О вечно женственном и вечно мужественном | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: История

Опубликовано в Юный учёный №2 (2) май 2015 г.

Дата публикации: 17.04.2015

Статья просмотрена: 195 раз

Библиографическое описание:

Кумакаева, А. А. О вечно женственном и вечно мужественном / А. А. Кумакаева, Е. Д. Трофимова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2015. — № 2 (2). — С. 49-52. — URL: https://moluch.ru/young/archive/2/113/ (дата обращения: 16.11.2024).

Изучая историю своей страны, я часто задумываюсь, почему именно таким образом складывались события, а не иначе. Я понимаю, что на становление российской цивилизации, впрочем, как любой другой, имеет влияние и географическое положение страны, и природные факторы, и формирование страны изначально как многонационального государства, а также внешнеполитические условия. И главное, никакие условия не заработают, если их не приведут в действие люди, в первую очередь лидеры, видные деятели, личности. Но есть еще что-то такое непостижимое для меня.

Читая книги, я встретила такое понятие как «мужское и женское начало». Я много думала о сущности мужского и женского начала. Что это такое? Как это? Какие отличия? В чём суть? Я не могла прийти к общему выводу. Что делать? Я уже было отчаялась, что не смогу собрать все свои мысли в единую систему знаний. Но как по велению судьбы я наткнулась на книгу И. А. Ильина «О русской душе».

Одна из тем была посвящена о мужском и женском началам. Меня поразило, с какой точностью была раскрыта тема. Раньше я не верила, как за один день может измениться человек. Но как же я ошибалась по этому поводу. Читая Ильина, я уже знала, что я не смогу смотреть на мир так, как раньше. Я проглатывала строку за строкой, словно дикий зверь. Я внимала каждому слову, боялась, что пропущу важную мысль. Мир перестал существовать для меня, было такое ощущение, что в комнате находились только я и автор. Меня охватило дикое любопытство, подстрекаемое потребностью разобраться в вопросе. Благодаря лекциям Ильина, я узнала такое, что изменило не только мои суждения, но повлияло на мое мировоззрение. Думала ли я, что книга, которую я случайно увидела на полке в кабинете истории, сможет так изменить меня? После прочтения книги И. Ильина все мои мысли о «вечно — мужском и вечно-женском» разложились по полочкам, и многое стало более понятным и в истории России.

Побудительными мотивами написания этой статьи стало настойчивое требование ума и сердца донести до сверстников своё представление об особенностях мужского и женского начала, в том числе как это отразилось на истории страны. Иван Ильин — философ, к нему неоднозначное отношение. Одни авторы утверждают, что «Ильин — всё наше», без идей Ильина нам сегодня в России ничего хорошего не построить. Другие же, напротив, утверждают, что мысли Ивана Ильина поверхностны, стиль многословен, и от творчества его пользы нет. Так или иначе, лекции Ильина вызывают неподдельный интерес, на многие вопросы дают ответ. А разная оценка творчества мыслителя толкает к прогрессу. Именно жажда истины влекла за собой мировые открытия.

У меня возник интерес к лекциям Ильина именно потому, что мне интересны вопросы истории: сложные неоднородные процессы в русской истории привлекают мое внимание. И во-вторых, захотелось узнать об Ильине, как о русском человеке. У меня появилась возможность объяснить, в какой-то степени, особенности русской души.

Душа человека и народа в целом содержит мужскую и женскую природу. В книге Ильина:

«Вечно женственное и вечно мужественное в сущности своей всегда равнозначны, однако каждым отдельным народом они по-своему воспринимаются, по-своему смешаны, по-своему взаимообусловлены и по-своему переживаются». [1]

Как это понимать? Я думаю, что каждый народ имеет своё представление о женском и мужском. Они имеют собственную внутреннюю структуру: бытие, восприятие, мышление, пение. Например, «женственное» англичанки и женственное цыганки очень отличаются. Они разные и в одежде, и в манере поведения, и в культуре, и в мышлении. Если для цыганок одно является приемлемым, то англичанки будут считать это неведомой дикостью. Мужчина в Японии и мужчина в России неравнозначны. Всё это говорит о том, что восприятие и реализация вечно-мужественного и вечно-женственного имеют национальные различия.

Драма русского народа в том, что он наделен двойственной душой, которая создает сложности в творчестве и противоречивость характера.

Мужское начало преобладало в русской душе, но не доминировало чрезмерно. Без мужской составляющей невозможно было бы защититься от бесконечных нашествий со стороны Степи и от западной агрессии, освоить огромные территории, создать государство и великую культуру.

Но так как мужское начало не доминировало, в отличие от Германии, поэтому русский народ не стремился к насильственным завоеваниям и колонизациям. При этом мужское начало на русской земле было нестабильным, женская стихия начала доминировать, и русская жизнь погружалась в пучину безвольности, неупорядоченности, что заканчивается всегда распадом и бунтом.

Женская доминанта выражается в том, с какой любовью русский человек именовал свою Родину — «матушка-Русь», главную реку — «Волга-матушка». Иван Ильин пишет, что женственная стихия в русском народе усилилась под влиянием безграничных пространств, многообразия, которые формируют душевную чуткость. «Беспредельное… стремится к вам в душу отовсюду, заставляя её изведать, стать причастной к этой безграничности, бесформенности, никчёмности богатства». Беспредельность-это особенность вечно-женственного. Женщина способна воспринимать, впитывать чувства, переживания других, она открыта для общения. Благодаря чрезмерной открытости, всё поступает в них беспредельным потоком. Она имеет склонность к неопределенному «да». Поэтому говорили древние пифагорейцы, что «женственное есть такое многое, как бесформенная материя, беспредельное, бездна, потенциальное, чётные числа». [1] Оно подобно бесконечному пространству, неизмеримому морю, бескрайней равнине. Следовательно, народ, обитающий на просторах равнины, как в России, впитал в себя нечто безмерное, что, впрочем, соответствует исторической правде.

