуальность исследования

В современном мире никто не защищен от стрессов, а тем более учащиеся выпускных классов. Выбор будущей профессии, вступительные испытания, недосыпание, подготовка к экзаменационной сессии и другие обстоятельства жизни учащихся приводят к возникновению различных стрессовых ситуаций.

Под стрессом понимают состояние сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку [1].

Незначительные стрессы неизбежны и в основном безвредны, а вот высокий стресс отрицательно влияет на продуктивность внимания, нарушает нормальную работу органов и систем. К тому же, чрезмерные переживания и стресс приводят к появлению проблем не только у самого учащегося, но и у его ближайшего окружения [1,2].

Стресс становится вредным, когда он слишком сильный или когда длится слишком долго. Среди негативных последствий стресса ухудшение выполнения поставленных задач, нарушение мыслительных функций, истощение, отстроченные психические реакции, в том числе посттравматическое стрессовое расстройство, нарушения психического здоровья и психологические проблемы. Стресс считается основным виновником в развитии психосоматических заболеваний.

Как отмечают многие ученые, стресс — причина многих заболеваний, а, следовательно, он способен наносить ощутимый вред здоровью учащегося, тогда как здоровье — это залог достижения успехов в учебной, а впоследствии, и трудовой деятельности.

Стресс становится бедой, если мы подчиняемся ему как губительной силе. Наше восприятие, интерпретация событий и обстоятельств, в гуще которых находятся школьники, могут или погубить, или придать новые силы. При здоровом и трезвом восприятии реакции организма на стресс может позволить превратить даже критический стресс в средство для достижения цели. Необходимо формировать стрессоустойчивость.

Стрессоустойчивость — не врожденное свойство организма, оно может формироваться правильным образом жизни, воспитанием и самовоспитанием и при активном занятии физической культурой. Таким образом, ключом к управлению стрессом является активное занятие физической культурой или спортом.

  1.                Теоретическое исследование
    1.          Основные понятия, виды, типы и симптомы стресса

Основоположником учения о стрессе является лауреат Нобелевской премии физиолог Ганс Селье. Бывший студент Пражского университета в 1936 г. опубликовал первые наблюдения о больных, страдающих расстройствами различных систем организма. У всех таких больных наблюдалась потеря аппетита, мышечная слабость, повышенное артериальное давление, утрата мотивации к достижениям [7].

Г. Селье обозначил эти симптомы как «синдром просто болезни», показав, что при этом в организме у многих людей наблюдаются однообразные нарушения: изменения в коре надпочечников (увеличение размеров, кровоизлияния), истощение лимфоидной ткани (лимфатических узлов, тимуса), изъязвление желудка. Для описания совокупности всех неспецифических (не свойственных организму в норме) изменений внутри организма он ввел понятие «стресс» [7,9].

Всякий стимул, воздействующий на организм, вызывает ряд адаптационных (приспособительных) реакций организма и обладает специфическими (дрожь при холоде, повышение потоотделения при жаре) и неспецифическими (активизация работы надпочечников и выброс в кровь биологически активных веществ) действиями. Таким образом, все воздействующие агенты (стрессоры) кроме специфического эффекта вызывают неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Поэтому в настоящее время понятие «стресс» принято определять как неспецифический ответ организма на любое предъявляемое к нему требование [2,7].

Было бы ошибкой полагать, что стресс — это некая враждебная сила, которую всегда следует избегать. Не всякий стресс является вредным. Стрессовая активация может вызываться положительными событиями, вызывающими позитивные эмоции (праздник, переезд в новую квартиру). Эти состояния обозначают как «эустресс» [5]. Человеку всегда необходим стимул, для того чтобы сделать свою жизнь динамичной и наполненной, не бояться нестандартных ситуаций, не отказываться от новых возможностей и главное — добиваться цели. Эустресс — это тот заряд бодрости, который помогает нам справиться с делами в срок. Без него наша жизнь была бы серой и скучной [7].

Наиболее существенным недостатком в теории Г. Селье является отрицание ведущей роли центральной нервной системы в происхождении стресса. Г. Селье и его последователи показали, что синдром ответной физиологической реакции на стресс представляет универсальную модель защитных реакций, направленных на сохранение целостности организма, и одинаков как для человека, так и для животных. Но в отличие от животных, у человека физиологическая реакция может определяться не только непосредственным присутствием стрессора, но и его психологическим воздействием на личность [7].

