Особенности подростковых увлечений и хобби на примере учеников 5 классов Черновской СОШ | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №3 (17) июнь 2018 г.

Дата публикации: 30.05.2018

Статья просмотрена: 12622 раза

Библиографическое описание:

Сапожникова, А. С. Особенности подростковых увлечений и хобби на примере учеников 5 классов Черновской СОШ / А. С. Сапожникова, М. А. Мухина. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2018. — № 3 (17). — С. 122-129. — URL: https://moluch.ru/young/archive/17/1234/ (дата обращения: 16.11.2024).



 

В нашей жизни мы часто используем слово «хобби» в своей речи и видим его в различных текстах. Но а что же это такое? Хобби — увлечение того или иного человека, а именно один любимый вид деятельности, приносящий удовлетворение. На самом деле, многие люди не понимают разницы меду понятиями «хобби» и «увлечение». Увлечение — то, чем человек любит и с радостью готов заниматься в своё свободное время. Своему хобби человек уделяет много своего (не только свободного) времени, порой жертвую чем-либо ради этого занятия. То есть увлечений может быть много, а хобби, чаще всего, одно.

Хобби и увлечения — способ самовыражения конкретной личности, с конкретными приоритетами. Всегда хобби и характер человека взаимосвязаны. Ведь, на вряд ли, личность усидчивая и спокойная станет увлекаться роком, а человек с живым характером — коллекционированием наперстков.

В мире существует огромное многообразие видов хобби и увлечений, что все их перечислить невозможно, и я выделила следующие основные группы (рисунок 1).

Рис. 1. Основные группы хобби и увлечений подростков

 

Одним из важнейших факторов, способствующих формированию личности подростка и развитию правильной, положительной самооценки, является наличие долгосрочных увлечений и хобби. Так молодой человек, занятый своим любимым делом, формирует в себе определенные черты характера. К тому же увлеченность позволяет ему выделяться из окружающего мира. А желание быть не таким как все является очень важным мотивом деятельности современного подростка. Также занятие любимым делом, привносят много положительных эмоций, что позволяет молодому человеку сглаживать внутренние бури, которые происходят в его душе.

Психологи замечают, что подростки стремятся к разнообразию своих занятий из-за кратковременности их интересов — «увлекаюсь всем подряд». Это разнообразие говорит об открытости к новому и дает не ограниченные возможности личностного развиваться (рисунок 2).

Рис. 2. Роль хобби и увлечений в подростковом возрасте

 

Первые самостоятельные подростковые увлечения и хобби наблюдаются где-то к годам 11–12. Это может быть что-то простое: например, коллекционирование монет из разных стран. Дальше у подростков интересы расширяются благодаря их вступлению в разные группы и компании. И это формирует внутренний мир молодых людей, где появляется паркур, граффити, увлечение разнообразными стилями музыки и т. д.

Взрослые могут осуждать некоторые необычные виды подростковых увлечений, но психологи советуют не критиковать этот выбор. Увлечения и хобби для подростка — это стремление реализоваться в этом мире, которому требуется поддержка. К тому же порицание воспринимается молодыми людьми весьма агрессивно. Еще занятие хобби в подростковом возрасте способствует и будущей успешной карьере.

Для подтверждения последнего приведу результаты своего небольшое исследование хобби знаменитых людей, которые много достигли в жизни. Для этого были выделены и сформированы следующие группы по профессиям или определенному роду деятельности: 1) царь/ король/президент; 2) писатель/драматург; 3) режиссер; 4) художник; 5) актер; 6) физик/ химик: 7) математик; 8) IT-специалист. В каждой группе было 4–5 известных людей, о хобби которых удалось найти информацию. Я сделала следующие выводы: хобби могут как дополнять основное занятие, так и быть совершенно не связанным с ним. Наличие необычных увлечений у человека (или их большое количество) характеризует его как творческую личность. А наличие хобби, в котором человек достиг определенной вершины мастерства, свидетельствует о том, что и в основной деятельности он тоже успешен. А если таких хобби несколько (пример Леонардо де Винчи), то человека можно назвать гением.

Для того, чтобы дать характеристику хобби и увлечениям подростков в моей школе, чтобы определить факторы, влияющие на них, было проведено анкетирование пятиклассников. Общее количество опрошенных составило 41 человек.

Предпочтения в занятиях подростков отражены на рисунке 3. Так мы видим, что 54 % опрошенных увлечены настольными играми, 49 % танцами и 44 % спортом.

