С каждым днем ЕГЭ становится все ближе и ближе, и, наверняка, уже все выпускники этого года проштудировали немало книг и интернет-сайтов. Но, как говорится, «Повторение — мать учения».
Эта статья посвящена, на мой взгляд, самому сложному заданию в ЕГЭ по русскому языку — сочинению. Сочинение по прочитанному тексту является творческой работой. Тут важно не только ваше знание литературных произведений, но и культура речи, ход мысли, а также понимание проблем, поставленных автором. Все сочинения пишутся по общему плану:
1) Формулирование проблемы.
2) Ваш комментарий.
3) Позиция автора.
4) Ваше мнение.
5) Аргументация.
6) Вывод.
Следуя ему, вы можете рассчитывать на высокий балл. Давайте разберем эти пункты более подробно:
1) Для нахождения проблемы в тексте стоит внимательно прочитать сам текст. Также в тексте может затрагиваться сразу несколько проблем. Ваша задача — выбрать ту, которую вы сможете лучше раскрыть в своем сочинении.
Способы формулировки проблемы |
Примеры |
1. Сочетание слова проблема с существительным в родительном падеже (проблема чего?). |
1. В тексте N поднимается проблема взаимоотношений отцов и детей. 2. В своем тексте писатель N выдвигает на всеобщее обсуждение проблему человеческого благородства. |
2. Если вы не можете четко сформулировать проблему, задайте 2–3 вопроса по тексту. |
Что такое честь? По каким поступкам мы можем оценивать человека? Именно об этом рассуждает … |
2) Важно помнить, что комментарий — это, прежде всего, ваше рассуждение по поводу данного текста:
- Автор возмущен / с болью пишет о …
- N обращает наше внимание на …
- Чтобы обратить внимание читателей к злободневной проблеме, автор повествует о …
- В актуальности данной проблемы не приходится сомневаться.
- Эта проблема очень актуальна в наши дни. Вот и N не обошел ее стороной.
3) Если написание позиции автора вызывает у вас затруднение, вы можете процитировать слова автора, которые выражают его отношение к данной проблеме.
Клише:
- Автор имеет свою точку зрения на эту проблему. Он считает, что …
- Автор обеспокоен тем, что …
- Писатель приводит весьма убедительные доводы в пользу того, что …
4) Если вы полностью согласны с позицией автора, вы можете использовать следующие клише:
- Не могу не согласиться с мнением …. Я тоже считаю, что …. Подтверждение своим размышлениям я нахожу и в художественной литературе.
- Нельзя не согласиться с автором текста в том, что …. Доказательство этого можно найти в произведении ….
- Если вы не согласны с автором данного текста:
- Я уважаю мнение автора, но позволю себе не согласиться с его точкой зрения ….
- Текст N произвел на меня неоднозначное впечатление. С одной стороны,..., но с другой — …. Готов объяснить свою точку зрения.
5) Чтобы аргументировать свою точку зрения, вам нужно привести не менее двух примеров. Аргументы должны быть на основе литературного произведения, подходящего к проблематике данного вам текста, и жизненного опыта.
6) Основной целью заключения является призыв читателя, оценка всего вышесказанного, обобщение вышеизложенной информации.
Ниже представлен мой пример сочинения по отрывку из книги С. Львова «Быть или казаться?» (Осторожно: слово!), составленного по такому плану.
В чем сила слова? Можно ли нанести рану словом? Что такое вежливость? Именно об этом рассуждает Львов Сергей Львович в своём произведении.
Эта проблема очень актуальна в наши дни, потому что наше общество не запрограммировано на доброе отношение друг к другу.
Автор не может мириться с тем, как легко и, порой, бездумно люди грубят окружающим, не подозревая, что при этом творится у человека на душе. Сергей Львович повествует нам историю, рассказанную одной женщиной. Упав на улице и разбив колени, она обратилась в ближайшую поликлинику. Но главный врач спокойным железным голосом сказала, что не окажет помощь в неположенное время. Женщину поразило отношение врача к сложившейся ситуации и то, как слова, сказанные спокойным тоном, смогли ранить её. Автор приводит нам пример необдуманного обращения со словом: девочке с больным сердцем врач при всем классе заявил, что: «С таким сердцем жить нельзя!» Девочка искренне верила, что ей осталось недолго.
Автор имеет свою точку зрения на эту проблему. Он считает, что сила слова не заключается в криках и брани. Настоящая сила в достоинстве.
Не могу не согласиться с мнением Сергея Львовича. Я тоже считаю, что опускаться до уровня некультурного человека — грубить и ругаться — бессмысленно. Намного больнее можно ранить безразличием и правильно подобранным словом. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести…» — писал Шефнер. Подтверждение этим словам можно найти и в художественной литературе. Например, в произведении «Письма о добром и прекрасном» Дмитрий Лихачёв рассуждает об искусстве и силе слова. По мнению автора, искусство владения словом — это самое сложное, что требует от человека внутренней культуры.
Данный текст помог мне по-новому взглянуть на проблемы силы слова и невежества. Хотелось бы обратиться ко всем людям: будьте осторожны со словом, очень часто грубое высказывание мстит за себя.
Литература:
1. http://russian-tutor.ru/?page_id=289
2. http://www.ctege.info/russkiy-yazyik-teoriya-ege/zadanie-c1-sochinenie-ege-po-russkomu-yazyiku-rekomendatsii-po-podgotovke-k-sochineniyu.html