Проблема детского дорожно-транспортного травматизма имеет признаки катастрофы, несмотря на то, что на протяжении последних лет прослеживается устойчивая тенденция снижения трех показателей аварийности с участием детей-пешеходов. [1]
Таблица 1
Показатели аварийности с участием детей-пешеходов за 6 месяцев в период 2008–2014 гг.
|
ДТП |
Погибло |
Ранено |
Удельный вес ДТП с участием детей от всех ДТП |
2008 |
5150 |
167 |
5158 |
54,4 |
2009 |
4524 |
162 |
4498 |
52,7 |
2010 |
4661 |
148 |
4655 |
53,0 |
2011 |
4172 |
129 |
4176 |
50,1 |
2012 |
4212 |
133 |
4210 |
46,3 |
2013 |
4008 |
102 |
4017 |
44,1 |
2014 |
3779 |
95 |
3793 |
43,1 |
Примерно 50 % ДТП связанных с наездом на ребенка происходит на улицах местного значения, 22 % ДТП — на улицах общегородского значения, 20 % ДТП — на улицах районного значения.
В силу своего возраста, психофизиологических особенностей и отсутствия опыта дети не соблюдают Правила дорожного движения, не ориентируются в дорожных ситуациях.
Чаще всего ребенок попадает в ДТП на знакомой территории, там, где живет и учится. В данных местах наблюдательность его падает, он может не обратить внимания на приближающийся автомобиль.
Закономерно, что дети-велосипедисты и те, которые управляют мопедом, скутером, мотоциклом попадают в ДТП в период с мая по сентябрь.
При переходе улицы, проезжей части дети чаще всего становятся участниками ДТП в летний и зимний период года. Это объясняется тем, что в летнее время у детей больше свободного времени и меньше контроля со стороны взрослых. В зимнее время рост количества наездов на детей-пешеходов можно объяснить недостаточной видимостью ребенка на проезжей части обусловленной погодными условиями и темным временем суток.
Решить данную проблему можно путем использования на одежде светоотражающих элементов — различных аксессуаров, наклеек, брелоков, которые повысят пассивную безопасность пешехода на дороге.
Ранее проведенными исследованиями было установлено, что наличие на пешеходах светоотражающих элементов одежды позволяет им быть видимыми с расстояния 150 метров, т. е. видимость увеличивается в 3–4 раза.
Другими исследователями была установлено, что видимость пешехода на дороге также связана с цветом его одежды. Так, в синем костюме пешехода заметят на расстоянии 17 метров, в черном будет практически невидим, в красном покажет пешехода с расстояния 24, желтый- 37, а белый — 55 метров.
В 2013 году в ПГУАС проведены исследования по эффективности светоотражателей в вечерние сумерки в зимнее время года.
Поочередно фиксировалась видимость ребенка без светоотражающего элемента и при его наличии при ближнем и дальнем свете фар автомобиля с расстояния 20м. Светоотражающая наклейка была закреплена на ребенке одетого в темную куртку, на высоте примерно 1,30 метра (соответствует среднему росту ребенка 10–12 лет). Полученные результаты представлены в табл. 2.
Таблица 2
Результаты проведенных исследований
Видимость ребенка без светоотражающего элемента при Sуд=20 метров |
Видимость ребенка при наличии светоотражающего элемента при Sуд=20 метров |
Без света фар |
|
При дальнем свете фар |
Из представленных фотографий видно, что при наличии даже одного светоотражающего элемента (прямоугольник 3х7 см) видимость ребенка увеличилась и стала достаточной для принятия водителем мер к предотвращению ДТП.
В западных странах световозвращательные элементы используют более 30 лет. Ранее проведенными исследованиями в различных странах установлено, что применение световозращателей снижает риск наезда автомобиля на пешехода в темное время суток на 85 %. Светоотражатели стали обязательными в Финляндии, Эстонии, Латвии, Великобритании, Белоруссии.
Полицейские имеют право штрафовать пешеходов (но не детей без взрослых), которые в темное время суток находятся на неосвещенных улицах и шоссе без светоотражателей.
В России рекомендации «при движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств» введены Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 767.
С 1 июля 2015 года вступят в действия изменения в правилах дорожного движения — пешеход, передвигающийся по проезжей части вне населенных пунктов в темное время суток, должен будет носить на одежде светоотражающие элементы «фликеры».
Кроме этого следует рекомендовать или обязать родителей повысить безопасность передвижения детей при недостаточной видимости путем ношения светоотражающих элементов. Ношение одежды и предметов личного пользования со светоотражающими элементами — один из самый простых, но эффективных способов, с помощью которого пешеходы могут быть более заметными на дороге в темное время суток.
Литература:
1. Статистические данные аварийности [Электронный ресурс] http://www.gibdd.ru/ (дата обращения 07.02.2015)