Рис. 3. Хобби пятиклассников Черновской СОШ

 

Влияние мнения на выбор хобби подростков отражено на рисунке 4. И основным является собственное мнение (83 %).

Основной причиной выбора хобби является наличие определенного интереса к занятиям (рисунок 5).

Почти 60 % опрошенных школьников ответили, что их хобби дают дополнительные знания и умения, 37 % — положительные эмоции и 22 % отметили, что хобби позволяет больше общаться.

Рис. 4. Мнение, повлиявшее на выбор хобби подростков

 

Рис. 5. Причины занятия пятиклассниками Черновской СОШ своими увлечениями и хобби

 

Все свободное время подростков пятых классов составляет 19,5 часов, т. е. на хобби приходиться 13 % свободного времени.

В основном пятиклассники занимаются своим хобби более 2 лет (рисунок 6). Такой длительный срок связан с наличием замечательных педагогов, которые ведут различные кружки как в школе, так и в нашем доме культуры.

Рис. 6. Продолжительность занятия пятиклассниками своими увлечениями и хобби

 

Проведенное исследование среди пятиклассников говорит о том, что почти все (95 %) ребята получают от своих родителей как одобрение хобби, так и финансовую поддержку (83 %). Остальные 5 % опрошенных заявляют, что их родные ничего не знают об их увлечениях.

56 % школьников знают, что и друзья одобряют их выбор увлечений, а 49 % занимаются любимыми делами вместе. 15 % подростков отмечают, что они не говорят о своих хобби друзьям, а 7 % уже столкнулось с безразличием.

Сами же пятиклассники в основном знают о хобби некоторых друзей (41 %), или считают, что знают об увлечениях всех друзей (32 %). Только 12 % знает о хобби одного друга, 10 % — ничего не знают, а 5 % — вообще не интересует этим.

Закономерный вопрос: как связаны хобби подростков и кружки, которые они посещают. Так среди опрощенных только 31 человек посещают различные кружки. При этом у 22 человек (71 % всех опрошенных) любимое хобби подтверждается соответствующей секцией.

Факторы, влияющие на хобби подростков Черновской СОШ

Пол подростка. Так в среднем на одного подростка приходится 5 увлечений: 5,1 увлечения на девочку и 4,5 увлечения на мальчика. Т. е. девочки выбирают большее количество любимых дел. Лидерами являются настольные игры и танцы (рисунок 7). У мальчиков основными являются активный отдых, компьютер и компьютерные игры (рисунок 8).

Рис.7. Хобби девочек-пятиклассниц Черновской СОШ

 

Также различается и продолжительность занятий. Если все свободное время, отводимое на хобби, составляет 2,5 часа в неделю. То девочки занимаются чуть больше (2,6 часа), а мальчики на полчаса меньше (2,1 часа).

Рис. 8. Хобби мальчиков-пятиклассников Черновской СОШ

 

Предпочтение в отдыхе подростка. Конечно же существующие склонности характера подростка объясняют и выбор его увлечений (таблица 1). Так школьники, любящие активно отдыхать, чаще всего занимаются и спортом. А те, кто любит работать руками, — рисуют и занимаются рукоделием. Еще один вывод: у тех подростков, которые любят разгадывать кроссворды и логические загадки, большое количество разносторонних интересов.

 

Таблица 1

Предпочтение в отдыхе подростков и увлечения

Предпочитают

Количество человек

Среднее количество увлечении

Любимые увлечения

Активно отдыхать

9

5,6

Активный отдых и спорт (по 67 %), танцы (57 %)

Творить руками

19

4,8

Танцы (53 %), изобразительное искусство и рукоделие (по 47 %)

Разгадывать логические загадки

2

7

Чтение и изобразительное искусство (100 %)

Все понемногу

11

3,5

Изобразительное искусство и музыка (45 %); активный отдых, танцы, компьютерные игры (36 %).

 

Коммуникабельность. Те подростки, кто обладают большей долей коммуникабельности (большим количеством друзей), предпочитают настольные игры и танцы, т. е. ту деятельность, которую интересно выполнять не в одиночку (таблица 2). А вот те школьники, у которых немного друзей, компенсируют недостаток общения с помощью компьютера и компьютерных игр.

 

Таблица 2

Коммуникабельность и увлечения подростков

Количество друзей

Количество человек

Среднее количество увлечении

Любимые увлечения

Много друзей

34

4,8

Настольные игры (56 %) и танцы (53 %)

Немного

6

6,8

Активный отдых, компьютер, музыка (все по 67 %)

Предпочитаю одиночество

1

3

Конструирование, коллекционирование и фотосъёмка

 

Умение сосредотачиваться. Мое исследование подтвердило тот факт, что те, кому нравиться сосредотачиваться на монотонной работе выбирают музыку и рукоделие (таблица 3). А вот те, кто не хочет заниматься рутинной работой, обладают небольшим разнообразием хобби.

