Газированные напитки – «сладкий» обман? | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научные руководители: ,

Рубрика: Химия

Опубликовано в Юный учёный №2 (2) май 2015 г.

Дата публикации: 14.03.2015

Статья просмотрена: 4677 раз

Библиографическое описание:

Чусовитина, О. А. Газированные напитки – «сладкий» обман? / О. А. Чусовитина, Г. О. Корчемкина, А. Ю. Луганская, Н. А. Гапанович. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2015. — № 2 (2). — С. 107-110. — URL: https://moluch.ru/young/archive/2/83/ (дата обращения: 16.11.2024).

Во всем мире уже давно ведутся разъяснительные беседы о вреде сладких газированных напитков для здоровья человека. Многие люди пьют их не для утоления жажды, а для того, чтобы почувствовать вкус этих напитков. Если о вреде табакокурения сегодня знает практически каждый, то о «газировке» сказать то же самое нельзя. Так, анкетирование старшеклассников показало, что большинство учащихся (85 %) знают о вреде сладких газированных напитков, но объяснить этого вредного воздействия на организм, они не могут. Основная проблема заключается в том, что за последние годы существенно изменились ассортимент и качество безалкогольных газированных напитков, однако меньше их употреблять не стали. Поэтому важно, чтобы люди умели выбирать напитки, состав которых окажет минимально негативное воздействие на организм.

В соответствии с СТБ 539–2006 «Напитки безалкогольные. Общие технические условия» классификацию напитков осуществляют по пяти признакам: насыщению двуокисью углерода, массовой доли сухих веществ, внешнему виду, способу обработки, используемому сырью. Химический состав сладких газированных напитков неоднозначен: так, в состав газировок входят вода, подсластители, сахар и сахарозаменители (ксилит, аспартам, сорбит, сахарин, цикламаты натрия и калия), регуляторы кислотности (Е300, Е330, Е338), красители. Сладкие газированные напитки очень плохо действуют на работу желудочно-кишечного тракта. Для детей она вредна ещё больше, так как у них еще не сформирован взрослый тип секреции желудка — она у них более низкая, а лимонады еще более снижают кислотообразование. Красители могут вызвать аллергические реакции, а один из ингредиентов газированных напитков — углекислый газ (диоксид углерода) — вызывает отрыжку, вздутие кишечника и другие нежелательные явления в организме.

Сахар,в большом количестве присутствующий в газированной воде, провоцирует другую неприятность — кариес. И даже если чистить зубы два раза в день и полоскать рот после стакана газировки, это лишь уменьшит, но не устранит вредное влияние этого продукта и не обеспечит должной защиты.

Сладкие газированные напитки добавляют в рацион человека ненужные, «непищевые» калории. Ортофосфорная кислота нарушает кислотно-щелочной баланс в организме в сторону повышения кислотности. Чтобы ее нейтрализовать, организму приходится вытеснять кальций из костей и зубов. Отсюда кариес. Эта же причина приводит к все более раннему возникновению остеопороза — заболевания, при котором кости становятся хрупкими и легко ломаются. Взрослые теряют способность накапливать кальций в костной ткани. Вред газированных напитков сразу не заметен.

На основании проведенного теоретического анализа нами было проведено исследование химического состава сладких газированных напитков с целью определения влияния их компонентов на организм человека.

В исследовании были использованы образцы сладких газированных напитков торговых марок «Лимонад», «Coca-Cola», «Milkis» и «Pepsi-Cola», наиболее популярных среди старшеклассников нашей школы.

Исследование осуществлялось в соответствии со следующими этапами:

1)        изучение состава по этикеткам производителя;

2)        органолептический анализ;

3)        определение рН-среды раствора (с использованием индикаторной бумаги, с использованием электронного рН-метра);

4)        определение содержания кислот;

5)        определение количества сахара (по плотности жидкости, по показаниям маркировки);

6)        определение «натуральности» напитка с использованием соды;

7)        определение консервантов;

8)        определение красителей.

Исследование образцов предполагало постановку эксперимента, анализ по заданному критерию и выводы.

Согласно полученным результатам были сделаны следующие выводы:

1)        в соответствии с этикетками состав сладких газированных напитков разнообразный, но обязательно включает в себя диоксид углерода, регулятор кислотности, красители, ароматизаторы;

2)        органолептические показатели исследуемых образцов соответствуют уровню отличного и хорошего качества;

3)        все выбранные для исследования сладкие газированные напитки имеют кислую среду, наиболее кислая среда выявлена у напитков торговых марок «Coca-Cola» и «Pepsi-Cola»;

4)        в состав напитков «Coca-Cola» и «Milkis» входит ортофосфорная кислота, т. к. в пробирках с этими напитками выпал осадок ортофосфата серебра; в образцах напитков торговых марок «Лимонад» и «Pepsi-Cola» ортофосфорная кислота не обнаружена;

