Ключевые слова: сменная обувь, сменная обувь учащихся, обувь, высота каблука, класс, учебное заведение, пыль.
Моя работа называется «Сменная обувь в школе». Я выбрала эту тему, потому что мне стало интересно, для чего нужна сменная обувь в школе? Как она влияет на состояние ног школьников? Каким образом помогает сохранять чистоту в учебном заведении?
Цель моей работы — рассмотреть различные аспекты проблем ношения сменной обуви в школе.
Задачи работы. Выяснить — зачем нужна сменная обувь. Проанализировать качество и безопасность сменной обуви. Изучить состояние уличной и сменной обуви школьников. Взять смывы с подошвы уличной и сменной обуви. Провести анализ состояния пола в учебном заведении. Провести анкетирование учащихся учебного заведения. Провести интервью с врачом ортопедом, выяснить его точку зрения по данной теме.
Для исследования я использовала: наблюдения, фотографирование, взятие смывов с подошвы, взвешивание (электронные весы POCKET SCALE MH-500), статистические обработки, интервьюирование, сравнительные анализы, работала с источниками информации, проводила эксперименты.
Для исследования были изучены: сменная обувь, состав пыли, нормативные документы РФ и учебного заведения. Было проведено анкетирование учащихся 6, 8, 9, 10, 11 классов. По итогам анкетирования было выявлено количество и качество используемой сменной обуви, удобство для носки. А также мнение учащихся о необходимости сменной обуви в учебном заведении. Состоялась беседа с врачом ортопедом, в которой были заданы вопросы по итогам анкетирования.
Для начала я решила понаблюдать и выяснить, какую сменную обувь носят ученики учебного заведения. Оказалось, что в основной массе у девушек это балетки, иногда встречались туфли на каблуках. Молодые люди чаще всего используют классические туфли, также встречаются кроссовки и кеды. Так какой же должна быть сменная обувь?
Сменная обувь — легкая, удобная обувь, предназначенная для ношения в учебном заведении. Лучше всего подойдут туфли. Обувь должна соответствовать форме и размеру стопы. При этом в носочной части должен быть припуск 5–7 мм, учитывающий увеличение длины стопы за счет ее естественного прироста и под влиянием нагрузок во время ходьбы. При отсутствии припуска пальцы принимают согнутое положение, что может привести к их деформации. Обувь не должна быть зауженной в носочной части, поскольку приводит к деформации большого пальца, его отклонению наружу. Чрезмерно свободная обувь также оказывает отрицательное влияние — могут появиться потертости, мозоли. Подошва в обуви должна быть гибкой. Высота подошвы не должна быть более 0,7 см. Высота каблука не должна превышать 2 см. Сменная обувь должна иметь фиксированный задник, который позволяет прочно удерживать пяточную кость и предотвращает ее отклонение наружу. Обувь должна обеспечивать прочную фиксацию в носочной части. Открытый носок в сменной обуви не способствует устойчивому положению стопы и создает угрозу травмирования пальцев стопы. Обувь должна обеспечивать прочную фиксацию голеностопного сустава. Конструкция обуви должна обеспечивать оптимальный температурно-влажностный режим внутри обувного пространства. В сменной обуви не допускается использование стелек с выпуклостью в подсводном пространстве. Использование ортопедических стелек рекомендуется врачом только при выраженных деформациях стопы с учетом особенностей ее профиля. Стельки должны быть строго индивидуальными и соответствовать рельефу подошвенной части стопы ребенка. Безопасность материалов, из которых изготовлена сменная обувь, должна быть подтверждена санитарно-эпидемиологическим заключением.
