Использование игровых технологий для развития навыков говорения на уроках английского языка в среднем звене | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Иностранные языки

Опубликовано в Юный учёный №2 (2) май 2015 г.

Дата публикации: 09.04.2015

Статья просмотрена: 1313 раз

Библиографическое описание:

Кудрявцева, О. В. Использование игровых технологий для развития навыков говорения на уроках английского языка в среднем звене / О. В. Кудрявцева, Е. П. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2015. — № 2 (2). — С. 24-26. — URL: https://moluch.ru/young/archive/2/110/ (дата обращения: 19.12.2024).

На среднем этапе обучения английскому языку особый акцент делается на развитие навыков диалогической речи, но не на простом заучивании готовых диалогов учениками, а на развитие у них реакции на реплики собеседника, выбор адекватной стратегии и тактики общения, перехват инициативы, использование речевых формул и клише в рамках предшествующего языкового материала и т. д. Также продолжается обучение навыкам монологической речи. Таким образом, главной задачей учителя в средней школе является доведение навыка говорения у учащихся до уровня продуктивного владения материалом.

Овладение говорением, тем не менее, связано с наибольшими трудностями для учащихся и требует больших временных затрат. Гораздо легче заставить учеников заучить наизусть путём тренировки ряда слов и выражений, чем научить их правильно и осознанно применять эти обороты в различных речевых ситуациях. Отсюда и возникает потребность в поиске таких методических приёмов, которые могли бы облегчить и разнообразить процесс обучения говорению, повысить заинтересованность учащихся в овладении иностранным языком в целом и привлечь их к активному участию в учебной деятельности [1, с. 165–166].

Многие выдающиеся педагоги отмечают эффективность использования игровых технологий в процессе обучения. Игра — это естественная форма деятельности в обучении, которая осуществляется через практику, в действии, а не посредством указания или следования образцу. Игры на уроках английского языка являются играми только формально, по существу же учащиеся в игре заняты полезной деятельностью, направленной на выполнение конкретных дидактических задач: обеспечение закрепления и многократного повторения пройденного материала, создание психологической готовности учащихся к речевому общению, тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта, сплочение коллектива и создание атмосферы сотрудничества. В игре у всех равное положение, и даже слабый в языковой подготовке ученик может стать первым в игре за счет своей находчивости и сообразительности [2].

По форме проведения коммуникативные игры можно разделить на 2 большие группы:

-        игры соревновательного характера;

-        игры ситуативного характера.

Рассмотрим несколько примеров игр, не требующих особой подготовки, которые можно проводить на уроках английского языка для развития монологической и диалогической речи у учеников.

Этап ознакомления с (новой) лексикой

My grandmother’s trunk («Сундучок моей бабушки»). Эту игру можно считать аналогом игры «Снежный ком». Главными ее целямиявляются повторение и закрепление лексики по теме, развитие памяти и мышления у учащихся. Ход игры: один из учеников начинает игру, произнося фразу “I packed my grandmother’s trunk with….”, добавляя какое-нибудь подходящее слово из лексики по теме УМК. Следующий ученик повторяет фразу за первым и добавляет свою лексическую единицу. Каждый из учеников должен повторить названия всех предметов и добавить новый предмет в список. Тот, кто забывает слово или называет предметы в неправильном порядке, выходит из игры, а победителем становится тот ученик, который последним правильно произносит всю фразу.

Закрепление лексики и ее отработка на уровне фраз

“Ball-game” («Игра с мячом»). Цель игры — закрепление лексического и грамматического материала, устранение задержки коммуникации.

Учитель бросает ученикам мяч, а они, поймав его, выполняют различные задания:

−          перевести новые слова и словосочетания по теме с английского языка на русский и с русского языка на английский:

−          назвать три формы неправильных глаголов;

−          кратко ответить на вопрос;

−          перевести простое предложение с русского на английский и наоборот.

Эту игру хорошо проводить во второй половине урока для активизации внимания детей.

Отработка лексики на уровне предложений

Игра “With one letter” («На одну букву»). Цель игры — активизация лексических и грамматических навыков, развитие мышления.

Учитель подбирает три слова, начинающихся с одной буквы, таким образом, чтобы из них легко можно было составить фразу:

Учащиеся придумывают предложения с предложенными словами. Побеждает тот, кто быстрее всех составит грамматически правильные предложения. Можно усложнить игру, разделив ребят на подгруппы и предложив им придумать маленькую историю, в которой все слова начинались бы на одну букву.

Игры на отгадывание. Систематизация и закрепление материала

Игра “Loaded questions” («Нескучные вопросы»). Цель игры — расширение словарного запаса, активизация коммуникативных навыков, развитие логического мышления и воображения.

Учитель задаёт ученикам вопрос, ответ на который они должны записать на листочке бумаги и отдать ведущему (ведущим может быть сам учитель или любой ученик из класса). Это должен быть интересный вопрос, требующий не знания ответа, а своего мнения, проявления оригинальности или юмора. Вот примеры таких вопросов:

Imagine that you are a fairy doctor. What illnesses do you treat? — Представь, что ты сказочный доктор. Какие болезни ты лечишь?

If you could have any pet you like, what pet would you choose and why? — Если бы ты мог завести в качестве питомца любое животное, какое бы ты выбрал и почему?

После того, как все сдадут листочки со своими ответами, ведущий зачитывает их вслух, в то время как другие учащиеся должны догадаться, какой ответ какому игроку принадлежит.

