О звучании и роли клавишных гуслей в составе оркестра русских народных инструментов | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Великие имена

Опубликовано в Юный учёный №2 (22) февраль 2019 г.

Дата публикации: 02.02.2019

Статья просмотрена: 1818 раз

Библиографическое описание:

Журилов, А. Ю. О звучании и роли клавишных гуслей в составе оркестра русских народных инструментов / А. Ю. Журилов, Д. А. Савичев, Р. М. Денисов. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 2 (22). — С. 73-76. — URL: https://moluch.ru/young/archive/22/1378/ (дата обращения: 16.11.2024).



 

В статье рассказывается о звучании и роли клавишных гуслей в составе оркестра русских народных инструментов. Гусли — один из наиболее старинных и самых красивых по звучанию русских народных инструментов, известный ещё с VI века. Название «гусли» происходит от старославянского «гусла» — струна. Поэтому этот многострунный музыкальный инструмент получил название «гусли».

Ключевые слова: клавишные гусли, русский оркестр, ОРНИ им. В. М. Махова, НАОРНИ им. Н. Осипова.

 

После посещения детского абонемента в Астраханской государственной филармонии на концерте Оркестра русских народных инструментов им. В. М. Махова, мне захотелось узнать, как можно больше об этом замечательном коллективе, а также об инструментах оркестра [1].

Считаю, что проект является актуальным, так как мы должны ценить и любить русскую национальную музыку, возрождать её традиции и культуру.

Совместно с научным руководителем была сформулирована следующая цель проекта: роль и особенность звучания клавишных гуслей в составе оркестра русских народных инструментов.

Задачи работы над проектом: изучить особенности клавишных гуслей; изучить особенности звучания инструмента в составе оркестра. узнать об выдающихся исполнителей на клавишных гуслях;

Раньше мне всегда казалось, что гусли бывают маленькие и на них очень просто играть, но моя гипотеза, оказалась не состоятельной. На самом деле гусли бывают различных видов. Различают гусли звончатые, гусли щипковые и гусли клавишные. До моего проекта, нам часто приходилось видеть на различных иллюстрациях в книжках гусли звончатые. Так, например, при иллюстрации сказок А. С. Пушкина и других русских писателей. Обычно в них сказитель Баян изображён именно с гуслями звончатыми. Такие гусли не так часто встречаются в составах оркестра русских народных инструментов. Порой таких исполнителей единицы, и есть они только в очень больших оркестрах как, к примеру, НАОРНИ им. Николая Осипова.

Гусли клавишные имеют совсем иное строение и во многом отличаются от звончатых:

во-первых, они по размерам с кухонный стол, таким образом гораздо больше гуслей звончатых почти в 4–5 раз [1].

во-вторых, в основании клавишных гуслей, заложена чугунная рама. Можно представить себе, какой будет вес у такого инструмента. Если звончатые гусли можно с лёгкостью нести одному человеку, то вот чтобы выставить на сцену клавишные гусли, нужно как минимум два человека.

в-третьих, основное отличие — это всё же большое количество струн и наличие «механики», её создателем считается Н. П. Фомин, ещё в 1905 году. Принцип её работы заключается в том, исполнитель зажимает клавишами необходимый аккорд, демпферы открывают нужные нам струны и исполнитель, проводя по струнам, получает необходимый ему звук (Рис. 1.).

Рис. 1. Гусли клавишные, вид сбоку и вид сверху

 

Как правило, когда находишься на концерте, то не сразу становиться понятным как же «работает» это инструмент, потому что не всегда из зрительного зала видно струны, как например у арфы в симфоническом оркестре. Однако, обращая внимание на исполнителя на гуслях можно заметить, от того, с какой силой он проводить по струнам и с каким темпераментом зависит и звук от инструмента. Лёгкое скольжение медиатора, создаёт более спокойный и мелодический развёрнутый аккорд, словно волны плещутся на берегу моря во время штиля. Стоит же исполнителю, играть более жёстко, то и звук меняется он становится более звонким, аккорд звучит строго, словно удар плетью.

