Образная система «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Русский язык

Опубликовано в Юный учёный №2 (2) май 2015 г.

Дата публикации: 29.04.2015

Статья просмотрена: 3556 раз

Библиографическое описание:

Гупанова, О. В. Образная система «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» / О. В. Гупанова, О. И. Ноздрина. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2015. — № 2 (2). — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/young/archive/2/122/ (дата обращения: 16.11.2024).

Рис. 1 Обложка книги

 

Сказка… Какое завораживающее, волшебное и удивительное слово, которое знакомо мне с детства. Однажды моя бабушка морозным зимним вечером присела ко мне на кровать, в руках у неё была очень старая книжечка. «А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» — прочитала я на обложке. Моя бабушка часто читала мне сказки, но почему-то именно эта сказка надолго осталась в моей памяти, и я до сих пор стараюсь разгадать её образы. Ведь именно образы делают сказку необычайно интересной.

В каждой сказке Александра Сергеевича доминирует определённая идея, и герои тратят все силы, порой даже жертвуют жизнью, чтобы не сойти с желанного пути и ни при каких обстоятельствах не изменить себе. Так, царица верит в собственную избранность, в торжество вечной молодости и красоты, несмотря на то, что ради этого её пришлось пожертвовать обычными радостями жизни и материнством, сделаться чёрствой, бездушной и даже жестокой.

На некоторых героях и образах мне бы хотелось остановиться подробнее. На мой взгляд, цари и царицы в этой сказке как дети, как герои золотого века человечества, который был таким безмятежно-счастливым, как бывает только детство в изобильном родном доме. Мир здесь предстает перед людьми не только как арена для действия или объект для изучения, но как доброжелательно настроенный и щедрый отчий дом, всегда готовый подсказать и прийти на помощь. Сами люди выглядят ещё очень наивными и не слишком подготовленными и нацеленными на перемены в собственной душе. У каждого героя есть внутренняя программа, она крепко держит его в своих тисках, не только не позволяет выйти из неё, но, даже не предоставляя шанса взглянуть на себя со стороны и увидеть себя глазами другого человека.

Тон сказки радостный и светлый, Пушкин не оставляет сомнений в том, что всё кончится хорошо, все преграды будут успешно преодолены, зло будет наказано, а добро восторжествует. Мёртвая царевна и её суженый предстают уравновешенными людьми, они приветливы ко всему, что их окружает: друг к другу, к людям, животным и силам природы. Их ведёт вера и оптимизм счастливых людей, чей жизненный опыт не слишком отягощён печальными ошибками прежних поколений. Они смотрят на мир с детской беспечностью, они как будто бы знают, что рождены для счастья, что делает их ближе к читателем юного возраста. Они уповают на защиту высших сил, они верят в справедливость, и ничто не может их в этом поколебать.

Рис. 2. Луна

 

Герои сказки делятся на две группы, одна состоит из хозяев и хозяек дворца, а другая из простых людей. И, хотя представители нецарского сословия живут совсем рядом с дворцом, похоже, что их мир и мир дворца отделены почти непреодолимой стеной.

Рис. 3. Волшебное зеркальце

 

Меня не смог оставить равнодушной образ, который является одним из самых главных. Это образ зеркальца, ведь именно оно решает кто из двух цариц «всех прекрасней и милее». Поистине мудрено, воспринимая себя изнутри, увидеть себя снаружи, глазами людей. В этой сказке человек и не видит себя с этой внешней точки зрения, не видит того, как смотрится со стороны. Человек здесь как ребёнок, он ещё не может соотносить себя со своим окружением. Для такого постороннего взгляда, взгляда извне здесь придумано говорящее зеркало, которое всегда правдиво передаёт словами то, какое изображение зафиксировалось.

Рис. 4. Хрустальный гроб

 

Стекло не только фиксирует облик царицы и её манеры, оно ещё и обобщает внешние данные всех женщин. Стекло и хрусталь встречаются нам на протяжении всей сказки. Хрусталь стал ещё одной стеной из стекла, которая прочно отгородила героиню от мира. Стёкла позволяли героиням сказки не участвовать в жизни напрямую, укрыться и обособиться, они были чем-то вроде очков, предохраняющих от слепящей реальности чёрного и белого, от её контрастов. Стёкла отражали всё лишнее, что могло переполнить героинь эмоциями, позволяли спрятаться, уйти в себя, остаться наедине со своими иллюзиями.

Гроб был сделан целиком из стекла и укрыл царевну со всех сторон. Разбивая его, королевич пробуждает девицу не только от вечного сна, но и от сна наяву, в котором она пребывала всю жизнь, и оба они в этот миг рыдают.

Необходимо отметить также образы, подаренные природой. На мой взгляд, Александр Сергеевич использует их не случайно. Ведь самым большим и самым главным зеркалом, является Луна. Она светит отражённым светом нашего истинного светила Солнца. По ночам Луна вместо него украшает небо и рассеивает мрак.

Таким образом, можно сделать вывод, что образная система «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» очень разнообразна и Александру Сергеевичу удалось создать поистине волшебную и удивительную сказку, которая не может оставить равнодушными не только юных читателей, но даже и взрослых.

 

Литература:

 

1.      Пушкин А. С. Собрание сочинений: В 5т. — Т. 2.: Поэмы. Сказки. Драматические произведения/ А. С. Пушкин — С-Пб., 1993. — 441с.

Основные термины (генерируются автоматически): мертвая царевна, сказка, мой взгляд, моя бабушка, Пушкин, образ.


Похожие статьи

Образ красавицы в сказках «Аленький цветочек», «Красавица и чудовище», «Девушка-хвощинка»

Традиции святочного рассказа в произведении Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»

Своеобразие экспликации пространственных образов в произведении Н.А. Дуровой «Записки кавалерист-девицы»

Христианские мотивы в сказках Г. Х. Андерсена «Снежная королева»

Сказочный и романтический нарративы в повести Э. Т. А. Гофмана «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»

Музыка как средство создания женских образов и композиционной системы в повестях И. С. Тургенева «Ася» и «Вешние воды»

Прием «двойной мотивировки» в повести М.Ю. Лермонтова «Штосс»

Мотив сна в произведениях Навои (на примере дастанов «Хамса»)

Образ дракона в языковой картине мира китайцев (на материале фразеологических единиц)

Образы Ширин и Ферхада в балете Ю. Н. Григоровича «Легенда о любви» в исполнении выдающихся артистов

Похожие статьи

Образ красавицы в сказках «Аленький цветочек», «Красавица и чудовище», «Девушка-хвощинка»

Традиции святочного рассказа в произведении Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»

Своеобразие экспликации пространственных образов в произведении Н.А. Дуровой «Записки кавалерист-девицы»

Христианские мотивы в сказках Г. Х. Андерсена «Снежная королева»

Сказочный и романтический нарративы в повести Э. Т. А. Гофмана «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»

Музыка как средство создания женских образов и композиционной системы в повестях И. С. Тургенева «Ася» и «Вешние воды»

Прием «двойной мотивировки» в повести М.Ю. Лермонтова «Штосс»

Мотив сна в произведениях Навои (на примере дастанов «Хамса»)

Образ дракона в языковой картине мира китайцев (на материале фразеологических единиц)

Образы Ширин и Ферхада в балете Ю. Н. Григоровича «Легенда о любви» в исполнении выдающихся артистов

Задать вопрос