Пыль и её составляющие. Пыль — мелкие твёрдые частицы органического или минерального происхождения. К пыли относят частицы среднего диаметра от долей микрона[1]и до максимального — 0,1 мм. Под действием влаги пыль обычно превращается в грязь. В плотно запертом помещении (с закрытыми окнам) за две недели оседает порядка 12 тысяч пылевых частиц на 1 квадратный сантиметр пола и горизонтальной поверхности мебели. В этой пыли содержится 35 % минеральных частиц, 12 % текстильных и бумажных волокон, 19 % чешуек кожи, 7 % цветочной пыльцы (для теплого времени года), 3 % частиц сажи и дыма. Оставшиеся 24 % неустановленного происхождения [10]. Пыль содержит массу болезнетворных бактерий и вирусов. Например, туберкулёзная палочка сохраняет жизнеспособность в пыли от нескольких месяцев до нескольких лет (туберкулез — не только воздушно-капельная, но и пылевая инфекция). С ней может соседствовать и палочка дифтерийная. Также пыль может вызвать простуду. А засохшие выделения грызунов в составе пыли могут быть причиной «мышиной лихорадки», при которой поражаются почки. Кстати, от пыли сильнее страдают маленькие дети: больше всего она концентрируется на высоте до метра, и они вынуждены дышать «пыльным туманом».
Пыль содержит множество частиц, вызывающих различные заболевания. Воздействию подвержены:
– Глаза (конъюнктивит — воспаление слизистой оболочки глаза, вызванное палочкой Коха-Уикса и Моракса-Аксенфельда. Хронический конъюнктивит— длительно действующие раздражения (пыль, дым, химические примеси в воздухе), блефарит — хроническим воспалением краев век, основным возбудителем является золотистый стафилококк.)
– Кожа (дерматиты — контактные острые воспалительные поражения кожи. Возникают при непосредственном воздействии раздражителя на кожу.)
– Иммунная система (аллергия — сверхчувствительность иммунной системы организма. Вызывается содержащимися в пыли плесенью грибов, пыльцой растений и клещами домашней пыли.)
– Легкие (бронхиальная астма — хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей. Большинство возбудителей болезни содержатся в воздухе. Это пыльца растений, микроскопические грибы, домашняя и библиотечная пыль, домашние клещи, домашняя пыль, шерсть собак, кошек.)
– Носоглотка (раздражение, насморк, першение в горле)
Для выполнения практической части работы мне потребовались данные о площади учебного заведения. Эти данные были взяты с официального сайта. Выяснилось, что учебное заведение имеет общую площадь 4689,3 м2 из них учебные кабинеты — 1651,6 м2, коридоры и лестничные пролеты — 1247,2 м2. Для вычисления среднего количества грязи и пыли я взяла общую площадь учебных кабинетов, коридоров и лестничных пролетов, так как этими помещениями учащиеся пользуются чаще всего. Площадь составила 2898,8 м2.
Согласно СанПиН 2.4.2.2821–10 уборка школ должна производиться со следующей периодичностью: — текущая уборка — 1 раз в день при односменном и 2 раза в день при двухсменном режиме обучения; — генеральная уборка — не реже 1-го раза в месяц.
Ежедневная уборка в школе включает следующие обязательные работы: — мойка пола в учебных и вспомогательных помещениях, столовых, рекреациях, вестибюлях с применением дезинфицирующих средств, — влажная очистка от пыли в местах ее скопления, в т. ч. протирка подоконников, радиаторов отопления, — уборка и дезинфекция туалетов, душевых, — сбор, сортировка отходов и размещение их в предназначенных для каждого вида мусоросборниках. Генеральная уборка также предполагает очистку от пыли вентиляционных решеток, мытье панелей, стен, окон.
Осень. Анализ одного дня работы учебного заведения. Субботник. Осенью в учебном заведении проходил субботник. В это день всем учащимся было разрешено прийти без сменной обуви. Увидев, сколько грязи было принесено в учебное заведение, я вдруг поняла, зачем нам нужна сменная обувь. И провела некоторые исследования.
