Нарушение и профилактика зрения у людей | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №3 (23) март 2019 г.

Дата публикации: 29.03.2019

Статья просмотрена: 1324 раза

Библиографическое описание:

Алфёрова, Д. Р. Нарушение и профилактика зрения у людей / Д. Р. Алфёрова, В. В. Чаплыгина. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 3.1 (23.1). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/young/archive/23/1425/ (дата обращения: 19.12.2024).



 

В статье изучены факторы, влияющие на нарушение зрения у людей. Выявлена зависимость нарушения зрения от возраста и трудовой деятельности человека на примере одной семьи. А также выявлены причины, влияющие на нарушение зрения у школьников начальных классов на примере 4 «А» и «Б» классов МБОУ Школы № 176, составлены рекомендации по профилактике нарушения зрения.

Ключевые слова: орган зрения, факторы, влияющие на нарушение зрения, рекомендации.

Орган зрения является для человека важнейшим из всех органов чувств. Зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, работы, отдыха, повседневной жизни. Сниженное зрение — это постоянный дискомфорт, неуверенность в себе.

Зрение является сложным и до конца не изученным процессом. Основными функциями органа зрения являются: способность различать величину и форму предметов окружающей среды; ориентироваться в пространстве; воспринимать расстояния между предметами окружающей среды, объем этих предметов, возможность наблюдать предметы в движении; восприятие окружающих предметов двумя глазами; способность воспринимать более двух тысяч оттенков цвета в зависимости от длины волны светового излучения; способность воспринимать свет в диапазоне солнечного излучения и приспосабливаться к восприятию зрительных образов при различных уровнях освещения [1].

Диаметр глазного яблока — примерно 25 мм, оно располагается в глазнице, хорошо защищенной костями черепа.

Процесс видения происходит следующим образом — свет от предмета проходит через зрачок, отверстие в центре радужной оболочки, далее через хрусталик, который представляет собой линзу, которая собирает солнечные лучи, и отправляет их на сетчатку. На сетчатке солнечные лучи приводят в возбуждение окончания зрительных нервов, и дальше по зрительному нерву информация попадает в мозг, где и формируется изображение. Такое устройство глаза, позволяет нам видеть [2].

К основным нарушениям зрения относятся такие заболевания, как дальнозоркость, близорукость, астигматизм. При дальнозоркости в глаз попадают параллельные лучи и собираются в фокусе за сетчаткой. В этом случае изображение на сетчатке будет расплывчатым. Дальнозоркий глаз вдаль видит лучше, чем вблизи. Дальнозоркость чаще имеет врожденный характер.

При близорукости в глаз попадают лучи и фокусируются перед сетчаткой. Близорукие люди плохо видят вдаль, но ясно видят вблизи. Близорукость — это, в основном, приобретенное нарушение зрения, которое развивается в старших группах детского сада и, чаще, в процессе учебы в школе.

Астигматизм — это неодинаковая кривизна роговицы, при этом в одном глазу по одному меридиану может быть близорукость, а по другому — дальнозоркость. Ясного изображения на сетчатке такого глаза получить нельзя. При астигматизме острота зрения может быть снижена как вдаль, так и вблизи.

Нормальная острота зрения (равная 1,0) не дана с рождения даже абсолютно здоровым детям, а формируется по мере их роста и развития [2].

В наше время на формирование зрения ребенка влияет множество неблагоприятных внешних факторов, которые приводят к ранним и быстро прогрессирующим нарушениям зрения. Поэтому орган зрения нуждается не только в защите от повреждений, но и в создании благоприятных условий для нормального развития.

Выделяют следующие факторы, способствующие формированию близорукости у детей.

Наследственность. Если родители ребенка имеют хорошее зрение, то вероятность развития у него близорукости в школе составляет 5–7 %. Если один из родителей страдает миопией — риск для ребенка возрастает до 27 %, оба родителя — до 45 % [3].

