Робототехника, искусственный интеллект и интеллектуальные права | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Право

Опубликовано в Юный учёный №3 (17) июнь 2018 г.

Дата публикации: 05.06.2018

Статья просмотрена: 978 раз

Библиографическое описание:

Амбариян, Е. Г. Робототехника, искусственный интеллект и интеллектуальные права / Е. Г. Амбариян, Т. Ж. Чубарова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2018. — № 3 (17). — С. 66-69. — URL: https://moluch.ru/young/archive/17/1253/ (дата обращения: 16.11.2024).



 

Из всех предоставленных на олимпиаде тем для меня самой интересной и актуальной оказалась «Робототехника, искусственный интеллект и интеллектуальная собственность». Возможно, это произошло под влиянием множества научно-фантастических фильмов. Основной идеей этих фильмов является восстание машин и, как следствие, истребление человечества. У кого-то такие фильмы вызывают панику, кто-то относится к этому с иронией или вообще равнодушно. Я же задумалась, можно ли найти решение проблемы? Вероятно, мы сможем предотвратить подобные восстания, если уже сейчас поднимем вопрос о защите прав Искусственного Интеллекта.

Робототехника, искусственный интеллект стремительно вошли в наш мир. Мы можем встретить умных роботов не только в научных лабораториях, на производстве, технических выставках, но и в школах, супермаркетах, отелях и больницах. Ученые считают, что активное внедрение подобных инноваций в нашу действительность повлечет за собой изменения в различных сферах нашей жизни. Мною сделана попытка осмыслить некоторые юридические аспекты данной проблемы.

Прежде всего, определимся, что для нас означают понятия «робот», «искусственный интеллект» (ИИ) и «интеллектуальная собственность» (ИС). Международная федерация робототехники (International Federation of Robotics, IFR) утверждает: «робот — это рабочий механизм, программируемый по нескольким осям с некоторой степенью автономности и способный передвигаться в пределах определенной среды, выполняя поставленные задачи» [8, с.8]. Роботы — это полностью автономные устройства, способные самостоятельно принимать решения и выполнять некоторые задачи без помощи человека, в непредсказуемых ситуациях. Также роботами могут считаться некоторые дистанционно управляемые и полуавтономные устройства (экзоскелеты, дроны, беспилотники, хирургические роботы, автомобильные и промышленные роботы).

Перейдем к более обширному понятию — «искусственный интеллект». По одному из определений Российской ассоциации искусственного интеллекта, ИИ — это свойство интеллектуальных систем выполнять функции (творческие), которые традиционно считаются прерогативой человека. При этом интеллектуальная система — это техническая или программная система, способная решать задачи, традиционно считающиеся творческими, принадлежащие конкретной предметной области, знания о которой хранятся в памяти такой системы. Структура интеллектуальной системы включает три основных блока: базу знаний, решатель и интеллектуальный интерфейс, позволяющий вести общение с ЭВМ без специальных программ для ввода данных [1].

Понятие интеллектуальной собственности можно найти в ст.1225 ГК РФ. Согласно указанной норме, оно включает в себя охраняемый законом результат интеллектуальной деятельности или приравненные к нему средства индивидуализации.

На данный момент охраняемыми объектами в сфере робототехники в основном являются различные устройства и системы, конструктивные и технические особенности, материалы и технологии, конструкторские решения (объекты патентного права), исходный код и программное обеспечение, дизайн, как всего робота, так и его отдельных узлов и деталей (объекты авторского права), фирменные названия роботов, товарные знаки (средства индивидуализации). Также многие разработчики и производители для защиты своих инноваций от конкурентов прибегают к производственным секретам, ноу-хау (нетрадиционные объекты), так как патентование требует значительных временных и финансовых затрат, особенно если разработчики не являются большой корпорацией. Таким образом, можно заметить, что охраняется то, что касается собственно создания роботов, но, возможно, в ближайшем будущем объекты охраны в этой сфере могут претерпеть некоторые изменения.

Основные дискуссии в настоящее время идут вокруг совместного правообладания, авторства на сгенерированный контент. Решается вопрос о том, кто является автором объекта ИС, например, исходного кода мобильного приложения или технического перевода, созданного при помощи программных инструментов: разработчик алгоритма и принципов работы искусственного интеллекта или его пользователь? Можно ли считать обоих соавторами?

Сейчас, как правило, права на ИИ-алгоритмы принадлежат заказчикам таких систем. Именно крупные корпорации, а не создатели ИИ получают прибыль и владеют правами. Однако, власти Японии, например, собираются изменить ситуацию и распространить законы об авторском праве на самих разработчиков систем искусственного интеллекта. Будет учитываться эксклюзивность и уникальность данных, использованных в разработках и ИИ-технологий, а также степень участия различных компаний в создании ИИ и предоставлении данных для обучения алгоритма [10].

Американские исследователи считают, что права авторства не всегда закрепляются за тем, кто фактически создавал объект, и что, в эпоху цифровых технологий не обязательно следовать концепции естественного права автора на созданное им произведение, которую еще в XVII веке провозгласил Джон Локк [3,с.55].

