В статье описывается проведение исследований для выбора модели бумажного самолёта и типа бумаги на самую длинную дистанцию и самое долгое планирование в воздухе.
Ключевые слова: бумажный самолёт, испытания, модели самолётов, лётные качества.
Одна из моих любимых игрушек — самолет. Как-то играя в самолёт, я захотел узнать о том: — кто придумал самолёт? — как сделать так, чтобы бумажный самолет летел дольше и дальше? Я решил разобраться в данных вопросах, а также выяснить, сколько всего моделей имеет бумажный самолёт, почему одна и та же модель летает по-разному?
Целью моей работы является: определение модели бумажного самолета, обладающей максимальной дальностью и длительностью полёта.
Для достижения данной цели были определены задачи:
– Изучить историю появления первых бумажных самолетов.
– Изучить возможные варианты конструирования самолетов из бумаги и отобрать модели для проведения испытаний.
– Провести испытания и проанализировать полет сконструированных моделей с целью выявления модели на самую длинную дистанцию и дальность полёта.
– Определить лучший тип бумаги для изготовления бумажных самолетов.
Объект исследования: бумажные модели самолётов.
После обсуждения возникших вопросов были выдвинуты гипотезы: возможно лётные характеристики самолёта зависят:
– от материала, из которого он сделан,
– от его формы,
– от способа его запуска.
Работа над проектом предполагала несколько этапов.
Первый этап: подготовительный, поиск информации.
За информацией я обратился к литературе, интернету. Я узнал много интересного о том, что существует множество вариантов складывания бумажных самолетов, что пускание самолетов — это целая наука. Родилась она очень давно, в 1930 году, когда Джек Нортроп, основатель компании Lockheed Corporation, использовал бумажные самолётики для тестирования новых идей при конструкции реальных самолётов. А спортивные состязания по запусканию самолетов из бумаги проходят на мировом уровне. Придумал их британец Энди Чиплинг. Правила соревнований очень простые — три человека из команды состязаются по трем дисциплинам (дальность полета, время полета и аэробатика- зрелищное шоу).
А также я узнал о том, что в 2006 году впервые состоялся чемпионат мира по запусканию бумажных самолётиков! Я тоже решил провести исследования и сделать бумажный самолёт на самую длинную дистанцию и самый долгий полёт в воздухе.
Второй этап: исследовательский, проведение испытаний, фиксация результатов.
- Итак, нужно изучить влияние формы самолёта на его лётные характеристики. Существует большое количество разнообразных схем создания бумажных самолётов. Я отобрал 4 модели самолёта («Обычный», «Ястреб», «Быстрый», «Меченосец»). И началось их конструирование! После того, как самолёты были сделаны, я начал запускать каждую модель и определять лётные качества: дальность, длительность, плавность полета. Каждую модель запускал 3 раза, все результаты записывались на специальных бланках:
1. Модель «Обычный»
Лётные качества |
1-ая попытка |
2-ая попытка |
3-ая попытка |
Дальность |
8ш. |
4ш. |
8ш. |
Длительность |
1,31сек. |
1,30 сек. |
1,40 сек. |
Плавность |
+ |
- |
+ |
Вывод: плавность средняя, дальность средняя.
2. Модель «Ястреб»
Лётные качества |
1-ая попытка |
2-ая попытка |
3-ая попытка |
Дальность |
6 ш. |
5 ш. |
7ш. |
Длительность |
1,8 сек. |
1,2 сек. |
1,3 сек. |
Плавность |
- |
+ |
+ |
Вывод: нет дальности. Модель показала самые низкие результаты.
3. Модель «Быстрый»
Лётные качества |
1-ая попытка |
2-ая попытка |
3-ая попытка |
Дальность |
14ш. |
8ш. |
11ш. |
Длительность |
2,5сек. |
2,35сек. |
2,47сек. |
Плавность |
+ |
+ |
+ |
Вывод: дальность полёта хорошая. За счёт своей плавности самолёт летает долго. Самая лучшая модель.
4. Модель «Меченосец»
Лётные качества |
1-ая попытка |
2-ая попытка |
3-ая попытка |
Дальность |
5ш. |
12ш. |
6ш. |
Длительность |
1,3 сек. |
3 сек. |
1,5 сек. |
Плавность |
- |
+ |
+ |
Вывод: плавность средняя, дальность средняя.
После проведённого исследования была определена лучшая модель самолёта по всем трем качествам — модель «Быстрый». Можно сделать вывод о том, что лётные характеристики самолёта действительно зависят от его формы. Таким образом, первая часть гипотезы подтвердилась.
- Теперь нужно было определить лётные качества самолетов, сделанных из различной бумаги. Для проведения испытаний была выбрана: цветная бумага, бумага для принтера (офисная), бумага-калька. Была выбрана модель самолёта «Быстрый», и с ней проведены испытания. Запускали модель 2 раза. В результате исследований, можно сделать вывод о том, что самолеты, сделанные из разной бумаги, летают по-разному:
– из более плотной бумаги летят дальше,
– из тонкой бумаги — плавнее.
Победил самолёт, сделанный из офисной бумаги, он пролетел 10 метров. Вторая часть гипотезы подтвердилась!
- Определение влияния способа запуска на лётные качества самолета. Было опробовано множество способов:
– из-за головы-прямой рукой,
– из-за головы согнутой рукой,
– с сильным размахом,
– слабо,
– плавно.
Апробация способа запуска самолета длилась несколько дней. Мне помогали папа и младший брат. Запускали самолёты до тех пор, пока все не решили, что лучший способ таков:
– нужно запускать самолёт из-за головы, при этом смотреть вперед и немного вверх,
– движение руки должно быть плавным, но сильным,
– и самое главное — нужно вовремя разжать пальцы!
Третья часть гипотезы подтвердилась!
Таким образом, гипотеза подтвердилась полностью! Лётные характеристики самолёта зависят от его формы; материала, из которого он сделан, и способа его запуска!
В процессе работы я определил ещё несколько факторов, влияющих на полёт самолётика. Это:
– аккуратность складывания бумаги,
– место запуска (на улице и в помещении),
Третий этап: подготовка материала к презентации, создание книги схем моделей бумажных самолётов.
Своими знаниями я поделился с одноклассниками на внеклассном занятии, а потом выступил с презентацией проекта на окружной межшкольной конференции «Первые шаги в науку». Была создана книга, в которой я поместил схемы моделей и фотографии всех бумажных самолетов. Мой младший брат очень обрадовался, получив такой интересный, необычный подарок!
Практическая значимость данной работы заключается в том, что собранные материалы могут быть использованы учителями и учащимися на классных часах. Таким образом, поставленная цель достигнута, задачи исследовательской работы выполнены, выдвинутая проблема выяснена.
Литература:
- «Самолёты. Узнай мир», Кацаф А. М., 2015.
- «Энциклопедия самолётов. Всё о самолётах», Шпыркова Е., Качкаева В., изд. Проф-Пресс, 2014.
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Бумажный самолётик.....