Арсений Тарковский — талантливый поэт двадцатого века, отец известного кинорежиссёра Андрея Тарковского.
С детства воспитанный на классической литературе, в совершенстве владевший несколькими языками, он считал, что поэзия может преобразить человека: сделать его светлее, чище, благороднее. Своё творчество Арсений Тарковский неразрывно связывал с Россией, которую бесконечно любил:
Я ветвь меньшая от ствола России,
Я плоть её…
Стихи поэта наполнены красками и звуками:
Я учился траве, раскрывая тетрадь,
И трава начинала как флейта звучать,
Я ловил соответствие звука и цвета…
(«Я учился траве…»)
Очень интересно сочетание цвета и звука в стихотворении А. Тарковского «Первая гроза».
Оно написано в 1967 году, когда поэту было 60 лет.
Стихотворение начинается с эпитетов «лиловая» в Крыму и «белая» в Париже, которые, словно красками, рисуют приход весны. Начинает строку прилагательное «лиловая» — это цвет фиалки или тёмных соцветий сирени. Читатель представляет богатую природу Крыма и роскошный, утопающий в белых цветах, Париж. Но для лирического героя ощущение весны как радости бытия и пробуждения дорого только в России, в Москве:
Лиловая в Крыму и белая в Париже,
В Москве моя весна родней и сердцу ближе…
Удивительно сравнение, которое здесь же использует автор: «как девочка в слезах». Девичья скромность и непосредственность созвучны весне как символу новой жизни. А слёзы читатель может воспринимать как капли дождя, сопровождающего первую грозу. Ведь в такой прекрасный день нельзя плакать:
Но там, где туфелькой скользнула изумрудной,
Беречься ни к чему и плакать безрассудно.
Как будто акварелью Тарковский рисует картину тихой московской улицы, наполненной лужами с отражающимися в них плывущими по небу облаками, бегущую домой девочку.
По лужам облака проходят косяком,
Павлиньи радуги плывут под каблуком,
И девочка бежит по гребню светотени.
Предложение, данное автором в скобках, поражает — «(А это жизнь моя)». Коротко и ёмко светотень сравнивается с жизнью лирического героя, а может быть, каждого из нас: то свет, то тень; то взлёт, то падение; то поражение, то победа…
Просторечные слова «авоськой», «машучи» вносят в текст элемент простоты, ощущения детского беспричинного счастья и тихой радости, когда можно бежать «по лестнице винтом», оставляя «город весь внизу», принося в дом с открывшейся дверью раскаты грома. Это радостные звуки, вещающие начало пробуждения, юности, непокоя… Эти раскаты первого весеннего грома напоминают стихотворения Ф. И. Тютчева и А. А. Фета и провозглашают, что жизнь прекрасна.
Звук грома соседствует в стихотворении с ощущением весны, тепла, расцветающей природы. Именно поэтому в финале стихотворения Арсений Тарковский использует зелёный цвет, окрашивая строки зеленью первой травы и ещё не распустившихся городских цветов:
И девочка бежит по гребню светотени
(А это жизнь моя) в зелёном по колени,
Авоськой машучи, по лестнице винтом,
И город весь внизу, и гром — за нею в дом…
Итак, мы видим, что цветовая гамма и звуки, которые слышны в стихотворении, находятся в прямой зависимости от центральных художественных образов и друг друга. Читатель видит полотно мастера, художника, слышит музыку строк стихов Арсения Тарковского.
Литература:
- Тарковский А. А. Избранное: Стихотворения; Поэмы; Переводы. 1929–1979. Вступительная статья С. Чупринина. — М.: Худож. лит., 1982. — 736 с.
- Тарковский А. А. Стихотворения и поэмы. — М.: Профиздат, 2000. — 384 с.