Учитывая данный факт, было решено взвесить пробы грязи, взятой с участка 10 см2 в помещении учебного заведения. Пробы были взяты в фойе, через которое проходят все без исключения. Хотя в этот день мусора было много по всей школе. Для вычисления среднего количества грязи и пыли я взяла общую площадь учебных кабинетов, коридоров и лестничных пролетов, так как этими помещениями учащиеся пользуются чаще всего. Площадь составила 2898,8 м2. Единица измерения 1oz-унция (1 унция = 28, 3495 грамма), проба с 10 см2 1, 417 грамм (0,05 унции). Значит, с 1м2 = 14 грамм. Вес пробы грязи с 1 м2 × Площадь учебных классов, коридоров и лестничных маршей = Количество грязи в учебных классах, коридорах и лестничных маршах. 14 гр. × 2898,8 м2 = 40583,2 гр. расчетный вес грязи, занесенной с улицы на обуви учащихся. Таким образом, в коридорах учебного заведения после субботника, по моим расчетам, могло оказаться 40 килограмм 583 грамма пыли и грязи.
Осень. Анализ одного дня работы учебного заведения. Обычный учебный день. Повторить эксперимент я решила в обычный учебный день, когда наличие сменной обуви было обязательно. Проба с 10 см2 0,3 грамма, значит, с 1м2 = 3 грамма. Вес пробы грязи с 1 м2 × Площадь учебных классов, коридоров и лестничных маршей = Количество грязи в учебных классах, коридорах и лестничных маршах. 3 гр. × 2898,8 м2 = 8696,4 гр. расчетный вес грязи в учебных классах, коридорах и лестничных маршах.
Я выяснила, что расчетный вес грязи в этот день составлял почти 9 килограммов. Что на 31 килограмм меньше, чем в день субботника! Это наглядно показывает необходимость ношения сменной обуви в осенний период обучения.
Зима. Анализ одного дня работы учебного заведения. Обычный учебный день. Аналогичные измерения были произведены в зимний период. Единицы измерения весов — граммы. Проба с 10 см2 0,2 грамма. Значит, с 1м2 = 2 грамма. Вес пробы грязи с 1 м2 × Площадь учебных классов, коридоров и лестничных маршей = Количество грязи в учебных классах, коридорах и лестничных маршах. 2 гр. × 2898,8 м2 = 5797,6 гр. расчетный вес грязи в учебных классах, коридорах и лестничных маршах.
Время года |
гр. с 10 см2 |
гр. с 1 м2 |
Общее кол-во грязи (классы, коридоры) |
Осень (субботник) |
1,4 гр. |
14 гр. |
40586 гр. |
Осень (день со сменной обувью) |
0,3 гр |
3 гр. |
8696 гр. |
Зима |
0,2 гр. |
2 гр. |
5798,6 гр. |
Как видно из вычислений, в зимний период времени количество грязи значительно меньше.
Зима. Смывы с обуви.
Рис. 2. Патогенная флора для помещения в нее смывов с уличной обуви.
Рис. 3.
Смыв с уличной обуви, взятый в зимний период времени, был помещен в чашку Петри с патогенной флорой. На момент помещения ватного диска со смывом в чашке развивались процессы роста плесени. Наблюдая за смывом несколько дней, я поняла, что находящиеся на ватном диске химические реагенты, которыми обрабатывают снег на улице, убили все живые организмы.
Для дальнейшей работы мною было проведено анкетирование учащихся. Из него я выяснила качество сменной обуви. В опросе участвовали ученики 6, 8, 9, 10, и 11 классов. Всего 224 человека, из них девушек — 127 человек и юношей — 97 человек.
Анализ сменной обуви учащихся 6-х классов.
Было опрошено 46 учащихся, из них постоянно носят сменную обувь 42 человека, что составляет 91 % от опрошенных. 4 человека — 9 %, носят сменную обувь нерегулярно. Проанализировав данные обуви у девочек, выяснилось, что всего у 8 человек каблук соответствует рекомендованным нормативам. Высота каблука сменной обуви у мальчиков соответствует нормам. Сменная обувь, которую носят ученики 6-х классов, в основном сделана из кожи, кожзаменителя и ткани. 7 человек постоянно используют кроссовки в качестве сменной обуви и 1 человек носит кеды. 43 человека (93 %) постоянно ухаживаю за сменной обувью, чистят, моют, дезинфицируют, 3 человека (7 %) никак не ухаживают за обувью.