Вместе с тем, борьба существования в суровом, в резко меняющемся климате, культивировала мужественную активность, закаленность на Руси. Вечно-мужественное, напротив, придерживается принципа предела или границы. Мужчина закрыт внутреннее, он замкнут и, чаще всего, его трудно втянуть в разговор. Они поспешны со словом «нет». Предназначение вечно -мужественного заключается в формировании, придании законченность форме, разделяя, разрезая, убирая лишнее. Ему свойственно повелевать, строить, вырезать резцом, устанавливать, защищать границы. Потому-то и говорили древние пифагорейцы, что «мужественное — это такое многое, как принцип формы, границы закона, нечетного числа».  [1] Оно соответствует ограниченному пространству. Их можно сравнить с горной цепью. Ей свойственно заканчиваться, она имеет форму, и, как и мужчина, защищает границы.

Итак, склонность к неопределенно — беспредельному — вечно-женственное; склонность к четкости формы — вечно-мужественное.

Народ, ощущающий в себе присутствие и борьбу двух противоположных начал, стремится к обретению равновесия. В поисках душевного покоя его жизнь становится интенсивна, он находится в постоянном поиске, вокруг атмосфера напряжена, нервозна, ему приходится вникать во всё, что происходит вокруг. В результате он интуитивно становится богаче, «приспособленнее», изобретательнее, напористее. Примером может стать русская культура. Великие русские писатели, композиторы, художники — у всех гениальных людей присутствовала внутренняя борьба. Благодаря поиску покоя они смогли достигнуть высочайших высот в своей области специализации.

Чрезмерная женственность русской души, которая вливается в пассивность, проявляется в неокрепшем сознании личности, её достойности и её прав. Этим и объясняется то, что русская государственность постоянно ощущала на себе чьё-то влияние, например, немецкое. Вечно-женственное подобно воде — по мягкости, податливости, готовности принять любую форму. А вечно — мужественное уподобляется огню — по своей интенсивности, по своей «сожигательной и формообразующей силе».

Но всё же суровые условия страны не допускали женственной изнеженности, и женственная открытость русской души в гармоничном сочетании с мужественностью позволяла принимать влияния и, сохраняя самоидентификацию (кроме польского влияния во времена Смуты XVII), где явно проявилось патология мужского и гипертрофированность женского начал.

Если рассмотреть революцию в России 1917 года, то можно увидеть, что она произошла, потому что «сверхмужская доктрина свернулась в сверхмужской Европе в яростный волевой клубок» и избрал Россию — растерянную, с парализованной вследствие войны волей — в качестве полигона для своих экспериментов.

В XIX — XX веках происходил доминирование или переизбыток мужского начала в культуре, исчезновение религиозных чувств, ложный стыд вместо жизненности души и сердца, формализм во всех сферах культуры и как следствие — механизация, динамизм, суматоха, революционизм, тоталитаризм, терроризм и коммунизм, доминирование мужского в женщине и переизбыток его в мужчине. Людей охватил стыд за сентиментальность, проявление чувств, и тем самым мы воспитываем в себе разбойников с жестким, черствым сердцем, этот процесс, к сожалению, стал фактически реальностью.

Разумеется, мы жизненно нуждаемся в синтезе вечно-женственного и вечно-мужественного. Но в европейских странах этот синтез будет происходить иначе, чем в России, так как у каждого народа по-своему, по-другому, творчески свободно. Но путь к выздоровлению может быть только таким: сверхнапряжение в жизни народа не должно сниматься методом дальнейшего повышения его и перезагрузки. И вечно-женственное — здесь явно спасительное средство.

Я считаю, что способность читать и понимать прозрения Ильина — это показатель духовного выздоровления, избавления от пошлости и «собственной низины», о которой он писал.

Всякий духовно зрячий человек видит расползание пошлости в современной России и оттого столь живительна для нас сила, бьющая из родника мыслей Ивана Александровича Ильина. Но, к сожалению, немногие пока зачерпнули из этого живительного родника, но «сад, тем не менее, вырастает из семян». А семена — это будущее поколение. Вкладывать необходимо в детей, они, как живительная сила, смогут прорасти и дать великолепные плоды.

Взгляд на русский характер через теорию мужских и женских начал очень интересен, многое мне стало ясно в событиях 1917 года и последующих лет России.

Спасибо Ивану Александровичу Ильину за объяснение исторических фактов и процессов в своих лекциях, посвященных русской душе. За время, которое я потратила для чтения книги и написании статьи, мне открылся новый, ранее неизведанный мир философии. Теперь я смотрю на мир совсем другими глазами, можно сказать, глазами маленького, неопытного, начинающего философа. Благодаря идеям Ильина я начала рассматривать исторические процессы и факты, с точки зрения влияния мужских и женских начал на происходящие события.

Как говорил английский писатель Честерфилд, «знания — это убежище и приют, удобные и необходимые нам в преклонные годы, и если мы не посадим дерева, пока мы молоды, то, когда мы состаримся, у нас не будет тени, чтобы укрыться от солнца».

Я уверена, что свой приют я нашла, и первое семя было посеяно и дало росток, и я надеюсь, что вскоре прорастет прекрасный сад со спелыми плодами, которые я буду угощать уже юных искателей своего убежища.

 

Литература:

 

1.      Иван Ильин «О русской душе», сборник лекций, М.,1992г.

 

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, начало, русская душа, русский народ, русский человек, мужчина, народ.


Задать вопрос