Природа Забайкальского края разнообразна и прекрасна. Недаром Антон Павлович Чехов, в 1890 году проезжая через Забайкалье, в своих путевых заметках написал: «...в Забайкалье я находил всё, что хотел: и Кавказ, и долину Псла, и Звенигородский уезд, и Дон. Днём скачешь по Кавказу, ночью по Донской степи, а утром очнёшься от дремоты, глядь — уж Полтавская губерния — и так всю тысячу вёрст. Забайкалье великолепно. Это смесь Швейцарии, Дона и Финляндии. Вообще говоря, от Байкала начинается Сибирская поэзия, до Байкала же была проза».
Целью написания данной статьи явилось желание привлечь внимание таких же школьников, как и я к природным особенностям и красотам Забайкальского края, через наблюдение за природными явлениями. Важно, чтобы мы все хорошо знали природу своего края, растительный и животный мир, редких и исчезающих животных и растений своей местности, понимали важность изучения и сохранения всего живого, могли оценить поведение человека в природе. Фенологические наблюдения могут проводиться людьми, не имеющими специального научного образования, в том числе школьниками. Их можно выполнять, используя возможности детских краеведческих, экологических кружков и центров, станций юных натуралистов, охотничьих хозяйств и т. д. Фиксация времени наступления тех или иных процессов в живой и неживой природе позволяет оценивать состояние природной среды и делать научно обоснованные прогнозы
Учитывая резко континентальный климат Забайкальского края, на его просторах одновременно можно наблюдать не только различные периоды какого-либо сезона, но разные сезоны года. О смене сезонов нам говорят сезонные явления, к которым можно отнести и весенний прилет птиц, и отлет их осенью, пробуждение и цветение растений, появление и исчезновение насекомых ит.д. Все эти сезонные явления природы, сроки их наступления и причины, определяющие их, изучает специальная наука «фенология» (от греч. fenomen — явление и logos — учение). Кроме этого, фенология — раздел популяционной экологии, рассматривающий сезонные аспекты жизни вида (выделяют, например, фенологии березы; волка, пауков т. д.). Ученые выделяют фитофенологические наблюдения, когда у растений регистрируются сезонные фазы развития: набухание и раскрывание почек, облиствение, цветение (начало и конец), созревание плодов и семян, осеннее расцвечивание листвы, листопад; и зоофенологические, когда наблюдения проводятся за животными: у млекопитающих — пробуждение от спячки, начало спаривания (гона), появление молоди, сезонные линьки и миграции; у птиц — гнездование, откладка яиц, вылупливание и вылет птенцов, а у перелётных — также весенний и осенний перелёты; у членистоногих — определение и распознавание насекомых, пробуждение зимовавших особей, вылупление личинок, появление взрослых насекомых из куколок, яйцекладки, развитие личинок, куколок.
Фенология обладаем целым комплексом методов, основными из которых является визуальное наблюдение за явлениями природы и ведение календаря природы или дневника наблюдений (т. е. фиксации в письменной форме увиденных (или услышанных) данных в специальный дневник в табличной форме). Существует определенная методика проведения фенологических наблюдений. При проведении фенологических наблюдений необходимо быть очень внимательным к окружающей природе; важно вести наблюдения систематически [3], привлекая к своей работе одноклассников и родных. Мне, например, часто помогает моя пятилетняя сестра Аня. Она ходит в детский сад, расположенный в центре г. Чита и всегда на прогулках замечает, например, где вылезла первая трава. А 21 марта 2015 г., во время продолжительного периода положительных дневных температур, она обнаружила на площадке в детском саду первую в этом году бабочку-крапивницу. Так рано бабочки в городе до этого не появлялись. Затем воспитательница показала крапивницу всем детям и перенесла ее в помещение (в группу), посадив на цветущее растение.
В июле-августе 2014 года мы проводили энтомофенологические наблюдения (т. е. за насекомыми) за поведением пауков в естественной среде. Исследования проводились во время летних школьных каникул, когда мы с младшей сестрой гостила у бабушки (Юго-восточное Забайкалье). Меня привлек огромный паук (размером со спичечный коробок), оказавшийся после определения крестовиков, который плел паутину между крышей дома, наружным кухонным подоконником, телевизионной антенной и высокими травинками на земле. Паутина в итоге тоже была огромной, но так как в этот угол приусадебного участка мало кто ходит, то, паутину практически никто не нарушал. За месяц наблюдений паутина пострадала только три раза — от дождя и сильного ветра и от того, что в неё залетел шмель и когда вырывался — порвал сеть. Вообще, пауки плетут вертикальную колесовидную ловчую сеть, в которую попадают насекомые, служащие им пищей. Крестовик может поджидать добычу, сидя как в центре паутины, так и в укрытии на сигнальной нити. Паук вел ночной образ жизни и днем прятался под крышей дома, однако, когда я сажала на паутину, специально пойманную мной муху, и она, прилипнув, начинала жужжать и дергаться, цепляя сигнальную нить, паук мгновенно выскакивал из своего укрытия, пугая нас своим видом. На мертвых, подкладываемых нами мух, он не реагировал, а вот еще живых он быстро обездвиживал, оборачивая паутиной и вывешивая их в аккуратные коконы-кулечки. Причем мог съедать не сразу, а на следующий день. Мы заметили также, что не все нити в паутине липкие, они разные и по толщине. Интересен был и процесс плетения паутины, особенно после того, как она пострадала от шмеля. Тогда паук не придерживался определенного узора в нитях, а просто «штопал» большую брешь в паутине. В тот период я узнала много нового про насекомых вообще и пауков, в частности, так как читала дополнительную литературу. Я лучше поняла, что паукообразные, несмотря на устрашающий вид, могут быть полезны человеку, а могут наоборот приносить вред. [1,2]. Так, они уничтожают большое количество мух, являющихся переносчиками болезнетворных микробов; являются переносчиками возбудителей заболеваний человека (таёжный клещ). Амбарные клещи портят хранящиеся в зернохранилищах зерна культурных злаков, сами вызывают заболевания человека (чесоточный клещ).
Фенология нравится мне тем, что в область ее исследования входят народные приметы и наблюдения, отражающие многовековый опыт общения человека с природой.
Во многих странах Европы и Азии паук очень почитаем, наверное, с тех пор, когда был он единственным, кто со своей паутиной избавлял жилища от вредных мух.
Паук издревле входил в состав колдовских снадобий: его сушили, смешивали с другими ингредиентами, ели живьем, глотали паутину, носили живых пауков в мешочке на теле — так излечивались астма, коклюш, подагра и малярия. Многие природные народные приметы очень локальны и отражают повторяющиеся явления природы на определенной территории. Много пословиц и поговорок о сезонных природных явлениях.
Мы уверены, что фенологические исследования природы своего края, проводимые школьниками, будут способствовать развитию не только их естественнонаучного потенциала, мотивировать самостоятельность научных изысканий, но и укреплять чувства любви и уважительного, бережного отношения к родной природе.
Литература:
1. Данилов С. Н. Пауки Забайкалья // Биоразнообразие Байкальской Сибири. Новосибирск: СИФ РАН, 1999. С. 266–274.
2. Измайлова М. В. Фауна пауков юга Восточной Сибири. Иркутск: Изд-во Иркут.ун-та, 1989. — 184 с.
3. Сапунов Б. Полевая инструкция для фенологических наблюдений //http://www.unesco.kz/education/cdrom/ssdkz/topic4/fenologicheskie_nablyudeniya.htm (Дата обращения 01.04.2014)