«Лиловая в Крыму и белая в Париже» (сочетание цвета и звука в стихотворении А. Тарковского «Первая гроза») | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Русский язык

Опубликовано в Юный учёный №6 (20) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 03.12.2018

Статья просмотрена: 243 раза

Библиографическое описание:

Дымникова, Е. И. «Лиловая в Крыму и белая в Париже» (сочетание цвета и звука в стихотворении А. Тарковского «Первая гроза») / Е. И. Дымникова, С. В. Гулевская. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2018. — № 6 (20). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/young/archive/20/1328/ (дата обращения: 19.12.2024).



 

Арсений Тарковский — талантливый поэт двадцатого века, отец известного кинорежиссёра Андрея Тарковского.

 

С детства воспитанный на классической литературе, в совершенстве владевший несколькими языками, он считал, что поэзия может преобразить человека: сделать его светлее, чище, благороднее. Своё творчество Арсений Тарковский неразрывно связывал с Россией, которую бесконечно любил:

Я ветвь меньшая от ствола России,

Я плоть её…

Стихи поэта наполнены красками и звуками:

Я учился траве, раскрывая тетрадь,

И трава начинала как флейта звучать,

Я ловил соответствие звука и цвета

(«Я учился траве…»)

Очень интересно сочетание цвета и звука в стихотворении А. Тарковского «Первая гроза».

Оно написано в 1967 году, когда поэту было 60 лет.

 

Стихотворение начинается с эпитетов «лиловая» в Крыму и «белая» в Париже, которые, словно красками, рисуют приход весны. Начинает строку прилагательное «лиловая» — это цвет фиалки или тёмных соцветий сирени. Читатель представляет богатую природу Крыма и роскошный, утопающий в белых цветах, Париж. Но для лирического героя ощущение весны как радости бытия и пробуждения дорого только в России, в Москве:

Лиловая в Крыму и белая в Париже,

В Москве моя весна родней и сердцу ближе…

Удивительно сравнение, которое здесь же использует автор: «как девочка в слезах». Девичья скромность и непосредственность созвучны весне как символу новой жизни. А слёзы читатель может воспринимать как капли дождя, сопровождающего первую грозу. Ведь в такой прекрасный день нельзя плакать:

Но там, где туфелькой скользнула изумрудной,

Беречься ни к чему и плакать безрассудно.

Как будто акварелью Тарковский рисует картину тихой московской улицы, наполненной лужами с отражающимися в них плывущими по небу облаками, бегущую домой девочку.

По лужам облака проходят косяком,

Павлиньи радуги плывут под каблуком,

И девочка бежит по гребню светотени.

 

Предложение, данное автором в скобках, поражает — «(А это жизнь моя)». Коротко и ёмко светотень сравнивается с жизнью лирического героя, а может быть, каждого из нас: то свет, то тень; то взлёт, то падение; то поражение, то победа…

Просторечные слова «авоськой», «машучи» вносят в текст элемент простоты, ощущения детского беспричинного счастья и тихой радости, когда можно бежать «по лестнице винтом», оставляя «город весь внизу», принося в дом с открывшейся дверью раскаты грома. Это радостные звуки, вещающие начало пробуждения, юности, непокоя… Эти раскаты первого весеннего грома напоминают стихотворения Ф. И. Тютчева и А. А. Фета и провозглашают, что жизнь прекрасна.

Звук грома соседствует в стихотворении с ощущением весны, тепла, расцветающей природы. Именно поэтому в финале стихотворения Арсений Тарковский использует зелёный цвет, окрашивая строки зеленью первой травы и ещё не распустившихся городских цветов:

И девочка бежит по гребню светотени

(А это жизнь моя) в зелёном по колени,

Авоськой машучи, по лестнице винтом,

И город весь внизу, и гром — за нею в дом…

Итак, мы видим, что цветовая гамма и звуки, которые слышны в стихотворении, находятся в прямой зависимости от центральных художественных образов и друг друга. Читатель видит полотно мастера, художника, слышит музыку строк стихов Арсения Тарковского.