Анализ сменной обуви учащихся 8-х классов.
Был опрошен 71 человек, из них постоянно носят сменную обувь 53 человека, что составляет 75 % от опрошенных. 18 человека — 25 %, носят сменную обувь нерегулярно. Проанализировав данные обуви у девушек, выяснилось, что только у 7 человек каблук соответствует рекомендованным нормативам Высота каблука сменной обуви у юношей соответствует нормам. Сменная обувь учащихся 8-х классов в основном сделана из кожи — 52 человека, кожзаменитель и ткань 19 человек (14 человек постоянно используют кроссовки в качестве сменной обуви и 5 человек носят кеды). 69 человек (97 %) постоянно ухаживаю за сменной обувью, чистят, моют, дезинфицируют. 3 человека (3 %) никак не ухаживают за обувью.
Анализ сменной обуви учащихся 9-х классов.
Было опрошено 62 человек, из них постоянно носят сменную обувь 39 человека, что составляет 63 % от опрошенных. 23 человека — 37 %, носят сменную обувь нерегулярно. Проанализировав данные обуви у девушек, выяснилось, что только у 7 человек каблук соответствует рекомендованным нормативам. Высота каблука сменной обуви у 22юношей соответствует нормам. Сменная обувь учащихся 9-х классов сделана из кожи — 36 человек, кожзаменитель и ткань 26 человек (14 человек постоянно используют кроссовки в качестве сменной обуви и 5 человек носят кеды). 59 человек (92 %) постоянно ухаживаю за сменной обувью, чистят, моют, дезинфицируют. 5 человека (8 %) никак не ухаживают за обувью.
Анализ сменной обуви учащихся 10-х классов.
Было опрошено 22 человек, из них постоянно носят сменную обувь 18 человек, что составляет 82 % от опрошенных. 4 человека — 18 %, носят сменную обувь нерегулярно. Проанализировав данные обуви у девушек, выяснилось, что только у одного человека каблук соответствует рекомендованным нормативам. Высота каблука сменной обуви у юношей соответствует нормам Сменная обувь учащихся 10-х классов сделана из кожи — 10 человека, кожзаменитель и ткань 12 человек. 2 человека постоянно используют кроссовки в качестве сменной обуви и 1 человек носят кеды. 18 человек (82 %) постоянно ухаживаю за сменной обувью, чистят, моют, дезинфицируют. 4 человека (18 %) никак не ухаживают за обувью.
Анализ сменной обуви учащихся 11-х классов.
Было опрошено 23 человека, из них постоянно носят сменную обувь 11 человек, что составляет 48 % от опрошенных. 12 человека — 52 %, носят сменную обувь нерегулярно. Проанализировав данные обуви у девушек, выяснилось, что только у одного человека каблук соответствует рекомендованным нормативам. Высота каблука сменной обуви у 9 юношей соответствует нормам. Сменная обувь учащихся 11-х классов сделана из кожи — 15 человека, кожзаменитель и ткань 8 человек. 1 человек постоянно использует кроссовки в качестве сменной обуви. 21 человек (91 %) постоянно ухаживаю за сменной обувью, чистят, моют, дезинфицируют. 2 человека (9 %) никак не ухаживают за обувью.
