Самарская область один из регионов в стране, где в рамках ОГЭ и ЕГЭ физику сдавать просто необходимо. Связано это с тем, что большинство учебных заведений — технические.
Физика — очень интересный и занимательный предмет, который с удовольствием изучают многие школьники. Каждый учащийся с 7 по 11 класс понимает необходимость хорошо учиться по физике, но не у каждого это получается. В чем причина этого парадокса? Причина тому — индивидуальные особенности памяти. У многих учеников память развита слабо и запоминание формул и законов им дается с трудом. Память нужно постоянно развивать. Если вовремя не помочь этим ребятам, то интерес к предмету быстро пропадает.
Возникает противоречие между необходимостью изучения физики и плохо развитой памятью учащихся. Отсюда вытекает проблема — многим учащимся трудно запоминать физические величины и формулы.
Для её решения мы предлагаем разработку системы запоминания физических величин и формул, используя мнемотехнику.
Изучив литературу по использованию приемов мнемотехники, мы создали копилку эффективных мнемонических приемов и апробировали разработанный нами материал и приемы мнемотехники на уроках физики в 9 классах.
Практическая значимость нашей работы заключается в том, что использование мнемотехники при изучении физических величин и формул поможет отстающим ученикам эффективней их запомнить.
В начале нашего исследования было проведено анкетирование среди 50 учащихся 9 «а», 9 «б» класс и пришли к следующим выводам.
Ребята отвечали на такие вопросы:
- «Хорошо ли ты знаешь формулы по физике?»
знаю все — 22 %, знаю, но не все — 76 %, вообще не знаю — 2 %.
- «Легко ли ты запоминаешь формулы?» да — 30 %, нет — 30 %, не всегда — 40 %,
- «Как ты запоминаешь физические величины и формулы?»
а) Просто зубрю, проговаривая вслух и прошу проверить — 45 %; б) записываю несколько раз — 18 %; в) просматриваю несколько раз в учебнике — 20 %; г) учу правила и сопоставляю с формулой или с чем-то ассоциирую — 5 %; д) составляю таблицы, схемы, алгоритмы — 10 %; е) никак не запоминаю — 2 %.
Как мы видим большинство учащихся просто зубрят, не осмысливая информацию и не придают ей эмоциональную окраску, а значит это запоминание не надолго.
Как же помочь ребятам эффективно запомнить физические величины и формулы. И вот здесь на помощь приходит мнемотехника. Мнемотехника — это и есть возможность понять непонятное, сделать учение интересным.
Следующий шаг нашего исследования — эксперимент.
1 этап — проведение физического диктанта по всем изученным формулам 7–9 класса.
2 этап — выявление типичных ошибок, допущенных в формулах.
3 этап — работа по формированию мнемонических навыков, т. е. объяснение ребятам построения ассоциативных связей, приёмы запоминания. Вместе попробовали себя в роли мнемонистов. Таким образом, у каждого появился свой способ запоминания.
4 этап — проверка этих же формул после нашей работы. Оказалось, что теперь ошибки допущены не были.
Некоторые приёмы мнемотехники
- Треугольник формул
- Мнемофразы — фразы которые позволяют запомнить формулы
Учащиеся путают две созвучные формулы и . Мы предложили запомнить закон Архимеда фразой «У Архимеда РоЖа — Во!». Или формула для расчета силы Ампера — Ампер Б-И-Л синус мы добавили еще сюда, что бил одной левой, т. к. для определения FA н. о. использовать правило левой руки.
- Мнемостих (рифмовки) — перевод информации в стихи, песенки, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой. Плотность тела мы найдем, разделив массу на объем. Силу тока чтоб найти U на R ты раздели.
- Запоминание физических величин с помощью созвучных слов.
Некоторые ребята путают обозначение силы тока, напряжения и сопротивления. Поэтому придумали выделять ударением букву данной величины. (сИИИИла тока, отчетливо слышится И — значит пишем I, сопР- Р- Р –Р-отивлен, слышится Р, значит записываем R).