В ходе работы над проектом, у меня возник вопрос, может ли этот инструмент быть громче всех в оркестре? Какие у него преимущества перед другим: размер, количество струн (61), диапазон. Но, дирижёр с которым, мне пришлось пообщаться поправил меня и внёс коррективы в мой в мой вопрос. Как гусли могут помочь, а могут и испортить звучание? Действительно, судить о громкости инструмента, сложно, потому как Баяны, мощение по звучанию гуслей, но треугольник, может звучать громче чем клавишные гусли и это факт, но помочь гусли могут в том, случае, когда оркестру необходимо набрать мощь звучания. Ведь именно от струнников начинается crescendo (усиление громкости), как только домры и балалайки уже не могут выдать больше звука, чем заложен в их природа инструмента, в помощь им приходит исполнитель на клавишных гуслях, где ему необходимо задействовать весь диапазон инструмента. Таким образом, мощное глиссандо усиливает роль струнных инструментов почти что в двое по звуку, и уже когда мощь струнных инструментов на пределе свою силу звука показывают баяны.

Но как же можно всё испортить? Всё просто, так как гусли находятся в центре, и звук от них достаточно быстро попадает в зал, а значит «спрятаться» не получится. То стоит исполнителю ошибиться в нажатие аккорда, то это сразу же вызовет диссонанс в звучании. Поэтому исполнителю на гуслях приходится очень ответственно подходить к изучению своей партии в оркестре. Больше значение играет качество медиатора, которые играют на гуслях. Обычно он делается из кожаного ремня. Пластиковый медиатор не используется.

Если зайти в нотный магазин, то ноты для гитары или фортепьяно можно найти легко, а вот для гуслей найти не так-то уж и просто. Ещё сложнее найти качественный учебник, по которому можно было бы научиться. Один из лучших учебников, это учебник Веры Николаевны Городовской «Школа игры на клавишных и щипковых гуслях».

Вера Николаевна, внесла неоценимый вклад в развитие оркестра русских народных инструментов, ведь именно в её аранжировках, она как исполнительница на клавишных гуслях смогла показать всю красоту звучания этого замечательного инструмента (Рис. 2).

В её сочинениях и обработках для оркестра: «Выйду на улицу», «Камушка», «Кубанская рапсодия», «Москва моя», «Молодёжная увертюра», «Памяти Есенина», «На улице дождик», «Не слышно шума городского», «Русская тройка», «Плескач», «Русская зима», «Русский вальс», «Ромалеска», «Степь да степь кругом», увертюры на астраханские и тамбовские темы, фантазии на темы песен Л. А. Руслановой, Т. Хренникова, «Хоровод», «Частушки», «Черемшина», незабываемая палитра русской души.

Рис. 2. Вера Николаевна Городовская

 

Рис. 3. Национальный академический оркестр русских народных инструментов им. Н. П. Осипова

 

Дуэт гуслей — один из самых оригинальных ансамблей в составе Национального академического оркестра народных инструментов России им. Н. П. Осипова (Рис. 3.). Идея соединения в дуэте оркестровых разновидностей гуслей — щипковых и клавишных — принадлежит В. Н. Городовской и О. П. Никитиной. Именно ими был создан и первый репертуар для дуэта гуслей: от переложения произведений классической музыки до обработок русских народных песен и авторских сочинений Веры Городовской. Более 20 лет солистки Национального академического оркестра народных инструментов России им. Н. П. Осипова Майя Воронец и Алла Догадова продолжают развитие исполнительского мастерства на гуслях [2].

В Астрахани, Оркестр русских народных инструментов образован в 1990 году. Его основателем стал заслуженный деятель искусств Башкирии, профессор Евгений Тейтельман. Он первое время совместно с заслуженным деятелем искусств России, профессором Астраханской государственной консерватории Вячеславом Маховым готовил и дирижировал концертными программами (Рис. 4.). В 1992 году коллектив вошёл состав Астраханской государственной филармонии. Благодаря таланту, великолепного дирижёра Вячеслава Михайловича коллектив завоевал свою славу у Астраханцев, а также за пределами родного города в гастрольных турах. За клавишными гуслями в Астраханском оркестре со дня его основания работала замечательный музыкант Алёшина Надежда Михайловна (Рис. 5). Сейчас она руководит оркестром русских народных инструментов в Астраханском музыкальном колледже им. М. П. Мусоргского [3].