Таким образом, по отношению к человеку специфика стресса состоит в сознательной переработке отрицательных эмоций с участием механизмов психологической защиты личности [5,7].

Психологический стресс можно определить как феномен осознавания, возникающий при сравнении требований, предъявляемых к личности, с ее способностью справиться с этими требованиями. Такое понимание психологического стресса первым ввел Р. Лазарус. Понятно, что всякое событие, нарушающее привычное течение жизни, может быть причиной стресса. К психическим стрессорам относится все, что может нас взволновать: несчастье, грубое слово, незаслуженная обида, обман, утрата, внезапное препятствие нашим действиям или стремлениям и многое другое. Не только избыток раздражителей, но и их нехватка может действовать как стрессор. К таким стрессорам можно отнести монотонность, скуку, одиночество, изоляцию [7,9].

Психологические стрессы, как правило, появляются в ситуациях, связанных с переживанием сильных эмоций. Любая ситуация, которая внешне не имеет угрозы для человека, но вызывает сильные эмоции, становится причиной психологического стресса. Причем, не важно, положительные эмоции или отрицательные являются причиной — организм реагирует на отклонение от нормы в «плюс» или «минус» одинаково.

Сюда так же относиться стресс, не имеющий реальных причин, т. е. нафантазированный самим человеком. Причем, какими бы иллюзорными не были причины, сам стресс в таких случаях — абсолютно реален и с точки зрения организма и всех последствий ничем не отличается от стресса, вызванного реальными причинами. Более того, абсолютное большинство стрессов вызываются в той или иной мере выдуманными причинами [1,5].

Стресс — неспецифическая реакция организма на действие экстремальных факторов, какую-либо трудно разрешимую или угрожающую ситуацию [1]. При стрессе в организме вырабатывается гормон адреналин, основная функция которого заставить организм выживать. Стресс является нормальной частью человеческой жизни и необходим в определенных количествах [7]. Если бы в нашей жизни не было стрессовых ситуаций элементов соревнования, риска, желания работать на пределе возможностей жизнь была бы гораздо более скучной. Иногда стресс выполняет роль своего рода вызова или мотивации, которая необходима, чтобы почувствовать полноту эмоций, даже в случае, если речь идет о выживании [1].

У многих со словом «стресс» связаны только негативные ассоциации. На самом же деле стрессы бывают двух видов:

  1.                Полезные стрессы, или эустрессы. Для полноценной жизни каждому необходима небольшая доза полезного стресса — без этого нашему организму пришлось бы тяжело. Например, чтобы утром подняться с кровати и пойти в школу, нужно полностью проснуться. А чтобы учиться продуктивно и с удовольствием, ученику необходима реакция пробуждения, или эустресс (небольшая порция адреналина). Назовем это состояние «реакцией пробуждения».
  2.                Вредные стрессы, или дистрессы, возникают, когда напряжение достигает критической точки, когда нет больше сил бороться с ним. Например, если недосып уже хронический. Именно это эмоциональное состояние мы подразумеваем, когда говорим, что находимся «в состоянии стресса» [8,9].
    1.          Физическая культура и стресс и их взаимосвязь

В процессе эволюционного развития у человека выработались определенные поведенческие модели реагирования на стресс. Физиологическая реакция, в первую очередь — выброс в кровь адреналина, подготавливает человека к бегству или борьбе [1].

Однако в современных, цивилизованных условиях жизни организм не может должным образом использовать выделившуюся в результате физиологических изменений энергию, предназначенную для бегства или нападения. Это увеличивает степень его утомления и износа. Занятия спортом позволяют конструктивно и целенаправленно использовать эту энергию, защищая организм от истощения. Именно поэтому, с физиологической точки зрения, спорт играет важную роль в преодолении стресса, помогая направить энергию в полезное русло и безопасно ее использовать [3].