- Метод историй — нужно находить яркие, необычные образы, картинки, которые по «методу связки» соединяют с информацией, которую надо запомнить. Мама силу приложила, чтоб я быстрей второй з. Ньютона учила . Или для определения проекций векторов силы необходимо помнить определение Sin и Cоs в прямоугольном треугольнике ребята путаю, когда использовать прилежащий, а когда противолежащий катет к гипотенузе мы придумали свою запоминалку: Соs — буквы округлые, мягкие, как подушка, на которую хочется прилечь => прилегли на подушку — прилежащий катет к гипотенузе. Sin — буквы острые, как иголки. Не хочу лежать на иголках, поэтому постою напротив. Значит противоположный катет к гипотенузе.
Например, были ошибки в самой простой формуле , хорошо запомнить это формулу можно если вспомнить, что скорость показывают все спидометры автомобилей (), значит в числителе то, что измеряется в км (м) — это путь S, а в знаменателе стоят часы, значит там должно стоять время ч (с). Эта информация легко запоминается и ошибки не будет. Если ребята путаются в обозначениях физической величины, то можно применить методику учителя физики Винокуровой, которая предлагает любую величину нарисовать, например скорость, время, расстояние.
Для учащихся, которым очень тяжело запоминать формулы предложили использовать метод Цицерона, мнемокарточки.
- Метод Цицерона — расклеить по всем комнатам стикеры с формулами. Например, массу на стул, силу тяжести и вес на люстру, силу тока или напряжения на розетку. Мощность на — лампочку, Момент силы — на дверь, энергию на холодильник, скорость на мяч, швабру, веник. Количество теплоты на духовку или утюг и т. п.
- Мнемокарточки — карточки физических величин и формул. На одной стороне карточки записывается физическая величина, а на другой ее формула или придумайте физическое лото и играйте вместе с родителями и друзьями.
- Мнемостикер краткая запись параграфа на стикеры.
- Пассивное восприятие слов. Запишите на диктофон телефона формулировки определений и формул. В любое свободное время прослушивайте запись и повторяйте в слух.
- Свести все формулы в таблицу в специальную тетрадь физических терминов и формул.
Результаты апробации эффективности использования приёмов мнемотехники на уроках физики
Из диаграммы видно, что после ознакомления с приёмами мнемотехники результат запоминания формул стал лучше. Ошибок в разобранных формулах почти не было. Значит можно говорить об эффективности приемов мнемотехники. Однако всегда стоит помнить о том, что приёмы мнемотехники — это не подмена собственно запоминания, а лишь средство для сокращения времени на запоминание. Природная память, данная нам с рождения, всегда участвует в работе. Приёмы — это помощь ей, их нельзя переоценивать и нужно подстраивать под природную память.
Мы пришли к выводу, что мнемотехника позволяет:
1) накапливать в памяти большое количество точной информации;
2) экономить время при запоминании;
3) тренирует внимание и мышление;
4) быстро освоить несколько новых формул;
5) хорошая зарядка для мозга — мозг нужно тренировать, чтобы он не атрофировался.
Мы убеждены, что использование мнемотехники на уроках физики повысит эффективность запоминания физических величин и формул.
Литература:
- Бондаренко, С. М. Обучение. Здоровье [Текст]: / С. М. Бондаренко, С. М., Ротенберг А.Н, — М.: Просвещение, 1989.
- Зиганов, М. А., Козаренко Запоминание на основе визуального мышленияhttp [Электронный ресурс] — Режим доступа:://school4you.ru/download/memory.pdf.
- Козаренко, учебник мнемотехники [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.e-reading.club/book.php?book=131402.
- Маклаков А. Г. М15 Общая психология — СПб: Питер, 2001–592 с: ил — (Серия «Учебник нового века»).
- Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.e-reading.club/book.php?book=131416.
- Мурашов, грамотность: риторические стратегии достижения / // Русский язык в школе№ 3.- С. 3–12.
- Никитина, развить суперпамять, или Запоминаем быстро и легко /. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. — 291 с.