5)        оценка степени влияния кислот показала, что газированная вода выводит неорганические вещества (вымывание кальция из костной ткани и зубов), а также, что в большей степени неорганические вещества выводит газированный напиток «Milkis», в меньшей — «Лимонад»;

6)        в газированных напитках содержится большое количество сахара, больше всего сахара содержится в газированном напитке «Milkis»;

7)        напиток торговой марки «Milkis» является более «натуральным» по сравнению с остальными сладкими газированными напитками (это важно, так как снижается вероятность появления аллергических реакций у человека);

8)        содержание в напитках нелетучих минеральных и органических веществ в большей степени выявлено в газированном напитке «Milkis», а меньше всего — в «Лимонаде» (т. е. в «Лимонаде» содержится меньше химических добавок);

9)        напиток «Лимонад» содержит консерванты, т. к. процессы брожения в ходе химической реакции не были обнаружены;

10)    во всех газированных напитках содержатся красители: больше всего красителей зарегистрировано в газированных напитках «Milkis» и «Pepsi-Cola», а меньше всего — в «Лимонаде».

С целью обобщения полученных выводов нами была использована система присвоения баллов по каждому критерию в соответствии со следующим алгоритмом, представленном в Таблице 1.

Таблица 1

Система присвоения баллов

Ранг

Баллы

1 результат

+2 балла

2 результат

+1 балл

3 результат

0 баллов

4 результат

–1 балл

 

По результатам систематизации и обобщения становится возможным последующее ранжирование в зависимости от конкретного критерия. Сводные результаты исследования представлены в Таблице 2.

Таблица 2

Сводные результаты исследования сладких газированных напитков

Наименование напитка

Наличие консервантов

Наличие красителей

Сухой остаток

Натуральность

Содержание сахара и сахарозаменителей

Содержание ортофосфорной кислоты

Кислотность

Итого

1

Coca-Cola

+1

+1

0

-1

+2

-1

0

2

2

Pepsi-Cola

+2

0

+1

-1

+1

0

-1

2

3

Milkis

+1

0

-1

+2

0

-1

+2

3

4

Лимонад

-1

+2

+2

-1

-1

0

+1

3

 

Таким образом, исследование показало, что газированные напитки торговых марок «Лимонад», «Coca-Cola», «Milkis» и «Pepsi-Cola» содержат в своем составе компоненты, которые оказывают вредное воздействие на организм человека. Они влияют на работу желудочно-кишечного тракта, способствуют появлению кариеса зубов, избыточной массы тела, уменьшают плотность костной ткани и поэтому чаще возникают переломы костей (остеопороз). Исходя из экспериментальных данных мы не можем рекомендовать никакой из этих напитков. Но чтобы уменьшить негативное воздействие на организм, необходимо изучать этикетки. Проблема в том, что подростки чаще всего не обращают на них внимания, поэтому мы решили презентовать наш проект, чтобы рассказать о вредном воздействии на организм компонентов газированных напитков. Также мы создали буклет, в который поместили рекомендации по их выбору. Надеемся, что всё это позволит сделать правильный выбор.

Так почему газированные напитки — это «сладкий» обман? Когда люди пьют их, рецепторы языка получают обманный импульс удовольствия и утоления жажды. Психологически человек осознает, что пьет жидкость, а на самом деле в организм поступает страшная смесь, которая не утоляет жажду и требует большого количества чистой воды для ее нейтрализации. Получается очень забавный эффект: газировкой нельзя напиться. Ее хочется снова и снова. Это обман, а не питье для восполнения жидкости в организме.

 

Литература:

 

1.         Аранская О. С., Бурая И. В., Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии, М., Вентана-Граф, 2005.

2.         Габриелян О. С., Смирнова Т. В., Изучаем химию в 8 классе. — Москва: «Блик и КО», 2002.

3.         Габриелян О. С., Химия 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений, Москва, Дрофа, 2003.

4.         Гаршин А. П., Неорганическая химия, СПб, Лань, 2003.

5.         Шелинский Г. И., Юрова Н. М., Химия: Пробный учебник для 8 класса общеобразоват. школы, Санкт Петербург, СпецЛит, 1998.

6.         Энциклопедический справочник медицины и здоровья. — М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2008.

7.         http://ozdorovi.ru/saxar-uroven-saxara-v-organizme-saxar-v-krovi-cheloveka.html

8.         http://www.wwwoman.ru/health/calendar/archiv2001/1221.htm

9.         http://www.wwwoman.ru/health/calendar/archiv2001/1221.htm

Основные термины (генерируются автоматически): напиток, вредное воздействие, ортофосфорная кислота, организм, желудочно-кишечный тракт, кислая среда, костная ткань, негативное воздействие, химический состав сладких, Система присвоения баллов.


Задать вопрос