Рис. 4. Дирижёр Вячеслав Михайлович Махов

 

Рис. 5. Алёшина Надежда Михайловна, за гуслями (слева) и в качестве дирижёра ОРНИ им. В. М. Махова (справа)

 

В 2008 году Астраханскому оркестру русских народных инструментов было присвоено имя Вячеслава Махова. Стоит отметить, что сам Вячеслав Михайлович всегда с большим уважением относился к этому инструменту. Возможно именно поэтому, нынешнем дирижёром оркестра является ученица Надежды Михайловны Алёшиной и Вячеслав Михайловича Махова, Елена Витальевна Серединцева, которая долгое время играла в оркестре на клавишных гуслях (Рис. 6.).

Рис.6. Оркестр русских народных инструментов им. В. М. Махова Астраханской государственной филармонии дирижёр Е. В. Серединцева

 

Может ли оркестр играть без гуслей? Может, бывают произведения, где для гуслей не нашлась и строчка, но бывает так, что порой без этого инструмента особенно при исполнении современной музыки для народного оркестра просто не обойтись. Есть и уникальные произведения, которые посвященные именно этому музыкальному инструменту: П. А. Барчунов «Концерт для клавишных гуслей с ОРНИ»

Анализ цены и производства клавишных гуслей показал, что начальная цена от 150 000 тысячи рублей, а это значит, что инструмент один из самых дорогих в оркестре русских народных инструментов [4].

В заключении, хочется отметить, что в нашей стране необходимо возрождать и беречь национальную культуру. Имея такие уникальные возможности, нашему государству просто необходимо выделять средства не по остаточному принципу на культуру, а по первостепенной важности. Музыка, как вечное искусство, способно сохранить и исцелить душу России от любой напасти. Ведь В. В. Андреев соединив «фрак с балалайкой», и выступив на Всемирной выставке в Париже, доказал, что в России есть свой уникальный колорит, души русской. Нам же необходимо сохранить его детище и дать возможность жить оркестру русских народных инструментов, а для этого нам зрителям нужно чаще ходить на концерты классической музыки.

 

Литература:

 

  1.                М. И. Имханицкого «Становление струнно-щипковых народных инструментов в России». — М.: РАМ им. Гнесиных, 2008, 368 с.
  2.                НАОНИР им. Н. П. Осипова. Статья об исполнителях и истории инструмента гусли. Электронный режим доступа: http://www.ossipovorchestra.ru/orchestra/members/7
  3.                Сайт Асраханский музыкальный колледж им. М. П. Мусоргского. Раздел История колледжа. Электронный режим доступа: http://astrmc.info/istoriya-kolledzha/
  4.                Производственный комбинат музыкальных инструментов фонда П. И. Чайковского. Электронный режим доступа: http://mpkmi.ru/gusli/
Основные термины (генерируются автоматически): гусли, инструмент, оркестр русских, Астраханская государственная филармония, Национальный академический оркестр, состав оркестра русских, исполнитель, народный инструмент России, Россия, дуэт гуслей.


Ключевые слова

клавишные гусли, русский оркестр, ОРНИ им. В. М. Махова, НАОРНИ им. Н. Осипова

Похожие статьи

Три струны уникального инструмента

В статье автор рассматривает историю возникновения народного музыкального инструмента — балалайки. Формирует у читателя первоначальное понимание природы музыкального инструмента, а также ее уникальные особенности звучания.

Исполнительский анализ концерта Ф. А. Буалдье для арфы с оркестром

В статье представлен исполнительский анализ арфового концерта, рассмотренные самые важные моменты произведения.

Современные ударные инструменты

В представленной статье прослежена история развития ударных инструментов, предложена классификация ударных инструментов, рассмотрены отличительные черты таких ударных инструментов, как ханг, глюкофон, рейнстик, мраморная машина.