Кроме того, на физиологическом уровне происходит:

–                     выработка эндорфинов; во время переживания стресса у человека повышается уровень кортизола — гормона стресса, и отмечается нехватка эндорфинов, гормонов радости, которые образуются во время занятий спортом;

–                     насыщение органов и тканей кислородом;

–                     регуляция уровня сахара (глюкозы) в крови.

В то же время, на психологическом уровне во время стресса человек может ощущать разочарование, раздражение, чувство вины, стыда, апатию, безнадежность, одиночество. В поведении происходит сбой от возникновения непредвиденных и необычных обстоятельств, и человек интуитивно старается вернуться к привычным для себя способам поведения [6].

При любой физической нагрузки в организме вырабатываются эндорфины, «гормоны счастья». Действительно, выработка эндорфинов положительно влияет на эмоциональный фон, помогает избавиться от подавленного настроения. Именно это снимает депрессивное состояние во время физической активности, например, физических упражнений. Наиболее полезны физические упражнения, выполняемые на свежем воздухе: на улице, в парке, в лесу и т. д., так как когда человек находится на солнце, то в его организме вырабатывается серотонин, который также повышает эмоциональный фон [1,3].

Следует заметить, что занятия гимнастикой и плаванием, активный образ жизни, использование разнообразных упражнений способствуют оздоровлению позвоночника, улучшают кровоснабжение тканей, укрепляют мышцы и связки, снимают напряжение, уменьшают нагрузку на межпозвоночные диски и тем самым предупреждают развитие остеохондроза и связанных с ним болей, а в следствие, и уменьшают как саму возможность возникновения дистрессов, так и их неблагоприятные воздействия на организм [6]. С древних времен известна пословица «движение — жизнь», просто и лаконично подчеркивающая большое значение физической активности для человека; движение является необходимым условием жизнедеятельности организма и поддержания его биологических связей с внешней средой [8].

Во время самостоятельных занятий физическими упражнениями непременно следует соблюдать принцип последовательного увеличения нагрузок, чрезвычайно важно строго и объективно следить за своим самочувствием. В том случае, если после занятия появляется чувство вялости, усталости, отмечаются резкие боли в мышцах и суставах, нарушается сон, это значит, что была дана излишняя нагрузка, и необходимо уменьшить объем физической работы либо продолжительность занятия [8].

Физическая культура позволяет не только укрепить опорно-двигательный аппарат и сердечно-сосудистую систему, но и порой помогает человеку справиться со многими эмоциональными расстройствами, в том числе и со стрессом.

Физические упражнения, плавание, бег — все это оказывает благоприятное влияние на профилактику стрессовых расстройств и их устранение. Когда на человеческое тело оказывает влияние нагрузка, в голову «лезет» меньше различных мыслей. И как говорится: «В здоровом теле — здоровый дух!». Итак, физическая культура относится к так называемым безлекарственным методам лечения стресса [6].

Поэтому, на психологическом и поведенческом уровнях занятия спортом полезны и могут способствовать:

  1.                Организации и упорядочиванию активности, приведению действий и мыслей в порядок.
  2.                Получению ощущения контроля над ситуацией, дефицит которого испытывает человек во время стресса.
  3.                Повышению самооценки и уверенности в себе. Занятия спортом могут приносить радость и удовлетворение от достижения даже небольших результатов.
  4.                Появлению цели и мотивации, избавлению от безнадежности, пассивности, отказа от деятельности.
  5.                Отвлечению от негативных мыслей. Происходящие во время стресса физиологические изменения требуют время для стабилизации состояния. В этот период любая умеренная физическая нагрузка является полезной для психологического состояния человека, так как позволяет пережить негативные эмоции, не сосредотачиваясь на тревожащих и изнуряющих мыслях [6].

Физические упражнения оказывают влияние и на психологическое состояние:

–                     повышают самооценку за счет физической тренировки и улучшения ощущения своего тела;

–                     способствуют более доброжелательному отношению к вам со стороны окружающих, так как привлекательная внешность заставляет других думать, что вы уравновешенны, чувствительны, добры, откровенны, общительны и успешны в профессиональной сфере;

–                     повышают жизненный тонус;

–                     повышают работоспособность, так как здоровые люди реже болеют, менее подвержены несчастным случаям, а также в большей степени мотивированны на работу;

–                     снимают депрессивные состояния и уменьшают тревожность;

–                     совершенствуют вашу способность управлять собственной жизнью, в результате чего исчезают признаки стрессового поведения.

