Мифологические представления древних славян — настоящий кладезь мудрости наших предков. Это не только дохристианские божества, но также представления о космосе и земле, о природе и ее законах, о жизни зверей и птиц, о человеческой судьбе, о домашнем очаге и его устройстве. Славянская мифология — отражение знаний, выработанных столетиями, а может быть, и тысячелетиями человеческой практики.
О мифологии Древних Европейских цивилизаций написано многое. До нас дошли находки в виде мировых литературных памятников. Это «Илиада» и «Одиссея» Гомера, руны «Калевала», мифы «О сотворении мира», «Книга познания явлений Ра» и другие. О славянской мифологии написано, к сожалению, гораздо меньше. Но это не значит, что мифология славян уступает европейской. Наоборот, она намного старше, богаче и разнообразнее западно-европейской мифологии. В данной работе раскрываются мифологические представления и воззрения древних славян.
Славянскую мифологию чаще всего подразделяют на три области, соответствующие племенам южных, западных и восточных славян. Этим трем главным областям, соответствуют и три главные ступени их языческой религии: 1) непосредственное поклонение природе и стихиям; 2) поклонение божествам, олицетворяющим эти явления; 3) поклонение кумирам, вознесшимся над людьми.
В статье мы раскроем основной пантеон языческих богов. Пантеон славянских божеств представлен в таблице 1.
Внутри славянской мифологии выделились несколько уровней божеств.
Таблица 1
Уровни славянских божеств
Высший. Боги небесной сферы |
Средний. Божества славян, тяготеющих к земле |
Нижний. Нижний мир |
Перун Сварог Хорс Даждьбог Свантовит Стрибог Семаргл |
Макошь Лада Ярило Мать-Сыра Земля Род Жива Мара |
Кощей Вий Хворств Злебог Леший Русалки Домовой |
На высшем уровне располагались боги, наиболее важные для славян, которые участвовали в самых распространённых мифах и сказаниях, такие как: Перун — бог громовержец, покровитель военных дружин; Сварог — бог небесного огня; Хорс — бог солнца и миропорядка;
Даждьбог — бог, дарующий свет, тепло, двигающий небесные тела, он знаменует смену дня и ночи, времена года, лет, столетия, он покровитель славян, которым даровал правду; Свантовит — бог богов, даёт победу в войнах, несёт меч, копья, Знамя; Стрибог — бог воздушных стихий, владыка ветров; Семаргл — символизирует единство пантеона из семи богов (Перуна, Хорса, Стрибога, Даждббога, Семаргла и Макоши).
К среднему уровню могли относиться божества, связанные с хозяйственными циклами и сезонными обрядами. К этому уровню относились и женские божества. Например, Макошь — богиня урожая и удачливой судьбы, покровительница дома. Она прядет нить судьбы; Лада — богиня любви красоты и гармонии; Ярило — бог весеннего плодородия; Мать — Сыра — Земля — богиня земли, порождающая всё сущее в мироздании. Её образ преломляется в образ женщины — матери; Род — бог, олицетворяющий единство людей. Род — единственный Вселенский Бог славян, которого до христианзации Земли чтили все народы, населяющие нашу планету; Мара (Морена) — весной молода, дав прорости семени, умирает, чтобы родиться вновь. Богиня смерти; Жива — богиня жизни и плодородия.
На нижнем уровне находились различные узкоспециализированные существа, менее уподобленные человеку, чем божества высших ступеней. Это Кощей — царь подземного царства, божество окостенения и оцепенения; Вий — божество преисподней, судья мёртвых; Хворств — бог хворей, болезней, старости. Недобрый, т. к. обойден вниманием молодости; Злебог — бог, терзающий грешников. К божествам нижнего мира относятся ещё и домовые, лешие, русалки, водяные, упыри, лесовики и т. д.
Таким образом, у древних славян было множество богов, которые делились на несколько уровней и выполняли функции как покровителей и защитников, так и жестоких карателей человека за грехи и неповиновение.