Современные тенденции в развитии индустрии робототехники выводят на повестку дня новые вопросы, в частности о праве собственности на произведения и изобретения, созданные роботами самостоятельно. И, возможно, уже в ближайшее время будет создан прецедент, когда право собственности на результат интеллектуальной деятельности (РИД) будет отдано самой машине.

Еще совсем недавно считалось, что машина лишена воображения, она воспроизводит лишь те образы, которые заложены в нее человеком, поэтому создать что-либо кардинально новое она не может. Прогрессивные технологии вносят коррективы, приближая будущее, о котором говорили писатели-фантасты. В частности, Айзек Азимов еще в 1976 году в научно-фантастической повести «Двухсотлетний человек» (англ. The Bicentennial Man) рассказал о роботе, у которого обнаружились творческие способности. Его хозяин не только создал условия для реализации этого таланта, обеспечил ему возможность продавать результаты своей интеллектуальной деятельности, но и разделил полученную роботом прибыль в соотношении 50/50.

Прошло 40 лет, и мы уже в режиме реального времени можем видеть устройства, которые при выполнении поставленных задач находят новые решения проблем, создают материальные и нематериальные продукты. Сейчас это в основном творческие произведения: изображения, мелодии, тексты, переводы. В мире уже существует музыкальная группа Compressorhead, состоящая из музыкантов-роботов и играющая в стиле хэви-металл. Конструируются приборы, например, немецкая Sound Machine, которые могут создавать достаточно приятные мелодии, а также исполнять их в прямом режиме. Множество разработок ведется в области визуального искусства. Одна из самых известных, проект AARON — робот, пишущий картины, созданный Гарольдом Коэном, профессором Калифорнийского университета в Сан-Диего [2]. Уже несколько лет существует конкурс, организованный Эндрю Конру (Andrew Conru), основателем FriendFinder Networks, в котором принимают участие разработчики роботов, способных к творчеству. Участники конкурса Robot Art могут предоставить произведение искусства или видео процесса создания его роботом и выиграть денежное вознаграждение [5].

В результате прогресса в технологиях распознавания естественного языка машины уже заменяют журналистов в некоторых жанрах. Лучше всего ИИ справляется с подготовкой аналитических текстовых материалов в тематиках вроде финансов и спорта, где важную роль играют числа. Компании Narrative Science и Automated Insights внушают журналистам страх, разрабатывая умные генераторы текстов для Forbes, Associated Press, Yahoo News и других всемирно известных изданий.

Специалисты Google в рамках проекта Magenta, попытаются развить креативные возможности машин в сфере музыки и визуального искусства. В основе проекта богатые наработки подразделения Google Brain team, которое занимается вопросами машинного интеллекта. Благодаря инженерам и программистам этой компании, ИИ научился разрабатывать свой собственный метод шифрования.

Роботы не только учатся создавать произведения, которые необходимо охранять в рамках авторского права, но и активно вторгаются на территорию патентного права — начинают изобретать.

Стивен Талер, глава американской компании Imagination Engines Inc. утверждает, что именно компьютерная программа, названная «Творческой машиной» (Creativity Machine), является изобретателем зубной щётки Oral-B CrossAction с щетинками, расположенными под углом [7]. Машину Талера некоторые называют «Томасом Эдисоном в коробке». Так считает, например, Расти Миллер (Rusty Miller), правительственный подрядчик компании General Dynamics: «Свой первый патент он получил на устройство для автономной генерации полезной информации. Её официальное название —«Творческая машина». Второй патент был получен на самообучающийся объект нейронной сети (Self-Training Artificial Neural Network Objects — STANNO). Вдумайтесь: патент номер два был изобретен патентом номер один!»

Но согласно современному законодательству робот не может быть полноценным автором, несмотря на то что иные художественные, музыкальные, текстовые произведения или программы порой невозможно отличить от результата интеллектуальной деятельности человека. Хотя в некоторых странах, в частности в Японии и Корее, уже всерьез рассматривается возможность наделить машины правами. Действительно, в законодательствах об авторском праве разных стран имеются существенные различия в подходах к решению вопросов в сфере робототехники. Например, законы Великобритании вообще позволяют избежать использования авторского права в отношении созданных роботами произведений. Законодательства Новой Зеландии и Австралии предусматривает охрану оригинальных произведений авторским правом независимо от того, созданы ли они человеком, программами, роботами или системами искусственного интеллекта. Однако права на такие произведения принадлежат не самим искусственным системам, а их создателям либо пользователям. [8, с.25]

Некоторые исследователи убеждены в том, что такой подход безнадёжно устарел. Не так давно был опубликован доклад под названием “Когда искусственный интеллект превзойдет человека в производительности? Данные экспертов” [9]. Более 352 исследователей в сфере высокоуровневого машинного интеллекта из 43 стран приняли участие в опросе. Они предсказывают, что уже в следующем десятилетии искусственный интеллект превзойдет людей во многих видах деятельности. Мнения экспертов разделились, однако общие тенденции им выделить удалось:

–                    к 2024 году — ИИ лучше справится с переводом с одного языка на другой;

–                    к 2026 году — написанием эссе по программе средней школы;

–                    к 2049 году — написанием бестселлеров.

