Ключевые слова: межпредметные связи, обучение, учебный процесс, математическая подготовка, информационные технологии.
В течение последних лет система образования переживает период совершенствования. Очень остро встает вопрос о межпредметных связях. Это обусловлено воспитательными задачами школы, направленными на развитие связи обучения с жизнью, а также на подготовку учащихся к практической деятельности. Использование межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях в окружающей среде и обществе, создает благоприятные условия для формирования практических умений и навыков.
Школе необходимо подготовить выпускников к жизни и профессиональной деятельности в современном информационном обществе, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий. Здесь следует отметить, что курсы математики и информатики оказывают значительное влияние друг на друга. Использование межпредметных связей этих учебных предметов в обучении математике способствует повышению эффективности процесса обучения в целом, а также улучшает подготовку выпускников, помогая им использовать и совершенствовать свои знания. Тесная связь информатики и математики существует в силу того, что имеется общая тенденция к использованию абстракций и символических представлений.
Серьезной проблемой обучения в школе является недостаточный уровень исходной математической подготовки многих старшеклассников и сложность восприятия математики. Поэтому необходимо так организовать учебный процесс, чтобы поднять уровень подготовки до приемлемого без превышения нормативов времени. Это можно сделать, на наш взгляд, повышая мотивацию учебной деятельности, используя межпредметные связи математики и информатики. Так, решая текстовые задачи по математике, сводящиеся к решению однотипных уравнений, можно предложить учащимся автоматизировать процесс нахождения корней уравнения (рис. 1); при прохождении темы «Графики» можно предложить учащимся построить графики различных функций в MS Exсel по точкам (рис.2).
Рис. 1. Решение квадратных уравнений в программе MS Exel
Рис. 2. Построение графика линейной функции в программе MS Exel
Следует отметить огромную роль межпредметных связей на факультативных занятиях по математике. Учащимся можно предложить выполнить творческие задания. В частности, при изучении темы «Построение графика квадратичной функции», ставим задачу построить фигуру с помощью графиков функций (рис.3). Подобные творческие задания не только вовлекают школьников в процесс обучения, но и повышают мотивацию обучения, раскрывают творческий потенциал учащихся.
Рис. 3. Творческое задание по теме «Построение графика квадратичной функции»
Следует отметить, что межпредметные связи создают условия для самоутверждения личности ребенка в обучении. Учащийся получает возможность на уроках по предметам, в которых он не имел успеха, проявить свои знания и умения в наиболее интересующей его области, раскрыть свои склонности. Это меняет его позицию в коллективе, повышая активность и интерес к познанию. Интерес к одному предмету положительно влияет на формирование интереса к тому предмету, с которым установлены межпредметные связи.
Таким образом, использование межпредметных связей математики и информатики повышает качество обучения в школе.
Литература:
- Гусева, Е.В., Родионов, М. А. Содержательно-методические основы работы по обучению решению олимпиадных задач / Е. В. Гусева, М. А. Родионов / / Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. — 2015. -№ 4 (36). — С. 216–225.
- Гусева, Е.В., Родионов, М. А. Методика обучения решению математических задач военно-прикладной направленности на основе использования программных средств образовательного назначения / Е. В. Гусева, М. А. Родионов / / Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 5. — С. 203.
- Цукарь, А. Я. Рисуем графики функций / / Математика в школе. — 1999. — № 4. — С. 80–81.