Значение фенологических наблюдений в изучении природы Забайкальского края | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Естествознание

Опубликовано в Юный учёный №2 (2) май 2015 г.

Дата публикации: 06.05.2015

Статья просмотрена: 433 раза

Библиографическое описание:

Новикова, Д. А. Значение фенологических наблюдений в изучении природы Забайкальского края / Д. А. Новикова, О. Д. Зорькина. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2015. — № 2 (2). — С. 131-133. — URL: https://moluch.ru/young/archive/2/135/ (дата обращения: 19.12.2024).

Природа Забайкальского края разнообразна и прекрасна. Недаром Антон Павлович Чехов, в 1890 году проезжая через Забайкалье, в своих путевых заметках написал: «...в Забайкалье я находил всё, что хотел: и Кавказ, и долину Псла, и Звенигородский уезд, и Дон. Днём скачешь по Кавказу, ночью по Донской степи, а утром очнёшься от дремоты, глядь — уж Полтавская губерния — и так всю тысячу вёрст. Забайкалье великолепно. Это смесь Швейцарии, Дона и Финляндии. Вообще говоря, от Байкала начинается Сибирская поэзия, до Байкала же была проза».

Целью написания данной статьи явилось желание привлечь внимание таких же школьников, как и я к природным особенностям и красотам Забайкальского края, через наблюдение за природными явлениями. Важно, чтобы мы все хорошо знали природу своего края, растительный и животный мир, редких и исчезающих животных и растений своей местности, понимали важность изучения и сохранения всего живого, могли оценить поведение человека в природе. Фенологические наблюдения могут проводиться людьми, не имеющими специального научного образования, в том числе школьниками. Их можно выполнять, используя возможности детских краеведческих, экологических кружков и центров, станций юных натуралистов, охотничьих хозяйств и т. д. Фиксация времени наступления тех или иных процессов в живой и неживой природе позволяет оценивать состояние природной среды и делать научно обоснованные прогнозы

Учитывая резко континентальный климат Забайкальского края, на его просторах одновременно можно наблюдать не только различные периоды какого-либо сезона, но разные сезоны года. О смене сезонов нам говорят сезонные явления, к которым можно отнести и весенний прилет птиц, и отлет их осенью, пробуждение и цветение растений, появление и исчезновение насекомых ит.д. Все эти сезонные явления природы, сроки их наступления и причины, определяющие их, изучает специальная наука «фенология» (от греч. fenomen — явление и logos — учение). Кроме этого, фенология — раздел популяционной экологии, рассматривающий сезонные аспекты жизни вида (выделяют, например, фенологии березы; волка, пауков т. д.). Ученые выделяют фитофенологические наблюдения, когда у растений регистрируются сезонные фазы развития: набухание и раскрывание почек, облиствение, цветение (начало и конец), созревание плодов и семян, осеннее расцвечивание листвы, листопад; и зоофенологические, когда наблюдения проводятся за животными: у млекопитающих — пробуждение от спячки, начало спаривания (гона), появление молоди, сезонные линьки и миграции; у птиц — гнездование, откладка яиц, вылупливание и вылет птенцов, а у перелётных — также весенний и осенний перелёты; у членистоногих — определение и распознавание насекомых, пробуждение зимовавших особей, вылупление личинок, появление взрослых насекомых из куколок, яйцекладки, развитие личинок, куколок.

Фенология обладаем целым комплексом методов, основными из которых является визуальное наблюдение за явлениями природы и ведение календаря природы или дневника наблюдений (т. е. фиксации в письменной форме увиденных (или услышанных) данных в специальный дневник в табличной форме). Существует определенная методика проведения фенологических наблюдений. При проведении фенологических наблюдений необходимо быть очень внимательным к окружающей природе; важно вести наблюдения систематически [3], привлекая к своей работе одноклассников и родных. Мне, например, часто помогает моя пятилетняя сестра Аня. Она ходит в детский сад, расположенный в центре г. Чита и всегда на прогулках замечает, например, где вылезла первая трава. А 21 марта 2015 г., во время продолжительного периода положительных дневных температур, она обнаружила на площадке в детском саду первую в этом году бабочку-крапивницу. Так рано бабочки в городе до этого не появлялись. Затем воспитательница показала крапивницу всем детям и перенесла ее в помещение (в группу), посадив на цветущее растение.