Обобщая всю полученную информацию можно сделать следующие выводы:
|
Из 224 опрошенных носят сменную обувь 163 человека (73 %), нерегулярно носят сменную обувь 61 человек (27 %). |
||
|
Из 127 девушек 6, 8, 9, 10 и 11 классов только у 20 девушек обувь соответствует рекомендованным нормам (15,7 %). |
||
|
Из 97 юношей высота каблука сменной обуви у 95юношей соответствует нормам. Это составляет 93 % |
||
|
Проведя анализ материалов из которых сделана сменная обувь, я выяснила, что 133 человека (59 %) носят обувь из кожи. 61 человек (27 %) — кожзаменитель, 30 человек (14 %) ткань. |
||
Многие девушки носят балетки с отсутствующим каблуком. Этим кожаным или тряпичным тапочкам на плоской тонюсенькой подошве врачи присудили первое место в рейтинге вредной для здоровья обуви. Большинство балеток не имеют ни шнурка, ни резинки и держатся не на всей ноге, а фактически только на пальчиках. Из-за этого пальцы ног приходится напрягать и поджимать чуть ли не при каждом шаге, что вырабатывает не красивую шаркающую походку. В результате длительного ношения такой обуви происходит деформация пальцев и суставов, костные мозоли, боли в коленях. В последствии постоянно скрюченные пальцы. Находить подходящую обувь становится всё сложнее.
Некоторые, носят обувь на очень высоком каблуке, что негативно сказывается на росте и формировании костей подростков. Скелет формируется вплоть до 20 лет, и если девушка испортит его каблуками, вылечиться будет уже практически невозможно. В дальнейшем возможна деформация стопы, отдельных пальцев, проблемы с позвоночником. Проблемы бывают самые разные — от «стопы атлета» до артрозов и других неизлечимых заболеваний суставов, вызванных чрезмерной нагрузкой на мысок стопы. Страдают не только пальцы и колени, но и спина. Не самое болезненное, но, пожалуй, самое неприятное последствие ношения каблуков — некрасивые наросты и деформации суставов. В народе они известны под общим названием «косточки» — это увеличенные или выпирающие головки кости большого пальца, вставшие не на своё место из-за сильного давления на переднюю часть стопы. Также высокий каблук может способствовать травматизму. По статистике, каждая десятая девушка, носящая шпильки падает из-за неустойчивости обуви хотя бы один раз в неделю. При этом последствия могут быть самыми разными — от банальных синяков до выбитых и сломанных суставов. В Британии, например, одной девушке удалось в суде доказать, что упала она именно из-за высокого каблука, отсудив у обувной компании кругленькую сумму. Правда поплатилась она за это переломом лодыжки. К тому же, то в Британии, а у нас в России никакая обувная фабрика платить вам за то, что вы споткнулись, точно не станет!
Юноши учебного заведения в основном носят обувь, соответствующую рекомендованным нормам. Но есть такие, которые носят кроссовки и кеды.
Кроссовки — это спортивная обувь, рассчитанная ее создателями на интенсивные нагрузки и занятия спортом. Носить ее постоянно специалисты не рекомендуют. А кеды и вовсе стоит исключить из гардероба и не надевать даже на физкультуру. Нога в них плохо фиксируется, а плоская подошва и отсутствие супинатора — прямая дорога к плоскостопию. Главный недостаток кед — отсутствие какого-либо каблука и вообще рельефа колодки. Во-первых, плоская подошва не способна амортизировать удар пятки о поверхность земли, из-за чего каждый раз при ходьбе ваш скелет получает микротравмы. Во-вторых, без должной поддержки стопы мышцы и сухожилия ног находятся в постоянном напряжении, возрастает риск растяжения и других повреждений. Вес тела распределяется по стопе неправильно, что ведёт к болям и деформации — например, появлению так называемой «косточки». При худшем же раскладе, стопы начинают постепенно выворачиваться внутрь (эффект косолапости), что в свою очередь ведёт к серьёзным бедствиям для всего организма. Например, смещаются коленные и бедренные суставы, из-за чего они изнашиваются намного быстрее положенного срока. Далее проблемы идут по восходящей в мышцы поясницы и позвоночник.
Рис. 4. Интервью с врачом травматологом — ортопедом Лазуковой Еленой Львовной.
Я — Здравствуйте, Елена Львовна! Меня зовут Ильченко Катя, я решила изучить тему сменной обуви в школе. Мне бы хотелось узнать Ваше мнение по этой теме.
Е.Л.- Ты выбрала очень актуальную тему. Здоровье нежно беречь и внимательно относится к подбору обуви.
