Развитие гражданской позиции учащихся на уроках обществознания | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Обществознание

Опубликовано в Юный учёный №3 (17) июнь 2018 г.

Дата публикации: 23.05.2018

Статья просмотрена: 486 раз

Библиографическое описание:

Савельева, А. А. Развитие гражданской позиции учащихся на уроках обществознания / А. А. Савельева, Л. И. Николаева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2018. — № 3 (17). — С. 49-50. — URL: https://moluch.ru/young/archive/17/1238/ (дата обращения: 16.11.2024).



 

В обществе приобретает наибольшую актуальность и значимость проблема формирования активной гражданской позиции подрастающего поколения современной России.

Гражданская позиция определяет готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах, влияет на то, каким будет будущее нашей страны. Став взрослыми, именно молодое поколение будет определять вектор развития политики и экономики нашего государства, а в случае опасности встать на защиту своего Отечества.

Урок обществознания выступает действенным способом патриотического и гражданского воспитания школьников. В процессе изучения предмета у школьников формируется образ страны, представления об отношениях человека и государства, о ценности человеческой жизни, о правах и свободах человека, о нравственных основах культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традиций народов мира и многонационального народа России, передаваемых от поколения к поколению.

Приоритетная роль в патриотическом воспитании школьников и становлении у них гражданской позиции принадлежит учителю. На уроках обществознания реализуется программа духовно-нравственного воспитания и социализации школьников через использование новых образовательных технологий, направленных на развитие гражданской позиции школьников.

В учебно-воспитательном процессе с целью формирования структурных элементов творческих способностей обучающихся, позволяющих максимально благополучно социализироваться в обществе, используется технология проблемно-диалогического метода обучения.

Проблемно–диалогическая технология призвана выявить существующее многообразие точек зрения участников дискуссии на ту или иную проблему и пути ее решения. Проблема должна быть взята из реальной жизни, быть знакомой и значимой для школьников. Личный интерес учащихся в данной деятельности является необходимым условием устной работы. Учитель выступает в роли консультанта: руководит учебной работой, направляет поиск учеников в нужное русло. Примеры проблемных вопросов: «Сильная президентская власть в России: за и против», «Проблемы безработицы среди молодежи», «Глобальные проблемы современного мира», «Сохранение человеческого капитала».

Одним из средств, способствующих повышению гражданской активности школьника, становится проектно-исследовательская деятельность.

Применение данной методики на уроках обществознания и во внеурочной деятельности позволяет выявить и развить творческие способности и деловые качества обучающихся.

Социально значимая деятельность использования проектно-исследовательских технологий связана с развитием гражданского сознания обучающегося. Именно готовность приносить пользу людям, позволяет воспитанникам почувствовать значимость своей деятельности, что повышает их социальный статус в школе, в семье и, как следствие, в обществе.

В настоящее время очень важным направлением в воспитании детей представляется нам развитие милосердия. Данная проблема является актуальной. Развитие в детях доброты, сопереживания служит противостоянию жестокому миру, воздействует на их самовоспитание. Общими целями внеклассных мероприятий по темам: «От сердца к сердцу», «Помнить, чтобы жить» являются формирование умения оценивать различные факты окружающей жизни, выбирать способы решения актуальных проблем, пропаганда общечеловеческих ценностей (преемственность, память, милосердие), осознание учащимися своих гражданских обязанностей, развитие личностных качеств. Речь идет о проявлении заботы школьников о ветеранах войны и труда. Ребята находят биографические материалы о ветеранах, живущих в нашем поселке, затем исследуют и систематизируют данную информацию. Завершающей стадией проделанной работы является составление проекта «Письмо воину — победителю».

Ветераны, получая благодарственные послания, ощущают, что молодое поколение о них помнит. Ребята увидели насколько важно ветеранам осознавать, что их подвиг не забыт и почувствовали, как важно не терять связи со старшим поколением. Данный вид деятельности позволяет подростку присвоить ценности, связанные с утверждением своей роли в социальной сфере, ценности, дающие возможность удовлетворения практических возможностей.

Формированию экологической культуры и бережного отношения к природе посвящается проект «Мы и охрана природы». Вовлечение учащихся 9-х классов в проектную деятельность по данной теме побуждает школьников к действиям по защите природы и формирует у них позитивные нравственные ценности. Ребята исследуют материал по данной теме и находят ответы на вопросы: Какие экологические проблемы существуют у нас в районе? Какие объединения в стране, выражают протесты против безответственного отношения к природе. Как защищает природу государство от экологических преступлений. В ходе проекта обучающиеся приобщаются к пониманию глобальных экологических проблем, у них появляется ответственность за состояние окружающей среды, за здоровье людей, усиливается стремление к получению теоретических знаний в области экологии, биологии и других наук, способствующих решению экологических задач.

Активное включение учащихся в создание проектов позволяет осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, что развивает навыки и умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека и общества в целом.

Организация исследовательской деятельности учащихся — это средство комплексного решения задач воспитания, образования, развития в современном социуме.

Выбор тем исследовательских работ по обществознанию в профильном классе во многом определяется личностно-значимыми факторами. Так, например, Давитавян Диана, ученица 11 класса, выбрала для себя профессию юриста и приняла активное участие в исследовательской работе по теме: «Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность (сравнительный анализ положений уголовного права РФ и США). Литовкина Виктория мечтает стать социологом и поэтому темой её исследования стала «Демография современной России». Татьяну Есипову волнуют проблемы электоральной культуры современной российской молодёжи, тема её исследования «Политический абсентеизм в электоральном поведении современной российской молодёжи». Татьяна Шестакова, ученица 11 класса, мечтает связать свою профессиональную карьеру с финансовой деятельностью, темой ее исследования стала работа по изучению финансовой грамотности старшеклассников («Оценка уровня финансовой грамотности старшеклассников и пути её повышения»).

Использование данной методики на уроках обществознания реализует компетентностной подход в формировании гражданского сознания обучающихся.

Исходя из выше сказанного можно сделать вывод, что применение современных информационно — коммуникативных технологий на уроках обществознания позволяет учащимся реализовать свой личностный потенциал, самостоятельно формировать представления о базовых национальных ценностях, что является фундаментом в становлении гражданской позиции.

 

Литература:

 

  1.      Бордовский Г. А., Готская И. Б., Ильина С. П., Снегурова В. И.. «Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе: Научно- методические материалы»/ СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007
  2.      Голуб Г. Б. Метод проектов — технология компетентностно-ориентированного образования. Г. Б. Голуб, Е. А. Перелыгина, О. В. Чуракова; под ред. проф. Е. А. Когана. — Самара: Учебная литература, Издательский дом «Федоров», 2006.
  3.      Духовно-нравственное, патриотическое и гражданское воспитание: мат-лы науч.-практ. конф. М.: НМЦ ЮВОУО Департамента образования г. Москвы, 2003.
  4.      Принцип гуманизма в педагогике [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=467134 (25.03.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): урок обществознания, гражданская позиция, проблема, молодое поколение, современная Россия, современная российская молодежь, финансовая грамотность старшеклассников, развитие, ценность.


Задать вопрос