Актуальность: В последнее время как на региональном, так и на федеральном уровне стало модно говорить о развитии предпринимательства и молодежного предпринимательства, в частности. И если еще 10 лет назад среди молодежи было более актуально найти высокооплачиваемое рабочее место с полным социальным пакетом, то сейчас приоритеты изменились. Молодежь, полная сил, оптимизма и свежих идей, уже не хочет тратить время на приобретение опыта, работая на развитие чужого благосостояния. Она хочет развивать благосостояние свое. Но в регионах со слабым развитием экономики наблюдается совершенно иная проблема: предпринимательство стареет, молодежь не проявляет достаточной предпринимательской инициативы, а рабочих мест недостаточно. И как результат — большой процент безработицы среди молодежи. В сложившейся ситуации, на мой взгляд, очевидным решением проблемы безработицы и способом реализации предпринимательских амбиций у молодых людей стало бы развитие молодежного предпринимательства в России.
Объект исследования — молодежное предпринимательство в России и Крыму.
Предмет исследования — Правовые основы законодательства о развитии молодежного предпринимательства в субъектах РФ.
Цель исследования — Повышение правовой грамотности молодежи и разработка предложений по развитию молодежного предпринимательства.
Задачи:
1. Проанализировать законодательство регионов России о развитии молодежного предпринимательства.
2. Проанализировать законодательство Республики Крым (нового периода) о развитии молодежного предпринимательства.
3. Выработать предложения по развитию законодательства.
Законодательство регионов России о развитии молодежного предпринимательства.
В России молодежное предпринимательство, как правило, представлено в форме малого и микробизнеса или индивидуального предпринимательства. Для стартапа на уровне масштабного производства деньги у бывших студентов находятся редко. По данным Росстата, к концу 2012 года на территории РФ осуществляли деятельность чуть менее 2,5 млн. индивидуальных предпринимателей. Общими усилиями за 2012 год с учетом налогов и других обязательных платежей им удалось заработать более 7826 млрд. рублей. На 1 июля 2013 года малый бизнес России представляли 238,2 тысяч предприятий, из которых 3800 зарегистрированы на территории Волгоградской области. В ЮФО на малых предприятиях работает 505,3 тысяч человек, из них 97,4 тысяч — в Волгоградской области.
По показателям развития микробизнеса в 2013 году Волгоградская область занимала
3-е место в ЮФО, уступая Краснодарскому краю и Ростовской области. Численность микропредприятий на тот период составляла 21329 единиц, а общий оборот за год — 62,84 млрд. рублей.
В Волгоградской области принята долгосрочная областная целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области» на 2013–2017 годы, утвержденная постановлением Правительства Волгоградской области от 20 мая 2013 г. № 243-п «Об утверждении долгосрочной областной целевой программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области» на 2013–2017 годы», в которой выделена подпрограмма «Молодежное предпринимательство». Реализацией программы непосредственно занимается Отдел по молодежной политике Волгоградской области, который подготовил и провел совместно с федеральными органами образовательную программу для молодежи «Предпринимательская деятельность», результатом стало открытие более 1300 стартапов. Также действует Бизнес-инкубатор, как форма поддержки вновь создаваемого молодежного бизнеса. Из бюджета Волгоградской области в 2014г. будет выделено около 70 млн. рублей на развитие малого и среднего бизнеса, в том числе около 200 млн. руб. из федерального бюджета.
Развитие предпринимательской деятельности в молодежной среде является одним из приоритетных направлений поддержки и развития малого предпринимательства в городе Москве. Правительством Москвы 19 сентября 2006 года принято Постановление «О молодежном предпринимательстве в городе Москве». Непосредственно реализацией молодежной политики в сфере малого бизнеса занимается Московский городской центр инноваций и высоких технологий (МИВТ-центр). В рамках своей работы МИВТ-центр проводит лекции, семинарские занятия, консультирование, экспертизу бизнес-идей и бизнес-проектов, индивидуальные консультации с разработчиками бизнес-проектов. В рамках Комплексной целевой программы развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2007–2009 годы госструктура выделила из бюджетных финансовых ресурсов столицы на поддержку и развития конкретно молодежного предпринимательства 126 млн рублей.
В Новосибирске принята и действует Целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области на 2012–2016 годы», (утверждена постановлением Правительства Новосибирской области от 19.08.2011№ 360-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области на 2012–2016 годы»). Постановление администрации Новосибирской области от 03.08.2009 № 302-па (ред. от 28.11.2011) «Об утверждении Порядка определения объема и предоставления некоммерческой организации учрежден «Фонд развития малого и среднего предпринимательства Новосибирской области».
С 2011 года на базе Новосибирской торгово-промышленной палаты действует интересная программа «Молодежный бизнес России».
В 2012 году на развитие центров прототипирования, бизнес-инкубаторов, направлено 670 миллионов рублей, в том числе 480 миллионов рублей привлечено из федерального бюджета. В настоящее время в области активно реализуются целевые проекты и программы по поддержке молодежного предпринимательства. В 2014 г. Новосибирская область признана лучшим регионом по развитию молодежного предпринимательства в рамках реализации федеральной программы «Ты — предприниматель».
Законодательство Республики Крым
В Республике Крым на данный момент работает Крымский Государственный Фонд поддержки предпринимательства. Автономная Республика Крым занимала 7 место в Украине по развитию малого бизнеса, в том числе молодежного. Однако банковские механизмы не реальны для удовлетворения потребностей молодежи. Молодежное предпринимательство поддерживается только через органы соцзащиты, органы по делам молодежи и семьи. На данный период законодательство Республики Крым по вопросу развития молодежного законодательства отсутствует.
Предлагаемые механизмы решения проблем:
1) гарантии обязательств по кредитам, выдаваемым субъектам, начинающим свое дело;
2) предоставление субсидий на обучение (проведение тренингов, семинаров и программ) субъектов малого бизнеса в возрасте от 18 до 35 лет;
3) предоставления помещений для ведения предпринимательской деятельности по льготной арендной цене;
4) создание единого регионального информационного ресурса по взаимодействию органов государственной и муниципальной власти, субъектов инфраструктуры малого предпринимательства;
5) предоставление субсидий на открытие малого и среднего предпринимательства в возрасте от 18 до 35 лет;
6) льготы при размещении рекламы и др.
Выводы:
1. Я считаю, что необходимо на базе законодательства г. Москва, Республики Татарстан, Республики Башкирия, Волгоградской области, Новосибирской области, развивать молодежное предпринимательство в Республике Крым, как лидирующих в этом вопросе.
2. Необходимо разработать систему социально-экономического развития Крыма, в том числе г. Севастополь на основании опыта регионов России.
Литература:
1. http://crimea.gov.ru/
3. http://www.volganet.ru/
4. http://pravo.gov.ru/