–                     усиленный синтез организмом эндорфинов в процессе занятий улучшает настроение, и эффективно снимает стресс, убирает негативные состояния, вызванные напряжением на учебе и способствует формированию стрессоустойчивости [6,8].

Таким образом, изучив состояние вопроса, делаем заключение, что существует взаимосвязь физкультуры и стресса. Стресс сопровождается обилием негативных эмоциональных переживаний: гневом, злостью, обидой. Занятие спортом тоже является стрессом для организма, который с успехом вытесняет стресс психологический. Энергия активности направляется не на разрушительные действия, как это бывает при сильном раздражении, а на совершенствование своего тела и сопровождается положительными эмоциями. При занятиях спортом вырабатывается гормон эндорфин, который по-другому называют гормоном радости. Человек чувствует себя сильным, успешным уверенным.

  1.                Практическое исследование
    1.          Исследовательская работа по профилактики стресса средствами физической культуры

В исследовании приняли участие школьники 9-х, 11-х, классов и студенты 1 курса факультета физической культуры СГСПУ. Всего в исследовании приняли участие 80 человек.

Всех участников протестировали на определение тревожности в школе по тесту Филлипса. Тест Филлипса включает в себя 58 вопросов и позволяет изучить уровень и характера тревожности, связанной с деятельностью в школьной среде: отношение с одноклассниками, с педагогами, оценка собственных действий, самовыражение и т. д.

В тестирование приняли участие: учащиеся 9-х классов — 30 человек, учащиеся 11-х классов — 22 человека, студенты 1 курса — 30 человек.

Были получены следующие результаты

Общая тревожность в школе — общее состояние обучающегося, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

Учащиеся 9 класса повышенную тревожность испытывают — 46 % учащихся высокую тревожность — 18 % учащихся.

Учащиеся 11 класса повышенную тревожность испытывают — 4,5 % учащихся, высокую тревожность — 4,5 % учащихся.

Студенты первого курса повышенную тревожность испытывают 10 %

Переживание социального стресса — эмоциональное состояние учащегося, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего со сверстниками)

Страх самовыражение — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

Учащиеся 9 класса повышенную тревожность испытывают 22 % учащихся и высокую тревожность — 22 % учащихся.

Учащиеся 11 класса повышенную тревожность испытывают — 9 % учащихся, высокую тревожность — 9 %

Студенты первого курса повышенную тревожность испытывают 14 %

Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно-публичной) знаний, достижений, возможностей.

Заключение

Изучив литературу, установили, что стресс — это непрерывное испытание, длящееся всю жизнь и связанное с взаимодействием между личностью и физическими, психологическими, духовными и социальными потребностями жизни.

Стресс порождают не только жизненные кризисы, стрессорами являются все жизненные потребности. Стресс — это находящаяся в нас кинетическая энергия, которую можно использовать и преобразовать в продуктивную, направленную на улучшение жизни движущую силу. Он является естественным компонентом здоровой жизни, но если он выходит из-под контроля, то становится дистрессом и приводит, в конечном счете, к саморазрушению организма.

Занятие спортом тоже является стрессом для организма, который с успехом вытесняет стресс психологический. Энергия активности направляется не на разрушительные действия, как это бывает при сильном раздражении, а на совершенствование своего тела и сопровождается положительными эмоциями. При занятиях спортом вырабатывается гормон эндорфин, который по-другому называют гормоном радости. Человек чувствует себя сильным, успешным, уверенным.

Результаты исследования показали, что учащиеся 9 класса по всем показателям испытывают повышенную тревожность: 28 % не верят в собственных успех; 22 % испытывают страх самовыражения; 22 % сильно переживают, что о них думают сверстники; 25 % ребят имеют низкую физиологическую сопротивляемость, 39 % испытывают страх при взаимодействии со старшими (взрослыми).

Учащиеся 11 класса имеют немного другую картину, но тоже испытывают тревожность в отношении со сверстниками 23 %; не уверены в собственном успехе также 23 %, имеют низкую физиологическую сопротивляемость 28 %.