В июле-августе 2014 года мы проводили энтомофенологические наблюдения (т. е. за насекомыми) за поведением пауков в естественной среде. Исследования проводились во время летних школьных каникул, когда мы с младшей сестрой гостила у бабушки (Юго-восточное Забайкалье). Меня привлек огромный паук (размером со спичечный коробок), оказавшийся после определения крестовиков, который плел паутину между крышей дома, наружным кухонным подоконником, телевизионной антенной и высокими травинками на земле. Паутина в итоге тоже была огромной, но так как в этот угол приусадебного участка мало кто ходит, то, паутину практически никто не нарушал. За месяц наблюдений паутина пострадала только три раза — от дождя и сильного ветра и от того, что в неё залетел шмель и когда вырывался — порвал сеть. Вообще, пауки плетут вертикальную колесовидную ловчую сеть, в которую попадают насекомые, служащие им пищей. Крестовик может поджидать добычу, сидя как в центре паутины, так и в укрытии на сигнальной нити. Паук вел ночной образ жизни и днем прятался под крышей дома, однако, когда я сажала на паутину, специально пойманную мной муху, и она, прилипнув, начинала жужжать и дергаться, цепляя сигнальную нить, паук мгновенно выскакивал из своего укрытия, пугая нас своим видом. На мертвых, подкладываемых нами мух, он не реагировал, а вот еще живых он быстро обездвиживал, оборачивая паутиной и вывешивая их в аккуратные коконы-кулечки. Причем мог съедать не сразу, а на следующий день. Мы заметили также, что не все нити в паутине липкие, они разные и по толщине. Интересен был и процесс плетения паутины, особенно после того, как она пострадала от шмеля. Тогда паук не придерживался определенного узора в нитях, а просто «штопал» большую брешь в паутине. В тот период я узнала много нового про насекомых вообще и пауков, в частности, так как читала дополнительную литературу. Я лучше поняла, что паукообразные, несмотря на устрашающий вид, могут быть полезны человеку, а могут наоборот приносить вред. [1,2]. Так, они уничтожают большое количество мух, являющихся переносчиками болезнетворных микробов; являются переносчиками возбудителей заболеваний человека (таёжный клещ). Амбарные клещи портят хранящиеся в зернохранилищах зерна культурных злаков, сами вызывают заболевания человека (чесоточный клещ).

Фенология нравится мне тем, что в область ее исследования входят народные приметы и наблюдения, отражающие многовековый опыт общения человека с природой.

Во многих странах Европы и Азии паук очень почитаем, наверное, с тех пор, когда был он единственным, кто со своей паутиной избавлял жилища от вредных мух.

Паук издревле входил в состав колдовских снадобий: его сушили, смешивали с другими ингредиентами, ели живьем, глотали паутину, носили живых пауков в мешочке на теле — так излечивались астма, коклюш, подагра и малярия. Многие природные народные приметы очень локальны и отражают повторяющиеся явления природы на определенной территории. Много пословиц и поговорок о сезонных природных явлениях.

Мы уверены, что фенологические исследования природы своего края, проводимые школьниками, будут способствовать развитию не только их естественнонаучного потенциала, мотивировать самостоятельность научных изысканий, но и укреплять чувства любви и уважительного, бережного отношения к родной природе.

 

Литература:

 

1.      Данилов С. Н. Пауки Забайкалья // Биоразнообразие Байкальской Сибири. Новосибирск: СИФ РАН, 1999. С. 266–274.

2.      Измайлова М. В. Фауна пауков юга Восточной Сибири. Иркутск: Изд-во Иркут.ун-та, 1989. — 184 с.

3.      Сапунов Б. Полевая инструкция для фенологических наблюдений //http://www.unesco.kz/education/cdrom/ssdkz/topic4/fenologicheskie_nablyudeniya.htm (Дата обращения 01.04.2014)

Основные термины (генерируются автоматически): Забайкальский край, забайкалье, паук, паутина, детский сад, сигнальная нить, Байкал, Кавказ, крыша дома, наблюдение, природа.


Похожие статьи

Особенности развития лесного хозяйства горной части Чеченской Республики

Особенности биологической активности мерзлотных почв Олекминского района

Экономико-географические особенности использования лесных ресурсов Чеченской Республики

Особенности возникновения и развития карста в горных ландшафтах Чеченской Республики

Растительный покров высокогорных ландшафтов Чеченской Республики и его современное состояние

Экология беспозвоночных животных лугового биоценоза с. Куракино Тульской области

Роль защиты растений в сохранении урожайности зерновых культур в условиях Северного Казахстана

Дополнения к флоре высших сосудистых растений Светлоярского района

Водоохранные и почвозащитные функции лесных экосистем Чеченской Республики

Особенности гранулометрического состава серых лесных почв лесостепной зоны Зауралья

Похожие статьи

Особенности развития лесного хозяйства горной части Чеченской Республики

Особенности биологической активности мерзлотных почв Олекминского района

Экономико-географические особенности использования лесных ресурсов Чеченской Республики

Особенности возникновения и развития карста в горных ландшафтах Чеченской Республики

Растительный покров высокогорных ландшафтов Чеченской Республики и его современное состояние

Экология беспозвоночных животных лугового биоценоза с. Куракино Тульской области

Роль защиты растений в сохранении урожайности зерновых культур в условиях Северного Казахстана

Дополнения к флоре высших сосудистых растений Светлоярского района

Водоохранные и почвозащитные функции лесных экосистем Чеченской Республики

Особенности гранулометрического состава серых лесных почв лесостепной зоны Зауралья

Задать вопрос