Компьютерная зависимость школьников | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Информатика

Опубликовано в Юный учёный №2 (2) май 2015 г.

Дата публикации: 10.02.2015

Статья просмотрена: 2213 раз

Библиографическое описание:

Коваленко, А. В. Компьютерная зависимость школьников / А. В. Коваленко, В. В. Маеренкова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2015. — № 2 (2). — С. 100-102. — URL: https://moluch.ru/young/archive/2/71/ (дата обращения: 17.10.2024).

Еще лет десять назад мало кто имел полное представление об этой загадочной «Всемирной паутине». На данный момент все поменялось. При помощи Интернета можно делать практически все: играть, читать, слушать музыку, смотреть фильмы, общаться, знакомиться, даже делать покупки. На сегодняшний день каждый второй пользователь сети знает об интернет-зависимости, хотя она и не включена в список заболеваний, и ее нельзя определить как «диагноз».

Эта новая болезнь поражает молодую часть населения, преимущественно подросткового возраста. Хоть это заболевание не имеет ничего общего с инфекцией, но распространяется по миру со скоростью эпидемии. Очень много сообщений в прессе о том, что тут и там агрессивное поведение подростка привело к трагическим последствиям. Наверное, многие помнят, как американский подросток расстрелял своих сверстников и учителей из автомата. Другой пример: гибель китайской девушки, которая перед трагедией сообщила своим товарищам по игре, что очень устала.

Многие пользователи сети начинают испытывать азарт, находясь в Интернете. Возникает вопрос: «Как можно провести границы между здоровым интересом к сети и патологической зависимостью от нее, которая сказывается на работоспособности подростка и начинает вредить его социальной жизни, подрывает его психическое здоровье?»

По мнению психологов, обычно компьютерной интернет-зависимости подвержены неуверенные в себе школьники, испытывающие трудности в общении, неудовлетворенность, имеющие низкую самооценку, комплексы или от природы застенчивые. Компьютер, прежде всего игры и Интернет дает им возможность уйти от реальности, реализовать свои желания, почувствовать себя значимым, сильным, вооруженным, испытать какие-то новые эмоции. В виртуальном мире можно запросто поменять возраст, пол, имя, внешность и биографию. Усугубляя свое положение, ученик начинает все больше времени тратить за компьютером, общаясь в чатах или играя в игры. В редких случаях школьник может смешать реальность и виртуальность. Он может начать действовать и думать по-новому, стать агрессивным, склонным к насилию [3].

Особенно подвержены психологической зависимости подростки. Ведь они быстро приспосабливаются к окружающему миру и к миру компьютеров тоже. Замечено, что дети, проводящие много времени за компьютером, перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, у них наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность, снижается эффективность некоторых видов памяти [3].

Компьютерной зависимостью в основном страдают учащиеся школ. Старшеклассник, наигравшись в Diablo (по-испански это означает «Дьявол»), жестоко избил попавшихся на его пути соседей — второклассников. 11-летний мальчик умер от сердечного приступа прямо над клавиатурой. Выяснилось: он просидел в Сети почти 30 часов без перерыва [1].

А сколько мальчишек и девчонок просто пропадают в виртуальном мире, бросая учебу, переставая общаться с друзьями, конфликтуя с родителями? Тысячи… Десятки тысяч… Компьютерная наркомания — болезнь. Родители, пытающиеся «отодрать» детей от монитора, это уже очень хорошо понимают. Может ли компьютер вызвать психологическую зависимость? Безусловно, да. Однако психологи и психиатры до сих пор спорят, каких людей считать зависимыми, а каких — нет [1]. Если брать за критерий время, проведенное за компьютером, тогда всех программистов, за редким исключением, придется признать зависимыми. Но это не совсем так. В отличие от действительно зависимых людей у программистов нет патологического стремления постоянно работать на компьютере. Просто по долгу службы им приходится это делать. Поэтому психологи пришли к выводу, что зависимый от компьютера человек — прежде всего тот, кто проводит слишком много времени за компьютером не по делу, и при этом осознанно (или неосознанно) вредит своему здоровью.

У компьютерной зависимости те же корни, что и у игромании. Мозг каждого человека снабжен центром удовольствия. Постоянная стимуляция этого центра у лабораторных животных приводит к тому, что они забывают обо всем на свете. Отказываясь от потребления пищи в угоду удовольствиям, лабораторные животные погибают от истощения. Компьютерная болезнь — это недуг, который формируется постепенно. Если «виртуальщика» оттащить от компьютера на 2 часа и более он, подобно алкоголику, страдающему от похмелья, испытывает абстинентный синдром [2].

Абстинентный синдром (лат. abstinentia — воздержание) — синдром физических или психических расстройств, развивающийся у больных наркоманией и алкоголизмом спустя некоторое время после прекращения приёма наркотика, алкогольных напитков или уменьшения их дозы. Абстинентный синдром является составной частью синдрома физической зависимости.

Выводы экспертов не утешительны. Опасность стать зависимым от компьютерной игры грозит каждому, кто проводит за видеоиграми более двух часов в день. Как не попасть в рабство современной техники? Есть ли способы предотвращения или преодоления компьютерной болезни?

Родители должны постараться ограничить время, которое обычно тратится школьником на игры в компьютере. Нельзя позволять ему сидеть там всё свободное от учёбы и сна время. Самый строгий запрет накладывается на вечернее время: компьютерные игры могут привести к нарушениям сна.

Остальное освободившееся время подростка рекомендуется занять спортивной секцией, чтобы компенсировать недостаток двигательной активности при сидении за компьютером, а также кружками по интересам. Особенно это важно в случае, когда круг общения ребёнка ограничен такими же геймерами. Общаясь со сверстниками, которые интересуются чем-то ещё, кроме игр, попавший в игровую зависимость ребёнок не только начинает вновь видеть всё разнообразие реального мира, но и проводит меньше времени с товарищами — геймерами.

Я считаю, что главная задача родителей в борьбе с игровой зависимостью ребёнка — это последовательность. Если запрещено включать компьютер после 19:00, то даже хорошее поведение, «5» в четверти и внеплановая уборка в квартире не должны вознаграждаться возможностью поиграть ещё пару часиков. И обязательно нужно объяснить, почему появился этот запрет, и какие условия нужны для его снятия.

Особенно аккуратно нужно вести себя с подростками. Переходный возраст сильно меняет отношение ребёнка к окружающему миру, а уменьшение времени проводимого в любимой игрушке может ещё сильнее настроить ребёнка против родителей. Поэтому необходимо разговаривать, объяснять причины, не жалея на это сил и времени.

Процесс излечения от компьютерной зависимости может растянуться на несколько месяцев. Всё это время родители должны придерживаться выбранной в начале линии поведения и не пускать ситуацию на самотёк. Всё это, в совокупности с любовью, поддержкой и пониманием, поможет вернуть ребёнка в реальную жизнь.

 

Литература:

 

1.      Днепров А. Г. Защита детей от компьютерных опасностей.- СПб.: Питер, 2008

2.      Оранж Т. Медиадиета для детей. Руководство для родителей: как преодолеть зависимость от телевизора и компьютерных игр.- М.; СПб.: Диля, 2007

3.      Янг, К. С. Диагноз Интернет-зависимость Текст. / К. С. Янг // Мир Интернет, 2000. — № 2. — С. 24–29.

 

Основные термины (генерируются автоматически): компьютер, абстинентный синдром, компьютерная зависимость, время, виртуальный мир, компьютерная болезнь, психологическая зависимость, пользователь сети, окружающий мир, игра.


Задать вопрос