Crocodile («Крокодил»). Эта игра может показаться немного сложной, но она прекрасно служит для развития коммуникативных навыков, помогает задействовать воображение учащихся и активизировать их лексический запас. Ее можно проводить как со всем классом, так и по командам. Ход игры: из группы выбирается один представитель, которому учитель показывает на листочке бумаги какое-нибудь слово или словосочетание. Задача этого ученика — объяснить другими словами значение этого слова всему классу или своей команде.

Особое место среди игр, направленных на обучение навыкам говорения, бесспорно, занимают ролевые игры. Основными характеристиками ролевой игры являются наличие единого сюжета и ролевых отношений между участниками, которые зачастую имеют противоречивый и даже конфликтный характер. Участники ролевой игры могут играть роли, как самих себя, так и реальных или вымышленных персонажей в повседневных или специфических ситуациях. Ролевая игра обеспечивает максимальную активизацию коммуникативной деятельности учащихся. Поиск решения поставленной задачи обусловливает естественность общения. Постановка проблемы и необходимость ее решения служат также развитию критического мышления у учащихся. И, наконец, необходимость тщательного продумывания ситуации развивает логическое мышление, умение аргументировать и убеждать собеседника.

Самый простой способ проведения ролевой игры — парная работа. Например, учащимся дается задание составить диалог по конкретной ситуации: «пациент на приеме у врача», «продавец и покупатель в магазине», «разговор между учеником и учителем», «разговор гостя с администратором гостиницы». При составлении диалога они обязательно должны использовать активную лексику по теме, а также готовые речевые формулы и клише:

I’m sorry, I didn’t catch you. — Извините, я Вас не расслышал.

I see. — Понятно.

It’s nice to meet you. — Приятно познакомиться.

What can I do for you? — Чем я могу Вам помочь?

Другой вид парной работы — анкетирование. Учащиеся заполняют анкеты, задавая друг другу вопросы.

Ролевые игры в подгруппах можно проводить по-разному. В одном случае могут играть все подгруппы одновременно, а учитель контролировать их работу, переходя от одной подгруппы к другой. В другом случае может играть только одна подгруппа, а остальные ученики смотреть, слушать и оценивать их работу, чтобы в дальнейшем продолжить обсуждение. На более высоком уровне проводятся ролевые игры такого плана, как дискуссии, дебаты, «круглые столы» и т. д [3].

Итак, мы можем заключить, что главной целью коммуникативной игры является организация иноязычного общения для решения поставленной коммуникативной задачи. Использование игр для обучения говорению способствует повышению мотивации изучения английского языка и развитию естественных навыков общения.

 

Литература:

 

1.                  Грузинская, И. А. Методика преподавания английского языка в средней школе. / И. А. Грузинская / — М.: «Оникс», 2012. — 222 с.

2.                  Калинкин, С. М. Использование игровых технологий на уроках английского языка. / С. М. Калинкин / Социальная сеть работников образования, 2012. URL: http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskii-yazyk/library/ispolzovanie-igrovyh-tehnologiy-na-urokah-0 (дата обращения: 30.03.2015)

3.                  Тюкало О. Коммуникативные игры при обучении говорению. / О. Тюкало / Интернет-издание журнала для учителя иностранных языков, 2012. URL: http://iyazyki.ru/2012/09/communication-govoration/ (дата обращения: 30.03.2015)

Основные термины (генерируются автоматически): игра, английский язык, ученик, ролевая игра, учащийся, диалогическая речь, логическое мышление, парная работа, закрепление лексики, листочек бумаги.


Похожие статьи

Применение сервиса Genially для повышения мотивации учеников на уроках английского языка

Применение интерактивных тетрадей на уроках английского языка для повышения мотивации учеников

Использование интерактивных методов при развитии лексических навыков говорения на среднем этапе изучения иностранного языка

Использование лексических игр на уроке английского языка на среднем этапе обучения

В статье исследуется важность использования игровых технологий, при обучении лексике на уроках английского языка.

Использование элементов дистанционного обучения при изучении математики в школе

Использование интерактивных тренажеров при обучении чтению на английском языке в начальной школе как одна из форм индивидуального подхода (из опыта работы)

Использование информационно-коммуникационных технологий в самостоятельной работе со студентами на занятиях по математике

Использование аутентичных видеоматериалов в целях повышения мотивации к изучению английского языка студентами языковых вузов

Использование игровых методов для обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте

Использование игровых ситуаций на уроках английского языка

Похожие статьи

Применение сервиса Genially для повышения мотивации учеников на уроках английского языка

Применение интерактивных тетрадей на уроках английского языка для повышения мотивации учеников

Использование интерактивных методов при развитии лексических навыков говорения на среднем этапе изучения иностранного языка

Использование лексических игр на уроке английского языка на среднем этапе обучения

В статье исследуется важность использования игровых технологий, при обучении лексике на уроках английского языка.

Использование элементов дистанционного обучения при изучении математики в школе

Использование интерактивных тренажеров при обучении чтению на английском языке в начальной школе как одна из форм индивидуального подхода (из опыта работы)

Использование информационно-коммуникационных технологий в самостоятельной работе со студентами на занятиях по математике

Использование аутентичных видеоматериалов в целях повышения мотивации к изучению английского языка студентами языковых вузов

Использование игровых методов для обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте

Использование игровых ситуаций на уроках английского языка

Задать вопрос