 

Литература:

 

  1.      Тарковский А. А. Избранное: Стихотворения; Поэмы; Переводы. 1929–1979. Вступительная статья С. Чупринина. — М.: Худож. лит., 1982. — 736 с.
  2.      Тарковский А. А. Стихотворения и поэмы. — М.: Профиздат, 2000. — 384 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Париж, лирический герой, Крым, Москва, Россия, гребень светотени, ощущение весны, жизнь, стихотворение.


Похожие статьи

Образ Петербурга в стихотворении К. Аксакова «Петру» и стихотворениях А. Ахматовой «Высокомерьем дух твой помрачен…» и «Когда в тоске самоубийства…»

Мотивы «Цветов Зла» Шарля Бодлера в стихотворении Николая Гумилёва «Ветла чернела на вершине…» (по следам автографа Анны Ахматовой)

От прошлого к настоящему: психологизм Волкова в рассказе В. Г. Распутина «В общем вагоне»

Метафизическая сущность «авось», «небось» и «как-нибудь» как средство выражения ментальности русского народа (на материале сказки С. Кржижановского «Когда рак свистнет»)

Идейно-художественное своеобразие рассказов Елены Васильевны Габовой и и Людмилы Евгеньевны Улицкой: сходства и различия (на материале рассказов «Не пускайте рыжую на озеро» и «Бумажная победа»)

Таежные мотивы в произведениях литературного направления «поиск корней» эвенкийского писателя КНР Ужээрту (на примере рассказов «Янтарный костер», «Семирогий олень», «Судьба охотника»)

Окказиональные сравнения в прозе О. Славниковой (на материале рассказа «Любовь в седьмом вагоне»)

Эпистолярный жанр и его трансформация в русской литературе Мордовии (на примере романа Ф.М. Достоевского "Бедные люди" и повествования в письмах В. Юрченкова «Мгновения Любви»)

«Семья — это слово родное!» (Сценарий встречи с родителями в семейном клубе)

Финансовые решения персонажей двух рассказов Михаила Зощенко «Рассказ про одного спекулянта» и «Трагикомический рассказ о человеке, который выиграл деньги»

Похожие статьи

Образ Петербурга в стихотворении К. Аксакова «Петру» и стихотворениях А. Ахматовой «Высокомерьем дух твой помрачен…» и «Когда в тоске самоубийства…»

Мотивы «Цветов Зла» Шарля Бодлера в стихотворении Николая Гумилёва «Ветла чернела на вершине…» (по следам автографа Анны Ахматовой)

От прошлого к настоящему: психологизм Волкова в рассказе В. Г. Распутина «В общем вагоне»

Метафизическая сущность «авось», «небось» и «как-нибудь» как средство выражения ментальности русского народа (на материале сказки С. Кржижановского «Когда рак свистнет»)

Идейно-художественное своеобразие рассказов Елены Васильевны Габовой и и Людмилы Евгеньевны Улицкой: сходства и различия (на материале рассказов «Не пускайте рыжую на озеро» и «Бумажная победа»)

Таежные мотивы в произведениях литературного направления «поиск корней» эвенкийского писателя КНР Ужээрту (на примере рассказов «Янтарный костер», «Семирогий олень», «Судьба охотника»)

Окказиональные сравнения в прозе О. Славниковой (на материале рассказа «Любовь в седьмом вагоне»)

Эпистолярный жанр и его трансформация в русской литературе Мордовии (на примере романа Ф.М. Достоевского "Бедные люди" и повествования в письмах В. Юрченкова «Мгновения Любви»)

«Семья — это слово родное!» (Сценарий встречи с родителями в семейном клубе)

Финансовые решения персонажей двух рассказов Михаила Зощенко «Рассказ про одного спекулянта» и «Трагикомический рассказ о человеке, который выиграл деньги»

Задать вопрос