Самарская область один из регионов в стране, где в рамках ОГЭ и ЕГЭ физику сдавать просто необходимо. Связано это с тем, что большинство учебных заведений — технические.
Физика — очень интересный и занимательный предмет, который с удовольствием изучают многие школьники. Каждый учащийся с 7 по 11 класс понимает необходимость хорошо учиться по физике, но не у каждого это получается. В чем причина этого парадокса? Причина тому — индивидуальные особенности памяти. У многих учеников память развита слабо и запоминание формул и законов им дается с трудом. Память нужно постоянно развивать. Если вовремя не помочь этим ребятам, то интерес к предмету быстро пропадает.
Возникает противоречие между необходимостью изучения физики и плохо развитой памятью учащихся. Отсюда вытекает проблема — многим учащимся трудно запоминать физические величины и формулы.
Для её решения мы предлагаем разработку системы запоминания физических величин и формул, используя мнемотехнику.
Изучив литературу по использованию приемов мнемотехники, мы создали копилку эффективных мнемонических приемов и апробировали разработанный нами материал и приемы мнемотехники на уроках физики в 9 классах.
Практическая значимость нашей работы заключается в том, что использование мнемотехники при изучении физических величин и формул поможет отстающим ученикам эффективней их запомнить.
В начале нашего исследования было проведено анкетирование среди 50 учащихся 9 «а», 9 «б» класс и пришли к следующим выводам.
Ребята отвечали на такие вопросы:
- «Хорошо ли ты знаешь формулы по физике?»
знаю все — 22 %, знаю, но не все — 76 %, вообще не знаю — 2 %.
- «Легко ли ты запоминаешь формулы?» да — 30 %, нет — 30 %, не всегда — 40 %,
- «Как ты запоминаешь физические величины и формулы?»
а) Просто зубрю, проговаривая вслух и прошу проверить — 45 %; б) записываю несколько раз — 18 %; в) просматриваю несколько раз в учебнике — 20 %; г) учу правила и сопоставляю с формулой или с чем-то ассоциирую — 5 %; д) составляю таблицы, схемы, алгоритмы — 10 %; е) никак не запоминаю — 2 %.
Как мы видим большинство учащихся просто зубрят, не осмысливая информацию и не придают ей эмоциональную окраску, а значит это запоминание не надолго.
Как же помочь ребятам эффективно запомнить физические величины и формулы. И вот здесь на помощь приходит мнемотехника. Мнемотехника — это и есть возможность понять непонятное, сделать учение интересным.
Следующий шаг нашего исследования — эксперимент.
1 этап — проведение физического диктанта по всем изученным формулам 7–9 класса.
2 этап — выявление типичных ошибок, допущенных в формулах.
3 этап — работа по формированию мнемонических навыков, т. е. объяснение ребятам построения ассоциативных связей, приёмы запоминания. Вместе попробовали себя в роли мнемонистов. Таким образом, у каждого появился свой способ запоминания.
4 этап — проверка этих же формул после нашей работы. Оказалось, что теперь ошибки допущены не были.
Некоторые приёмы мнемотехники
-
Треугольник формул
- Мнемофразы — фразы которые позволяют запомнить формулы
Учащиеся путают две созвучные формулы и
. Мы предложили запомнить закон Архимеда фразой «У Архимеда РоЖа — Во!». Или формула для расчета силы Ампера
— Ампер Б-И-Л синус мы добавили еще сюда, что бил одной левой, т. к. для определения FA н. о. использовать правило левой руки.
- Мнемостих (рифмовки) — перевод информации в стихи, песенки, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой. Плотность тела мы найдем, разделив массу на объем. Силу тока чтоб найти U на R ты раздели.
- Запоминание физических величин с помощью созвучных слов.
Некоторые ребята путают обозначение силы тока, напряжения и сопротивления. Поэтому придумали выделять ударением букву данной величины. (сИИИИла тока, отчетливо слышится И — значит пишем I, сопР- Р- Р –Р-отивлен, слышится Р, значит записываем R).
-
Метод историй — нужно находить яркие, необычные образы, картинки, которые по «методу связки» соединяют с информацией, которую надо запомнить. Мама силу приложила, чтоб я быстрей второй з. Ньютона учила
. Или для определения проекций векторов силы необходимо помнить определение Sin и Cоs в прямоугольном треугольнике ребята путаю, когда использовать прилежащий, а когда противолежащий катет к гипотенузе мы придумали свою запоминалку: Соs — буквы округлые, мягкие, как подушка, на которую хочется прилечь => прилегли на подушку — прилежащий катет к гипотенузе. Sin — буквы острые, как иголки. Не хочу лежать на иголках, поэтому постою напротив. Значит противоположный катет к гипотенузе.
Например, были ошибки в самой простой формуле


Для учащихся, которым очень тяжело запоминать формулы предложили использовать метод Цицерона, мнемокарточки.
- Метод Цицерона — расклеить по всем комнатам стикеры с формулами. Например, массу на стул, силу тяжести и вес на люстру, силу тока или напряжения на розетку. Мощность на — лампочку, Момент силы — на дверь, энергию на холодильник, скорость на мяч, швабру, веник. Количество теплоты на духовку или утюг и т. п.
- Мнемокарточки — карточки физических величин и формул. На одной стороне карточки записывается физическая величина, а на другой ее формула или придумайте физическое лото и играйте вместе с родителями и друзьями.
- Мнемостикер краткая запись параграфа на стикеры.
- Пассивное восприятие слов. Запишите на диктофон телефона формулировки определений и формул. В любое свободное время прослушивайте запись и повторяйте в слух.
- Свести все формулы в таблицу в специальную тетрадь физических терминов и формул.
Результаты апробации эффективности использования приёмов мнемотехники на уроках физики
Из диаграммы видно, что после ознакомления с приёмами мнемотехники результат запоминания формул стал лучше. Ошибок в разобранных формулах почти не было. Значит можно говорить об эффективности приемов мнемотехники. Однако всегда стоит помнить о том, что приёмы мнемотехники — это не подмена собственно запоминания, а лишь средство для сокращения времени на запоминание. Природная память, данная нам с рождения, всегда участвует в работе. Приёмы — это помощь ей, их нельзя переоценивать и нужно подстраивать под природную память.
Мы пришли к выводу, что мнемотехника позволяет:
1) накапливать в памяти большое количество точной информации;
2) экономить время при запоминании;
3) тренирует внимание и мышление;
4) быстро освоить несколько новых формул;
5) хорошая зарядка для мозга — мозг нужно тренировать, чтобы он не атрофировался.
Мы убеждены, что использование мнемотехники на уроках физики повысит эффективность запоминания физических величин и формул.
Литература:
- Бондаренко, С. М. Обучение. Здоровье [Текст]: / С. М. Бондаренко, С. М., Ротенберг А.Н, — М.: Просвещение, 1989.
- Зиганов, М. А., Козаренко Запоминание на основе визуального мышленияhttp [Электронный ресурс] — Режим доступа:://school4you.ru/download/memory.pdf.
- Козаренко, учебник мнемотехники [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.e-reading.club/book.php?book=131402.
- Маклаков А. Г. М15 Общая психология — СПб: Питер, 2001–592 с: ил — (Серия «Учебник нового века»).
- Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.e-reading.club/book.php?book=131416.
- Мурашов, грамотность: риторические стратегии достижения / // Русский язык в школе№ 3.- С. 3–12.
- Никитина, развить суперпамять, или Запоминаем быстро и легко /. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. — 291 с.