Я — По проведенному мной опросу, некоторые ученики нашего лицея не носят сменную обувь. А у многих из тех, кто носит её, обувь зачастую не соответствует рекомендованным нормативам. Как эти факты влияют на состояние здоровья подростков?
Е.Л.- Посмотрев твои результаты анкетирования, я увидела, что много девочек носят балетки. Отсутствие каблука вызывает микротравмы скелета, что в последствие может привести к различным заболеваниям, в том числе остеохондрозу. Другие же носят туфли на очень высоком каблуке, что может привести к травматизму лодыжки. Возможны вывихи, переломы, натоптыши.
Я — Какие могут быть последствия от ношения неправильно подобранной обуви?
Е.Л.- Неправильная обувь может вызвать плоскостопие, отклонение первых пальцев, натоптыши, развитие ювенального остеохондроза.
Я — Какой, по Вашему мнению, должна быть сменная обувь?
Е.Л.- Сменная обувь должна быть правильно подобрана. При необходимости в обуви должен присутствовать супинатор. Обувь должна быть легкой и удобной в носке.
Я- Нужна ли сменная обувь в учебном заведении?
Е.Л.- Конечно, сменная обувь просто необходима! Нужно заботиться о своих ногах, ведь они нам даны один раз и на всю жизнь! Сменная обувь помогает сохранить здоровье наших ног. Они меньше потеют, что уменьшает риск возникновения грибковых заболеваний. Находясь в комфортных условиях, ноги меньше устают, что приводит к уменьшению развития заболевай.
Я — Ваши рекомендации?
Е.Л.- Выбирайте правильную обувь. Консультируйтесь по этому вопросу с врачами. Пользуйтесь обувью соответствующего размера. Не используйте спортивную обувь для сменки, так как она не предназначена для длительного ношения. Выбирайте обувь из натуральных материалов.
По результатам проведенного исследования, я выяснила, чтобольшинство учащихся учебного заведения носят сменную обувь. Но зачастую качество обуви не соответствует рекомендованным нормам. Необходима просветительская работа о сменной обуви.
Из проделанного эксперимента со сбором грязи в помещении лицея, в разное время года, выяснилось, что школьникам необходимо носить сменную обувь. Это позволяет уменьшить количество грязи, мусора и пыли в помещениях в несколько раз.
В осенний период времени необходимо увеличивать периодичность влажной уборки в помещении школы. Это приведет к уменьшению образования и вымыванию занесенной с улицы пыли и грязи.
На основании выводов, я бы рекомендовала носить сменную обувь независимо от времени года. Осенью это поможет сохранить помещение лицея от грязи и пыли. Что в свою очередь приведет к уменьшению заболеваемости дыхательных путей, кожи, иммунной системы и глаз.
При выборе сменной обуви, обязательно учитывайте материал, из которого изготовлена обувь (он должен быть только натуральным), высоту каблука (она должна не превышать 3–4 см) и жесткость подошвенной поверхности. Ни в коем случае не выбирайте зауженную обувь. Это может вызвать деформацию стопы.
Литература:
1. СанПиН 2.4.2.2821–10«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
2. Энциклопедия для детей. Человек. М., Аванта +, 2002.
3. Энциклопедия для детей. Биология. М., Аванта +, 2002.
4. Ю. К. Школьник. Человек. Полная энциклопедия. М., ЭКСМО, 2010 г.
5. И. Д. Зверев. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене» М., «Просвещение», 1989 г.
6. Жарова Г.Н и др. Природа, человек, здоровье. Новосибирск, 1992 г.
7. Зайцев Г. К., Зайцев А. Г. Твое здоровье. Укрепление организма. СПб, 1997
8. Мельничук В. М. Я и мое здоровье. НГУ, 1997
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина.- М., АСТ, 2001 г.
- https://ru.wikipedia.org/
- http://moi-detki.net/faq/kak-vybrat-smennuyu-obuv-dlya-shkolnikov
- http://s_113.edu54.ru/
[1]Микрон - единица измерения, равная одной миллионной доле метра.