С мнением экспертов согласен и участник международной конференции «Интеллектуальная собственность в новом технологическом укладе», которая прошла 1–2 февраля 2018 года в технопарке «Сколково» профессор Райан Эбботт из Университета Суррея (Великобритания). Он считает, что компьютеры в ближайшем будущем смогут сами выступать в качестве изобретателей, и уверен, что уже примерно через 25 лет уровень искусственного интеллекта сравняется с человеческим, что может изменить всю модель патентования [4]. На взгляд профессора, отсутствие современного механизма регистрации и охраны подобной интеллектуальной собственности может тормозить развитие в этой сфере и сдерживать потенциал машин. Он отмечает, что из-за невозможности должным образом закрепить за ИИ авторство использовать такие изобретения в коммерческих целях, привлекать инвесторов для дальнейшего развития будет проблематично. Более того, в такой обстановке идеи и проекты, разработанные искусственным интеллектом, могут вовсе скрываться из опасений, что кто-то может их украсть. «Вскоре компьютеры будут постоянно что-то изобретать, и, возможно, в будущем именно машинам мы будем обязаны большинством инноваций», — считает Эбботт. И признание того факта, что права на изобретения могут принадлежать ИИ, на взгляд профессора, активизирует развитие «креативных» компьютеров и подарит человечеству множество перспективных идей [6].

Я уверена, что новое поколение исследователей и специалистов в области интеллектуальной собственности и инноваций сможет разрешить существующие на данном этапе развития технологий и права противоречия. Со мной согласны многие мои сверстники. По результатам опроса, в котором участвовали ученики 7–11 классов ФГБОУ «Средняя школа-интернат МИД России» (74 чел.), 43 % респондентов готовы признать за роботами право на интеллектуальную собственность. Следует отметить, что практически треть из них (28 %) считают, что именно они должны стать полноправными авторами своих РИД. 62 % — говорят о совместном правообладании разработчика, владельца и самого ИИ, причем в равных долях. Остальные высказали мысль о том, что созданные роботом произведения, изобретения и другие РИД должны стать общественным достоянием и быть доступными для свободного пользования во благо всего человечества.

Таким образом, можно сделать вывод, что достаточно размытая и неурегулированная тема защиты прав искусственного интеллекта, в настоящее время является объектом серьезного осмысления и обсуждения. Пока нельзя точно сказать, что ожидает нашу цивилизацию в перспективе. Важно то, что уже сейчас необходимо определить круг вопросов, которые нам предстоит решить в ближайшем будущем, чтобы быть уверенными, что мы можем в полной мере воспользоваться преимуществами и минимизировать негативные последствия развития прорывных технологий.

 

Литература:

 

  1.                Аверкин А. Н., Гаазе-Рапопорт М. Г., Поспелов Д. А. Толковый словарь по искусственному интеллекту. — М.:Радио и связь, 1992. — 256 с.
  2.                Алгоритмы творчества: может ли компьютер создать произведение искусства? // URL: http://gagadget.com/science/22701-algoritmyi-tvorchestva-mozhet-li-kompyuter-sozdat-proizvedenie-iskusstva/ (Дата обращения: 27.06.2016).
  3.                Ахмедов Г. А., Войниканис Е. А., Глазунова К. Д. и др. Основные тенденции развития права интеллектуальной собственности в современном мире, в том числе новые объекты интеллектуальных прав и глобальная защита // Научно-практическое пособие. — М.: РВК, 2017. — 213 с.
  4.                Интеллектуальная собственность уходит в блокчейн // URL: https://www.kp.ru/daily/26792.4/3826047/ (Дата обращения: 07.02.2018).
  5.                Невероятные произведения искусства, созданные роботами // URL: https://geektimes.ru/company/robohunter/blog/271006/ (Дата обращения: 12.02.2016).
  6.                Патентные права и ИИ: могут ли машины считаться авторами изобретений? // URL: https://3dnews.ru/942152 (Дата обращения: 06.11.2016).
  7.                Программа Creativity Machine выдумывает, изобретает и совершает открытия // URL: http://www.membrana.ru/particle/1713 (Дата обращения: 26.01.2004).
  8.                Робототехника: прорывные технологии, инновации, интеллектуальная собственность Кайснер Э., Раффо Д., Вунш-Винсент С. // Форсайт,
  9.                Изд-во:Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Москва), 2016. Т. 10. № 2. С. 7–27.
  10.            Через 45 лет искусственный интеллект полностью превзойдет человека // URL: http://robotoved.ru/british_report_robotics/ (Дата обращения: 05.06.2017).
  11.            Японцы хотят изменить закон об интеллектуальной собственности для искусственного интеллекта // URL: https://www.copyright.ru/news/business/2017/12/31/Japan/ (Дата обращения: 31.12.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): искусственный интеллект, робот, интеллектуальная собственность, интеллектуальная деятельность, уж, визуальное искусство, интеллектуальная система, исходный код, AARON, IFR.


Задать вопрос