 

Таблица 3

Умение сосредотачиваться и увлечения

Монотонный труд

Количество человек

Среднее количество увлечении

Любимые увлечения

Не привлекает, но иногда могу

24

5,1

Настольные игры (71 %) и танцы (50 %)

Могу и нравится

15

5,1

Музыка (60 %), рукоделие и танцы (53 %)

Избегаю

2

3,5

- (у каждого своего)

 

Способность переключаться. Конечно же способность легко переключаться говорит нам о быстрой моторной деятельности, которая так нужна музыкантам и танцорам. А вот у спортсменов формируется принцип «должен сделать» и поэтому они выбирают ответ «всему свое время» (таблица 4).

Свободное время. Очень часто современные школьники жалуются на недостаток свободного времени. Вот что показал мой опрос (таблица 5): большое его количество не означает, что подросток займется развитием свои талантов и способностей. Так мы видим в той группе школьников, у которых больше всего времени, самое маленькое количество увлечений. При этом надо отметить, что среднее количество времени, затраченное на хобби, по группам почти не различается и составляет около 2,3 -2,5 часа в неделю. Также это (отсутствие взаимосвязи между количеством свободного времени и временем, затраченным на хобби) подтверждает и статистический коэффициент корреляции.

 

Таблица 4

Способность переключаться и увлечения

Способность переключаться

Количество человек

Среднее количество увлечении

Любимые увлечения

Легко

18

4,3

Изобразительное искусство и компьютеры (44 %), музыка и танцы (по 39 %)

На более важное

10

4,5

Коллекционирование и фото- видеосъёмка (50 %)

Нет

3

6

Активный отдых (100 %)

Всему свое время

7

5,1

Изобразительное искусство и спорт (по 71 %)

Иногда

3

5,7

Музыка (100)

 

Таблица 5

Свободное время и увлечения

Количество свободного времени в неделю, час

Количество человек

Среднее количество увлечений

Среднее время на хобби, часов в неделю

Любимые увлечения

Меньше 14,5

8

4,4

2,5

Танцы (75 %) и коллекционирование (50 %)

14,5–19,5 часов

11

5,5

2,5

Спорт (64 %), фото- и видеосъемка (55 %)

19,5–26,5 часов

12

4,8

2,5

Активный отдых (58 %) и музыку (50 %)

Больше 26,5 часов

10

4,2

2,3

Изобразительное искусство (60 %) и спорт (50 %)

 

Может быть подростки не умеют организовывать свое время? Посмотрим, что ответили ребята о сожалении о потерянном времени (таблица 6). Те, кто не о чем не сожалею, выбирают рисование. Те, кто любит поиграть на компьютере и послушать музыку иногда сожалеют о своём занятии. Те, кто критично оценивает свои действия, чаще всего любит фотографировать и коллекционировать.

Взаимосвязь со школьными оценками. Самый интересный вопрос: как связаны школьные оценки и хобби (таблица 7). И вот мы видим, что у отличников больше всего количество увлечений, значит они более разностороннее развиваются. Наши пятиклассники, которые отлично учатся, чаще всего занимаются спортом и танцами, а также любят настольные игры. А вот троечники обожают долго и со вкусом отдыхать.

 

Таблица 6

Организация времени и увлечения

Сожаление о времени

Количество человек

Среднее количество увлечении

Любимые увлечения

Нет

2

4,5

Изобразительное искусство (100 %)

Когда как

14

4,5

Компьютеры и музыка (по 50 %), активный отдых (43 %)

Да

19

5,4

Настольные игры (74 %) и танцы (68 %)

Да, потратил на глупость

6

5

Фото- и видеосъемка (67 %), изобразительное искусство и коллекционирование (по 50 %)

 

Таблиц 7

Школьные оценки и увлечения

Основные оценки учеников

Количество человек

Среднее количество увлечении

Среднее время на хобби, часов в неделю

Любимые увлечения

Пятерки

22

5,5

2,5

Спорт (59 %) и настольные игры (59 %), танцы (54 %)

Четверки

14

4,9

2,1

Настольные игры (57 %), танцы (57 %) изобразительное искусство (50 %) и музыка (50 %)

Тройки

5

3,2

3

Активный отдых (60 %)

 

Таким образом, можно сделать следующий вывод: неважно какими видами хобби будет заниматься подросток- пятиклассник, но если он вкладывает свою душу, то это обязательно приведет его к успеху в жизни!

