Особенности невербального интеллекта у старшеклассников (юношей и девушек) | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №6 (20) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 05.12.2018

Статья просмотрена: 2731 раз

Библиографическое описание:

Коновалова, С. Р. Особенности невербального интеллекта у старшеклассников (юношей и девушек) / С. Р. Коновалова, С. А. Петрова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2018. — № 6 (20). — С. 45-47. — URL: https://moluch.ru/young/archive/20/1326/ (дата обращения: 19.12.2024).



 

Процессы, происходящие в современном мире, провоцируют многие изменения в современном обществе. Интерес к исследованию особенностей невербального интеллекта у юношей и девушек обуславливается многими важными причинами, в частности, проблемами различных отраслей психологии: общей и возрастной психологии, гендерной психологии и психологии одаренности.

Во-первых, несмотря на устоявшиеся определения категории интеллекта в психологии точку в его изучении как психологического феномена ставить рано. Нет единства в мнениях ученых по аспектам его содержания, структуры и сфер реализации.

Во-вторых, в последние годы повышается интерес общества и государства к теме одаренных детей. Вопросы их выявления, создания условий для наибольшей реализации их способностей, определение наиболее важных составляющих в модели одаренности являются центральными в теории и практике психологии одаренности. Интеллект как первый компонент модели подвергается вниманию педагогов и психологов и объективной диагностике.

В-третьих, расширение диапазона социальных ролей женщин, успешность ее деятельности в разных сферах, приобретение многих не свойственных ей личностных качеств привели к интенсивному развитию еще одной отрасли психологии — гендерной. И проблема общего и различий юношей и девушек в науке также ждет своего разрешения.

Плюс к сказанному, имеется мой личный искренний интерес: я учусь в Центре одаренных детей, и названные мной вопросы могут быть наблюдаемы и исследованы мною на практике. Выборку исследования составили 79 учащихся (юношей и девушек) 9 -10 классов ГБНОУ СО “Самарский региональный центр для одаренных детей”. Из них 40 девочек и 39 мальчиков. Гипотеза заключалась в предположение о том, что невербальный интеллект по уровню и структуре у юношей и девушек может различаться.

На протяжении долгого времени, одаренность отождествлялась лишь с интеллектуальными способностями. Но интеллект не представляет собой чего-то изолированного в человеке. [3]. Интеллект представляет собой совокупность человеческих способностей, благодаря которым человек может разумно мыслить, обрабатывать информацию, усваивать различные знания и применять их в практической области.

Современные психологи определяют интеллект как относительно устойчивую структуру умственных способностей человека, способность решать различные задачи и эффективно адаптироваться в обществе. [2].

В соответствии с задачами определенного типа выделяют различные виды интеллекта, каждый из которых, обычно, и является способностью решать эти самые задачи: невербальный интеллект, вербальный интеллект, социальный интеллект. Зачастую у индивида разные виды интеллекта развиваются асинхронно. Например, одаренные дети с математическими способностями зачастую обладают неразвитым социальным интеллектом.

Вербальный интеллект — это способность управлять словесной информацией. Благодаря вербальному интеллекту человек анализирует полученную информацию, а также воспроизводить ее в виде речевых сигналов. Если у человека хорошо развито вербальное мышление, то ему будет легче овладевать языковыми средствами. Людям с хорошо развитым вербальным мышлением легко даются гуманитарные науки.

Невербальный интеллект — это интеллект, который проявляется в решении задач, которые требуют минимальное использования вербального интеллекта.

Меня, как учащуюся Центра одаренных детей, интересует тот вид интеллекта, который обеспечивает успешность в области математики, физики, информационных технологий, робототехники. Это невербальный интеллект, который связан с зрительно- пространственным восприятием и мышлением.

Для своего исследования я использовала методику: тест «Прогрессивные матрицы» Джона Равена. Методика предназначена для изучения структуры и процессов мышления. Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью, и предлагается добавить недостающую.

Кроме того, в фокусе внимания вопрос: есть ли различия в уровне и структуре интеллекта у девушек и юношей 15–16 лет. Спецификой гендерных различий занимались С.Бем, Е.Маккоби, из отечественных психологов — И. С. Кон, Е. П. Ильин, Т. В. Бендас и др. Многие ученые до середины двадцатого века считали, что у женщин лучше развиты вербальные способности, а у мужчин — невербальные, техническое и пространственное мышление. Именно поэтому сферы деятельности у мужчин и женщин разные. Однако в настоящее время все профессии в равной мере доступны и юношам, и девушкам. И мне думается, что этот вопрос нуждается в уточнении.