Все что касается студентов 1 курса факультета физической культуры, мы их исследовали для того, чтобы подтвердить нашу гипотезу о том, что активное занятия спортом и физической культурой действительно помогает преодолевать стресс. Результаты тестирования показали, что многие ребята также переживают состояния тревожности, так как для них это тоже новый студенческий коллектив, новый вид деятельности, новая атмосфера, новые взаимоотношения, много неизвестного впереди. Но многие ребята занимаются активно спортом, поэтому они могут контролировать собственное состояние, быстро подстраиваться под ситуацию, бороться с тревожным состоянием, именно это подтверждают результаты исследования. 20 % студентов переживают страх не соответствие ожиданием окружающих, но это больше относится к тренировочному процессу, когда идет не соответствие желание тренера и возможности спортсмена.

Стресс стал неотъемлемой частью жизни и избавиться от него бывает иногда сложно, для того чтобы правильно контролировать свой организм, и взять все положительно от стресса необходимо активно заниматься физической культурой или спортом.

В качестве способа борьбы со стрессом может быть использован практически любой вид спорта. Важно учитывать физические возможности человека, его предпочтения и интересы. Необходимо правильно регулировать нагрузку, чтобы не перегружать организм. После тренировки у человека обязательно должны оставаться силы, он должен ощущать прилив бодрости, а не изнеможение.

Во время тренировочного процесса появляется возможность научиться быстро реагировать на смену ситуации и применить свои новые знания в обычной жизни, учебе, умение выстраивать новые взаимоотношение со сверстниками и с взрослыми, умение преодолевать психологические напряжения, регулирование собственного состояния. Командные виды спорта позволяют ощутить дух сплоченности, сопричастности, поддержку и уверенность.

Спорт — лучший способ справиться со своими комплексами, а значит, повысить самооценку и побороть стресс.

 

Литература:

 

  1.                Вознесенская Т. Г. Эмоциональный стресс и профилактика его последствий. М. 2007 г.
  2.                Кижаев-Смык Л. А. «Психология стресса», М.: «Наука», 1983.
  3.                Коган Б. М. «Стресс и адаптация» — М. «Знание», 1980 г.
  4.                Медицинский справочник «Видаль» // Общие сведения о стрессе. М. 2009 г.
  5.                Рогов Е. И. «Эмоции и воля» — М. «Владос», 1999 г.
  6.                Рутман Э. «Как преодолеть стресс» — М. «ТП», 2000 г.
  7.                Селье Г. Стресс без дисстресса. — М.: Прогресс, 1979 г.
  8.                Щекина Е. Г., Дроговоз С. М. Как бороться со стрессом? М. 2005 г.
  9.                http://comp-doctor.ru/stress/stress-sport.php
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, стресс, занятие спортом, повышенная тревожность, организм, учащийся, профилактика стресса, высокая тревожность, активное занятие, психологический стресс.


Похожие статьи

Мотивация как компонент занятий физической культурой

Изобразительная деятельность как один из способов подготовки к обучению в школе

Развитие силовых способностей с помощью применения статодинамических упражнений на занятиях физической культурой

Внеклассные спортивно-массовые мероприятия, как средство повышения мотивации к занятиям физической культурой

Музыкально-игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей

Рисование у детей раннего возраста, как средство формирования творческих способностей

Влияние экологических факторов при занятиях физической культурой и спортом

Игровая деятельность как средство развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников

Физические упражнения как основное средство предупреждения нарушений осанки в школьном возрасте

Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей

Похожие статьи

Мотивация как компонент занятий физической культурой

Изобразительная деятельность как один из способов подготовки к обучению в школе

Развитие силовых способностей с помощью применения статодинамических упражнений на занятиях физической культурой

Внеклассные спортивно-массовые мероприятия, как средство повышения мотивации к занятиям физической культурой

Музыкально-игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей

Рисование у детей раннего возраста, как средство формирования творческих способностей

Влияние экологических факторов при занятиях физической культурой и спортом

Игровая деятельность как средство развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников

Физические упражнения как основное средство предупреждения нарушений осанки в школьном возрасте

Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей

Задать вопрос