Музыка — самое дивное создание человека, его вечная загадка. Никто так близко, как музыкант, не соприкоснулся с подсознанием человеческим, — той самой неотгаданной материей и вечной тайной, что живет в нас, тревожит и волнует.
Идея синтеза искусств оказалась чрезвычайно востребованной в литературной и художественной жизни начала XX столетия. Особенно ощутимо в то время стало влияние музыки, которая многими полагалась высшей формой творчества. Так, музыка является одной из важнейших составляющих художественного мира Михаила Афанасьевича Булгакова. Значит, предметом исследования станет «музыкальность» повести М. Булгакова «Собачье сердце».
Актуальность данной работы вызвана неослабевающим интересом к исследованию творчества «возвращённого» писателя-классика Булгакова. Рассмотрение его произведений на стыке литературы и музыки позволяет приблизиться к творческому методу писателя. Кроме того, я учусь в 5 классе музыкальной школы по классу «Фортепиано» и люблю всё, что связано с музыкой. Интересно, для чего писателю понадобилось вводить так много музыкальных фрагментов в своё произведение?
Целью нашей работы является изучение функционирования музыкального начала в художественном мире М. Булгакова на примере сатирической повести «Собачье сердце».
В соответствии с намеченной целью нами ставятся следующие задачи:
- проанализировать музыкальные реминисценции в структуре булгаковской повести «Собачье сердце» и определить их роль;
- провести опрос среди учащихся 5–11 классов и обработать результаты;
- разучить и исполнить на фортепиано тему из романса П. И. Чайковского «Дон Жуан»;
- опубликовать материалы исследования.
В работе мы опираемся на выводы известных булгаковедов, работающих над изучением творчества писателя (работы М. О. Чудаковой, Б. Гаспарова, Т. Рыжковой, В. Сахарова и других). Научная новизна нашей работы заключается в том, что в ней впервые литературный анализ повести М. Булгакова «Собачье сердце» представлен в его непрерывной связи с музыкой.
Научно-практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что его основные результаты могут быть задействованы на уроках и внеклассных мероприятиях, посвященных творчеству М. Булгакова.
Итак, несколько слов об авторе повести. Детство Михаила Афанасьевича Булгакова прошло в атмосфере любви, где главными были музыка, книги, природа, друзья, свет и покой. Удивительно, но в этой семье все без исключения любили музыку. Любимыми музыкальными произведениями будущего писателя были произведения Ф.Шопена и Дж. Верди [36, с. 46].
Если вы хотите приблизиться к постижению позиции Булгакова в повести «Собачье сердце», предлагаю вам сейчас вместе со мной осмыслить роль музыкальных деталей в этом произведении. В «Собачьем сердце» обнаруживается соседство разных музыкальных пластов [6, с. 187]. Это и высокая классическая музыка: оперный музыкальный фон является основным в повести. Чаще всего звучит «Аида» Джузеппе Верди — любимая опера Булгакова, которую он знал наизусть и мог петь с любого места. Камерная вокальная музыка представлена серенадой П. И. Чайковского на стихи А. К. Толстого из драматической поэмы «Дон Жуан» — «От Севильи до Гренады…», которую постоянно распевает Преображенский.
Это и музыка народная — и не просто народная, а бытовая, затасканная, утратившая первоначальную свежесть и чистоту, а вместе с ними и силу эмоционального воздействия на душу человека («Светит месяц», «Яблочко»). Музыкальный мир Шарикова наполнен этими мелодиями.
Анализ повести убеждает в том, что высокая музыка вводится в текст как некий идеал автора. Введенные же в текст бытовые музыкальные темы обнажают примитивные, вульгарные начала современной автору жизни. Благодаря такому соседству вскрывается отсутствие нормы и гармонии в жизни, рождается комическое несоответствие.
Во времена Булгакова упоминания строчки «От Севильи до Гренады» было достаточно, чтобы в сознании ожило все музыкальное произведение. Наши современники, к сожалению, уже не обладают подобным музыкальным опытом. Для того чтобы исправить это недоразумение, я разучила и исполнила на фортепиано тему из романса П. И. Чайковского «Дон Жуан». В моих планах: разучить все музыкальные фрагменты, относящиеся к классике, которые встречаются в повести, и сделать аудиозаписи, для того чтобы читатели имели возможность открыть для себя уникальный музыкальный мир этого произведения.
Кроме того, мы провели опрос среди 62 учащихся 7–11 классов в возрасте 12–18 лет. Следует отметить, что результаты опроса стали для нас несколько неожиданными и порадовали, вселили надежду на возрождение духовной культуры России, что была утрачена в Советское и перестроечное время.
На вопрос «Как вы относитесь к музыке?» 96 % учащихся ответили положительно. Вопрос «Какие жанры музыки вы предпочитаете слушать?» дал самые разнообразные ответы, примечателен тот факт, что 15 % подростков слушают классическую музыку. Много ответов мы получили на вопрос о музыкальных кумирах. Отрадно, что 53 % учащихся среди кумиров назвали нетленного классика-композитора Бетховена. Конечно, немалый процент и тех, кто предпочитает слушать современную безыскусную, лишённую духовности музыку, такую как композиции Е. Крида. На вопрос «Как вы относитесь к классической музыке?» большинство дали положительный ответ. Подростки, слушая музыку, испытывают чувство счастья, радости, умиротворённости, спокойствия и др. Подростки даже попытались сформулировать: какую роль в их жизни играет музыка. Ответы были следующие: помогает успокоиться, пережить тяжёлые моменты в жизни, остаться наедине с собой.
На мой взгляд, музыка возвращает человеку все лучшее, что есть в нем и пребудет на земле. «Музыка — это самое верное, святое и неизменное, что осталось с человеком и не дает ему окончательно одичать», — отмечал Виктор Петрович Астафьев. Он имел в виду настоящую музыку, а не то бесовство, не ту оглушающую вакханалию, которая закружила человека в бездумной дикой пляске, ввергла его в какое-то инстинктивное подражание воющему и ревущему зверю, которому пришла пора напомнить, откуда мы взялись, и чей образ и подобие утратили.
Литература:
1. Азначеева Е. Н. Музыкальные принципы организации литературно-художественного текста [текст] — Пермь: Издательство Пермского университета, 1994.-82 с.
2. Бахтин М. М. Человек в мире слова [текст] — М.: Издательство Российского открытого университета, 1995. — 140 с.
3. Белозерская-Булгакова Л. Е. Воспоминания [текст] — М.: Художественная литература, 1989. — 223 с.
4. Булгаков М. А. Собачье сердце [текст] — М.: «Лениздат». 1989. 137 с.
5. Бэлза И. Ф. Партитуры М. Булгакова [текст] // Вопросы литературы. 1991, № 5.-с. 55–83.
6. Рыжкова Т. В. Путь к Булгакову. Книга для учителя [текст] — СПб., Глагол, 2000. 259 с.
7. Соколов Б. В. Энциклопедия Булгаковская. [текст] — М.: «Миф». — 2000. 436 с.