 

Литература:

 

  1.                Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. Обществознание. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. — 7-е изд. — М.: Просвещение, 2016. — 127с.
  2.                К. В. Балдин. Общая теория статистики: Учебное пособие/ К. В. Балдина, А. В. Рукосоев. — М.: ИТК Дашков и К, 2015. — 312 с.
  3.                Хобби [Электронный ресурс]// Википедия: свободная электронная энциклопедия: на русском языке. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %A5 %D0 %BE %D0 %B1 %D0 %B1 %D0 %B8 (дата обращения: 12.02.2018)
  4.                Хобби. Основные виды хобби [Электронный ресурс] // Art-Assorty форум. URL: http://art-assorty.ru/16252-osnovnye-vidy-hobbi.html (дата обращения: 12.02.2018)
  5.                Виды хобби [Электронный ресурс]// Сайт «Саморазвитие и самосовершенствование. URL: http://samrazvit.ru/psixologiya/vidy-xobbi.html (дата обращения: 12.02.2018)
  6.                Неожиданные хобби известных людей [Электронный ресурс] // Сайт ФБ.ру. URL: http://fb.ru/post/celebrities/2017/2/7/9968 (дата обращения: 28.12.2017)
  7.                Увлечения знаменитостей [Электронный ресурс] // Сайт Vse-sekrety.ru. URL: http://vse-sekrety.ru/67-uvlecheniya-znamenitostej.html (дата обращения: 28.12.2017)
  8.                Необычные хобби известных людей [Электронный ресурс] // Сайт Fichki.net. URL: https://fishki.net/1603509-neobychnye-hobbi-izvestnyh-ljudej.html (дата обращения: 27.12.2017)
  9.                На сколько важно хобби для человека [Электронный ресурс] // Информационный портал «задушевные беседы». URL: http://mir-psihologii.ru/uvlecheniya-lyudey.html (дата обращения: 20.12.2017)
  10.            Как влияет на человека его хобби? [Электронный ресурс] // Сайт tvoya-life.ru. URL: http://tvoya-life.ru/xobbi-i-uvlecheniya/kak-vliyaet-na-cheloveka-ego-xobbi.html (дата обращения: 20.12.2017)
  11.            Увлечение для подростков [Электронный ресурс] // Сайт «Развитие детей». URL: http://razvitiedetei.info/razvitie-shkolnika/uvlechenie-dlya-podrostkov.html (дата обращения: 20.12.2017)
  12.            Авагян Л. Паненко С. И. Исследовательская работа по психологии «Интересы и увлечения младших подростков». — Черемхово — 2014 [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования nsportal.ru URL: https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2014/10/11/issledovatelskaya-rabota-po-psikhologii-interesy-i (дата обращения: 20.12.2017)
Основные термины (генерируются автоматически): увлечение, изобразительное искусство, хобби, активный отдых, свободное время, таблица, танец, игра, среднее, час.


Похожие статьи

Особенности развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения

Взаимодействие семьи и школы в рамках экологического воспитания обучающихся на примере МАОУ Константиновской СОШ городского округа Домодедово

Развитие творческих способностей детей на уроках социально-бытовой ориентировки

Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным краем

Развитие креативных способностей учащихся на уроках математики

Приобщение старших дошкольников к традиционной культуре родного края

Развитие творческой активности у младших школьников в процессе изготовления сувениров на уроках технологии

Особенности форм образовательной деятельности старших дошкольников по ознакомлению с художественной литературой с учетом регионального компонента

Особенности формирования навыков исследовательской деятельности старшеклассников школы-интерната

Развитие навыка говорения у учащихся 7 класса

Похожие статьи

Особенности развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения

Взаимодействие семьи и школы в рамках экологического воспитания обучающихся на примере МАОУ Константиновской СОШ городского округа Домодедово

Развитие творческих способностей детей на уроках социально-бытовой ориентировки

Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным краем

Развитие креативных способностей учащихся на уроках математики

Приобщение старших дошкольников к традиционной культуре родного края

Развитие творческой активности у младших школьников в процессе изготовления сувениров на уроках технологии

Особенности форм образовательной деятельности старших дошкольников по ознакомлению с художественной литературой с учетом регионального компонента

Особенности формирования навыков исследовательской деятельности старшеклассников школы-интерната

Развитие навыка говорения у учащихся 7 класса

Задать вопрос