Основные формы работы концертмейстера в школе искусств

Данная статья посвящена обобщению интересного опыта работы в классе инструментального ансамбля в трио с духовыми и струнными смычковыми инструментами. Цель данной работы — остановиться на основных формах работы концертмейстера в школе искусств, специ...

Термины вокального искусства и профессиональные певческие жанры Узбекистана

В статье говорится о методах звукоизвлечения в Узбекском традиционном музыкальном искусстве. Также о терминах, названиях профессиональных жанров и о манерах звукоизвлечения.

О начальной истории музыкальных инструментов с голосовыми планками

В статье описывается продвижение музыкальных инструментов с голосовыми планками в первые годы после их изобретения. А также аргументировано определяются пункты изготовления самих голосовых планок.

Роль ансамбля в формировании основополагающих навыков учащихся в классе виолончели

В статье говорится о роли ансамбля в процессе обучения детей в классе виолончели в детской музыкальной школе.

С. Фейнберг, А. Черепнин и А. Мосолов: из истории отечественного инструментального концерта

Русская народная песня в оркестровом творчестве А. Прибылова

Цель данной работы: охарактеризовать ведущий в творчестве А. Прибылова раздел, в котором композитор в качестве тематизма произведений различного жанра использовал подлинные русские фольклорные напевы и наигрыши, в наши дни бытующие в Бурятии.

Разработка новой методики преподавания джазовой гитарной импровизации

Данная статья освещает новый метод преподавания джазовой гитарной импровизации в Казахстане в рамках высшей школы, основанный на современной интерпретации и использования интервальных конструкций. Необходимость в разработке новой методики назрела по ...

Похожие статьи

Три струны уникального инструмента

В статье автор рассматривает историю возникновения народного музыкального инструмента — балалайки. Формирует у читателя первоначальное понимание природы музыкального инструмента, а также ее уникальные особенности звучания.

Исполнительский анализ концерта Ф. А. Буалдье для арфы с оркестром

В статье представлен исполнительский анализ арфового концерта, рассмотренные самые важные моменты произведения.

Современные ударные инструменты

В представленной статье прослежена история развития ударных инструментов, предложена классификация ударных инструментов, рассмотрены отличительные черты таких ударных инструментов, как ханг, глюкофон, рейнстик, мраморная машина.

Основные формы работы концертмейстера в школе искусств

Данная статья посвящена обобщению интересного опыта работы в классе инструментального ансамбля в трио с духовыми и струнными смычковыми инструментами. Цель данной работы — остановиться на основных формах работы концертмейстера в школе искусств, специ...

Термины вокального искусства и профессиональные певческие жанры Узбекистана

В статье говорится о методах звукоизвлечения в Узбекском традиционном музыкальном искусстве. Также о терминах, названиях профессиональных жанров и о манерах звукоизвлечения.

О начальной истории музыкальных инструментов с голосовыми планками

В статье описывается продвижение музыкальных инструментов с голосовыми планками в первые годы после их изобретения. А также аргументировано определяются пункты изготовления самих голосовых планок.

Роль ансамбля в формировании основополагающих навыков учащихся в классе виолончели

В статье говорится о роли ансамбля в процессе обучения детей в классе виолончели в детской музыкальной школе.

С. Фейнберг, А. Черепнин и А. Мосолов: из истории отечественного инструментального концерта

Русская народная песня в оркестровом творчестве А. Прибылова

Цель данной работы: охарактеризовать ведущий в творчестве А. Прибылова раздел, в котором композитор в качестве тематизма произведений различного жанра использовал подлинные русские фольклорные напевы и наигрыши, в наши дни бытующие в Бурятии.

Разработка новой методики преподавания джазовой гитарной импровизации

Данная статья освещает новый метод преподавания джазовой гитарной импровизации в Казахстане в рамках высшей школы, основанный на современной интерпретации и использования интервальных конструкций. Необходимость в разработке новой методики назрела по ...

Задать вопрос