Славяне представляли мир живых и умерших в виде древа. Священное Мировое Древо славян — Ирий, Вирий или Вырий — разное произношение у разных народов. Это Древо-Рай, где живут Райские Птицы. Мировое Древо соединяет мир Нави — наш мир живых людей и мир Прави — мир, где обитают боги. По стволу Мирового Древа боги спускаются в наш мир, чтобы править людьми. Традиционное изображение мирового древа — это переплетенные ветви и райские птицы — оберег, который гравировали на женских украшениях, вышивали на одежде, скатертях, покрывалах, полотенцах. Это сильный защитный символ. Особенно благоприятен для Женщины — хозяйке дома и матери. Это символ Лада и благополучия дома.
Изучив источники, в которых рассказывается о верованиях древних славян, мы систематизировали знания о многочисленных славянских богах, и представили их в таблице 2.
Таблица 2
Пантеон славянских богов
Божества |
|
Мужские |
Женские |
Род — единственный прародитель богов и творец мира |
|
Перун Сварог Хорс Даждьбог Стрибог Семаргл Велес Ярило Белбог Чернобог |
Мати-Сыра-Земля (высшее женское божество) Макошь Морена Лада |
Следует заметить, что единого славянского пантеона богов, скорее всего, не существовало по причине многочисленности и разбросанности славянских племён.
В результате исследования разных источников о пантеоне богов мы обнаружили следующие варианты. В таблице приведены некоторые из них. (См. таблицу 3).
Таблица 3
Варианты возможных пантеонов славянских богов.
Вариант 1 (деление по временному принципу) |
Вариант 2 (деление по ступеням) |
Вариант 3 (по функциональному принципу) |
Вариант 4 (по функциональному принципу) |
Пантеон старого поколения: Род, Триглав, Свантовит (Белбог), Велес (Чернобог), Макошь |
Высшая ступень: Живица, Земля, Небо (Сварог), Жаждьбог, Перун. Средняя ступень: Чур, Род. Ярило. Низшая ступень: Лешие, Русалки, Домовые |
Старшие боги: Род, Триглав, Стрибог, Свантовит, Велес, Макошь, Сварог Младшие боги: Лада, Ящер, Леля, Ярило, Даждьбог, Перун, Симаргл, Хорс, Мара, Жива Низшие боги: Лешие, Русалки, Домовые, Духи |
Начальствующие боги: Перун, Велес, Сварог, Макошь, Стрибог, Род, Хорс, Ярило Низший уровень: Лешие, Русалки, Домовые, Водяные |
Пантеон представлен только высшими божествами, некоторые боги выполняют двойственную функцию |
Пантеон представлен тремя ступенями. Наблюдается преобладание мужских богов |
Пантеон представлен тремя ступенями, от высших божеств до низшего уровня |
Пантеон представлен всего лишь двумя ступенями |
Таким образом, единства среди пантеона славянских богов не наблюдается, принадлежность к той или иной ступени (уровню) может варьироваться.
Пантеон греческих богов. Древние греки, любившие порядок, сгруппировали большинство из перечисленных богов в то, что они называли пантеон («все боги»), или «двенадцать олимпийских богов». Число 12 у различных народов считалось священным. Возможно, это связано с тем, что данное число можно получить, умножая 3 на 4. При этом 3 символизирует деление мира по вертикали (небо, земля и подземный мир), а 4 означает стороны света. Но, тем не менее, состав пантеона был не очень устойчив. Обычно, это Зевс, Гера, Афина, Аполлон, Артемида, Афродита, Деметра, Гестия, Арес, Гермес, Гефест, Дионис. Итак, Зевс — самый могущественный из олимпийцев, повелитель всех богов; Гера — сестра и законная супруга Зевса, царица богов и Олимпа; Аполлон — сын Зевса и Латоны (Лето), бог света, стреловержец, покровитель предсказаний, искусств, музыки и поэзии, предводитель муз; Афина — первая дочь Зевса и Метиды, богиня-воительница, защитница городов, покровительница наук, земледелия, ремесел; Артемида — дочь Зевса и Латоны (Лето), сестра-близнец Аполлона. Артемида — девственная богиня-охотница, покровительница животных, богиня плодородия, помощница при родах Гермес — сын Зевса и нимфы гор Майи, дочери Атланта. Покровитель стад, торговли, ловкости, обмана и даже воровства; Дионис — сын Зевса и смертной женщины Семелы, бог растительности, вина и виноделия. Празднества в честь Диониса послужили началом театральных представлений; Гефест — сын Зевса и Геры, бог огня, бог-кузнец, с которым никто не может сравниться в искусстве ковать, муж богини любви Афродиты; Арес — бог жестокой и безжалостной войны, сын Геры и Зевса. Атрибуты бога — копье, горящий факел, собака, коршун; Деметра — дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, мать Персефоны, богиня плодородия и земледелия; Гестия — богиня священного огня; Афродита — первоначально богиня плодородия, затем богиня любви. Богиня родилась из морской пены. Ее символы — мирт, роза, мак и яблоко. Посейдон и Аид не включаются в это число, ибо пребывают в собственных владениях.