Бендас Т. В. анализирует проведенные в этой области исследования и считает, что «большинство результатов говорят об отсутствии половых различий. Почти нет противоречивых данных, а там, где они есть, эти данные касаются различных возрастных периодов. Э. Маккоби и К. Жаклин отмечают, что превосходство мальчиков появляется лишь на определенном возрастном этапе (в подростковом периоде), а затем остается практически неизменным.

Бендас Т. В. также считает, «что не существует абсолютного превосходства мальчиков. Оно появляется как результат определенных специфических факторов. По всей видимости, поначалу девочки обладают достаточным «запасом» в восприятии пространства и решении соответствующих задач, что позволяет им не уступать мальчикам или даже превосходить их (особенно в решении простых задач, связанных с запоминанием геометрических форм). Затем, в подростковом периоде, мальчики обгоняют девочек в зрительно-пространственном развитии. Позже, в пожилом возрасте (после 60 лет), женщины снова догоняют мужчин и сравниваются с ними» [1, с.142].

Ряд ученых полагает, что пространственные способности передаются по наследству и генетический механизм этой функции сцеплен с полом. Данные в пользу этой гипотезы и против нее противоречивы. [1, с150].

Итак, мы посчитали средний балл общего показателя невербального интеллекта по группе девочек и мальчиков, а также средние показатели выполнения отдельных серий, что и представили в таблице и на гистограмме.

 

Средние показатели выполнения серий теста Равена

 

IQ

серия A

серия B

серия C

серия D

серия E

девочки

113,1

11,8

11,1

10,1

10,3

7,1

мальчики

116,4

11,9

11,8

10,4

10,3

7,7

 

Гистограмма показателей интеллекта у девочек и мальчиков*

*Паттерны (рисунки) профилей у девушек и юношей практически идентичны.

 

Значения аналогичны. Больших различий в показателях нет. Обе выборки уравнены. Юноши и девушки учатся на хорошо и отлично. В специализированных классах. Отличия только по полу. Поэтому посторонние факторы влияния исключены. Общий средний показатель по выборкам выше 110 баллов, что можно квалифицировать как незаурядный интеллект. Тем не менее, мы видим и в общем показателе интеллекта, и показателях отдельных серий, что значения у юношей чуть выше, чем у девушек: либо на три балла (см. общий показатель), либо на несколько десятых балла. Таким образом, тенденция к более высоким показателям у юношей слабая, но имеется.

Достоверность этих различий мы проверили при помощи методов математической статистики, а именно U-критерия Манна-Уитни. В результате статистического анализа различия подтверждены только относительно серии В, что означает, что мыслительная операция нахождения аналогий у юношей действительно развита лучше, чем у девушек. Других различий нет. В заключении:

‒                    Структура интеллекта у девушек и юношей 15–16 лет одинакова.

‒                    Общий уровень интеллекта у девушек и юношей 15–16 лет одинаков при тенденции к более высокому у юношей.

‒                    Выполнение интеллектуальных операций у юношей и девушек аналогично, кроме операции «нахождение аналогий», которую юноши выполняют лучше.

Таким образом, полученные результаты опровергают гендерные положения относительно структуры и уровня интеллекта у юношей и девушек.

 

Литература:

 

  1.                Бендас Т. В. — Гендерная психология: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. — 431 с.
  2.                http://www.psychologies.ru/glossary/09/intellekt/
  3.                http://www.psi.lib.ru/statyi/sbornik/intfso.htm
Основные термины (генерируются автоматически): невербальный интеллект, девушка, юноша, вербальный интеллект, способность, общий показатель, подростковый период, Структура интеллекта, вид интеллекта, девочка.


Похожие статьи

Особенности прогностической деятельности умственно отсталых младших школьников

Возрастно-половые особенности вариабельности сердечного ритма у младших школьников

Особенности межличностного общения среди подростков

Особенности творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Влияние физических упражнений на умственную деятельность старшеклассников

Особенности аддиктивного поведения у детей младшего школьного возраста

Особенности формирования пространственных представлений у слабослышащих детей

Взаимосвязь тревожности и психосоматических заболеваний у детей младшего школьного возраста

Особенности развития коммуникативных навыков у младших школьников с умственной отсталостью

Особенности социального интеллекта подростков, учащихся в общеобразовательной школе

Похожие статьи

Особенности прогностической деятельности умственно отсталых младших школьников

Возрастно-половые особенности вариабельности сердечного ритма у младших школьников

Особенности межличностного общения среди подростков

Особенности творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Влияние физических упражнений на умственную деятельность старшеклассников

Особенности аддиктивного поведения у детей младшего школьного возраста

Особенности формирования пространственных представлений у слабослышащих детей

Взаимосвязь тревожности и психосоматических заболеваний у детей младшего школьного возраста

Особенности развития коммуникативных навыков у младших школьников с умственной отсталостью

Особенности социального интеллекта подростков, учащихся в общеобразовательной школе

Задать вопрос