Древняя Греция прославилась своей великой культурой. Древние греки выработали законы морали и правила взаимоотношений между людьми, на которые и до сих пор ориентируется все человечество. Каждый камень в Греции дышит историей… Афины, Дельфы, Микены, Крит, Родос — эти названия известны нам теперь по страницам нашего учебника истории, сюда мы можем перенестись мысленно, читая мифы Древней Эллады. Кажется, что этот уголок Земли не зря когда-то облюбовали небожители и герои.
Греция — страна с интереснейшей историей, великолепной культурой, оказавшей влияние на формирование европейской цивилизации. Мы считаем, что если бы выражение «Вечный город» не относилось к Риму, его следовало бы закрепить за Афинами. Этот город — самый древний в Европе, его возраст — более 5000 лет! Следы прошлого видны в Афинах на каждом шагу. Город хранит руины древней крепости, фрагменты античных колонн встроены в старинные стены. В то же время, современные Афины — яркий, живой город, гостеприимный и беззаботный, шумный и романтичный одновременно, который посещают сегодня многочисленные туристы.
На уроках истории мы познакомились с героями древнегреческих мифов. Особенно нам понравился миф о Тесее и минотавре. Нас заинтересовал тот факт, что Эгейское море, омывающее Грецию с востока, названо в честь Афинского царя Эгея. Мы задали себе вопрос: «А можно ли на карте Древней Греции найти еще места, связанные с героями мифов?» Так у нас зародилась идея составить туристический путеводитель «По следам героев мифов Древней Греции».
Для того, чтобы определить насколько востребован и интересен предлагаемый нами туристический путеводитель нами была поставлена цель исследования — изучить популярность древнегреческой мифологии.
Для достижения поставленной цели нами решались следующие задачи:
- проанализировать уровень популярности Греции как объекта туризма среди населения;
- оценить степень знания древнегреческой мифологии и ее связь с современной Грецией;
- сравнить результаты знания культурно-исторического потенциала Древней Греции взрослых и обучающихся.
Исследование проводилось на базе МАОУ НГО «СОШ № 4». В исследовании приняли участие 28 респондентов: из них 14 учителей и 14 обучающихся 5–9 классов.
Исследование проводилось в несколько этапов:
1. Разработка анкеты.
2. Анкетирование.
3. Обработка результатов исследования.
4. Анализ и сравнение результатов исследования.
Для решения исследовательских задач о знании древнегреческой мифологии и ее связи с современной Грецией нами была разработана анкета, состоящая из четырех вопросов:
1. Что Вы знаете о Греции?
2. Какие мифы Древней Греции Вам знакомы?
3. Какие достопримечательности Греции Вам знакомы?
4. Хотели бы Вы побывать на экскурсии по Древней Греции?
Анализ полученных результатов производился по двум группам: учителя и обучающиеся. Сводные результаты исследования представлены в Таблице 1.
Таблица 1
Результаты анкетирования
Учителя |
Обучающиеся |
||
Частота упоминания, % |
Вариант ответа |
Частота упоминания, % |
Вариант ответа |
Что Вы знаете о Греции? |
|||
21 |
Страна с богатой историей |
21 |
Элладу |
21 |
Мифы Древней Греции |
14 |
Столица — Афины |
14 |
Столица — Афины |
14 |
Троянская война |
57 |
Другое (театры, богатая культура, певцы и др.) |
14 |
Острова Греции |
37 |
Другие варианты ответов, затрудняются ответить |
||
Какие мифы Древней Греции Вам знакомы? |
|||
50 |
Миф о Геракле |
71 |
Тесей и минотавр |
29 |
Золотое руно |
42 |
Яблоко раздора |
29 |
Голова Горгоны |
36 |
Троянская война |
21 |
Миф о Прометее |
21 |
Миф о Геракле |
50 |
Другие |
7 |
Другие |
Какие достопримечательности Греции Вам знакомы? |
|||
36 |
Афинский акрополь |
21 |
Гора Олимп |
21 |
Храм Зевса |
14 |
Лабиринт о.Крит |
21 |
Гора Олимп |
14 |
Колизей |
28 |
Другие |
7 |
Виноделие |
44 |
Затрудняются ответить |
||
Хотели бы Вы побывать на экскурсии по Древней Греции? |
|||
100 |
Да |
93 |
Да |
0 |
Нет |
7 |
Нет, затрудняются ответить |
Согласно полученным результатам можно свидетельствовать, что в целом древнегреческая мифология популярна и может стать основой для разработки туристического маршрута. Так, нами были сделаны следующие выводы:
1) знания о Греции связываются в большей степени с богатой культурой и историей;
2) знания о Греции как о стране у обучающихся основаны в основном на древнегреческой мифологии, в то время как у учителей — не только на мифологии, но и истории;
3) мифы Древней Греции достаточно популярны;
4) среди обучающихся наиболее популярен миф о Тесее и минотавре; среди учителей — Мифы о Геракле;
5) среди основных достопримечательностей Древней Греции упоминаются именно те, которые изучаются в школе;
6) и среди обучающихся, и среди учителей определенную популярность представляет гора Олимп;
7) подавляющее большинство респондентов хотели бы побывать в Древней Греции.
Таким образом, по результатам исследования делаем вывод о наличии интереса к древнегреческой мифологии среди всех респондентов и необходимости разработки виртуальной экскурсии по Древней Греции.
Литература:
1. Агбунов М. Античные мифы и легенды: Мифологиеский словарь. — Москва: МИКИС, 1999.
2. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. — Москва, «Высшая школа», 1999.
3. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции: Пособие для учителей. — Изд. 5-е. — Москва: Просвещение, 2000.
4. Лисовый И. А., К. А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима. — 3-е изд. — Минск: Беларусь, 2001.
5. Любимов Л. Искусство Древнего Мира. — Москва., «Просвещение», 2000.
6. Тахо-Годи А. А. Античная литература. 2-е изд., — Москва, «Просвещение», 2009.