Древнетюркский пантеон богов. Анализ литературных и мифологических источников позволил сделать вывод о том, что сведения о тюркских божествах немногочисленные. В орхонских рунических памятниках упоминаются чётко лишь три божества — Тенгри, Умай и Ыдук Йер-Суб. Историк И. В. Стеблева предложила расположить древнетюркские божества по «уровням» — высший — Тенгри, затем Умай, третий уровень — Йер-Суб, и, наконец, культ предков. Сегодня много исследователей склоняются к тому, что воззрения ранних тюрков были трихотомическими, то есть делили макрокосм на Нижний, Верхний и Средний миры. В енисейских текстах упомянут Эрклиг-хан: «Нас было четверо, нас разлучил Эрклиг (повелитель подземного мира), о горе!».
Познакомившись с материалом, в котором раскрывался смысл мифов других народов, мы составили таблицу сравнений пантеонов славянских, греческих и тюркских богов. (См. таблицу 4).
Таблица 4
Пантеон славянских, греческих, тюркских богов.
Боги |
Славянский |
Греческий |
Тюркский |
Неба |
Сварог |
Тенгри |
Зевс |
Войны |
Перун |
Сведения отсутствуют |
Арес |
Любви |
Леля |
Умай |
Афродита |
Брака |
Лада |
Гера |
|
Дома |
Макошь |
Сведения отсутствуют |
Гестия |
Очага |
Сведения отсутствуют |
||
Воды |
Ящер |
Йер-Суб |
Посейдон |
Плодородия |
Ярило |
Умай |
Деметра |
Огня |
Даждьбог |
Огонь |
Аполлон |
Смерти |
Вий |
Эрклиг |
Аид |
Таким образом, можно сделать вывод о том, что пантеон славянских и греческих богов более широко представлен. Тюркский пантеон представлен всего тремя божествами и одним божеством Огнем.
Славянская мифология является совокупностью мифических представлений древних славян времени их единства (до конца 1-го тысячелетия н. э.). Славянские мифологические тексты не сохранились, потому что религиозно — мифологическая целостность язычества была разрушена в период христианизации славян в 10 веке.
Отсутствие источников, которые были бы близки к интересующей меня теме, отражали бы факты, очень малочисленны. Древнерусские памятники не были заинтересованы в точности и объективном изучении язычества. Поздние сочинения средневековых авторов основывались на собственной фантазии, старались подогнать славянские мифические представления под греческие или римские образы.
В результате исследования найденных нами источников, опираясь на статью В. В. В. Иванова и В. Н. Топорова «Славянская мифология» об истоках славянской мифологии, мы пришли к выводу, что:
1. Славянская мифология недостаточно разработана.
2. Сведения на эту тему не систематизированы.
3. Религия славян была оригинальной и самобытной, сведения о ней, к сожалению, достаточно противоречивы.
4. Пантеон славянских богов представлен большим количеством действующих лиц, что затрудняет их восприятие.
5. Языческая мифология выражала все основные особенности духовного, этнокультурного, общественного и хозяйственного бытия древних славян.
Литература:
1. Абрамов А. «Сокровища России»: Энциклопедия. — М.: Росмэн, 2001 г.
2. Статья В. В. Иванова и В. Н. Топорова «Славянская мифология»
3. Статья С. Н. Остапова «Языческая мифология славян»
4. М. В. Попович «Мировоззрение древних славян»: Киев, 1985 г.
5. Б. А. Рыбаков «Язычество древней Руси»: М., Наука. 1988 г.
6. М. Семенова. Статья «Мы — славяне»
7. Ю. Медведев, Е. Глушков –«Энциклопедия славянской мифологии»
8. А. С. Фаминицын «Божества древних славян»: С. — П.,1995 г.