Зрительные перегрузки. Доказано, что частота и прогрессирование миопии прямо связаны с количеством часов, проводимых за чтением.

Недостаточная освещенность рабочего места. Все зрительные функции резко снижаются в условиях плохой освещенности.

Неприспособленная или плохо приспособленная мебель для занятий. Очень важно, чтобы и в домашней, и в школьной обстановке размеры мебели соответствовали росту детей.

Неправильная посадка за рабочим столом. Нарушение осанки, привычка читать лежа, писать, сильно склонив голову, сгорбившись, с наклоном в сторону, в неудобном положении способствует ослаблению зрения.

Компьютер и зрение. В результате длительного, непрерывного устремления взора на экран монитора, глазные мышцы находятся в постоянном напряжении, что приводит к зрительному утомлению, которое сопровождается затуманиванием зрения, трудностью восприятия слов, расплывчатостью, нечеткостью видения.

Телевизор и зрение. Длительный просмотр телевизионных передач вызывает зрительное утомление, которое сопровождается нарушением кровоснабжения тканей глаза, напряжением глазных мышц, что в конечном итоге ведет к снижению зрения.

Низкая физическая активность. Во время физических упражнений глаза находятся в постоянном движении, смотрят то близко, то вдаль, при этом с одной стороны происходит расслабление мышц глаза, с другой — их тренировка.

Режим дня. Эффективность зрительной работы обеспечивается четкой организацией труда и активного отдыха. Именно организация режима дня ребенка должна предусмотреть чередование зрительных нагрузок на близком расстоянии с перерывами на какую-либо физическую активность — занятия спортом, помощь по дому, прогулки и т. д.

Особенности рациона питания. Именно несбалансированный рацион, дефицит белка и витаминов, особенно А, Е, С, группы В может спровоцировать или усугубить развитие нарушений зрения в детском и подростковом возрасте.

Общие заболевания. Миопия чаще развивается и прогрессирует у более ослабленных детей, имеющих сопутствующую фоновую патологию — заболевания органов дыхания, опорно-двигательной, эндокринной систем [3].

С целью выявления факторов, влияющих на нарушения зрения, было проведено анкетирование семьи. Мною были опрошены родные прадедушки и прабабушки, дедушки и бабушки, тети и дяди, двоюродные братья и сестры, родители. В опросе приняли участие 21 человек разного возраста и пола. Самому младшему участнику 5 лет, самому старшему — 83 года.

Для того чтобы определить причины, влияющие на зрение человека, нужно определить социальный портрет этого человека (Таблица 1).

 

Таблица 1

Состав и структура респондентов

Состав и структура респондентов

Группы

Кол-во

человек

 %

С нарушением зрения

Без нарушения зрения

1. Пол

Муж.

11

52 %

7

64 %

4

36 %

Жен.

10

48 %

5

50 %

5

50 %

2. Возраст

Менее 30

9

43 %

3

33 %

6

67 %

30–50

5

24 %

2

40 %

3

60 %

50–70

4

19 %

4

100 %

0

0 %

Более 70

3

14 %

3

100 %

0

0 %

3. Род занятий

А) учащиеся

8

38 %

2

25 %

6

75 %

Б) профессии, связанные с работой ПК

5

24 %

2

40 %

3

60 %

В) профессии, не связанные с работой ПК

5

24 %

4

80 %

1

20 %

Г) пенсионеры

3

14 %

3

100 %

0

0 %

 

По результатам анкет был определен состав и структура респондентов: 48 % из них женщины, 52 % — мужчины; учащиеся в школе и ВУЗе — 38 %; работающие — 48 %; пенсионеры — 14 %. Выявлено, что в зависимости от возраста зрение у человека ухудшается. Таким образом:

−       в возрасте до 30 лет зрение нарушено у 33 % людей,

−       в возрасте от 30 до 50 лет — 40 % людей с нарушением зрения,

−       старше 50 лет зрение нарушено у каждого человека.

У 25 % учащихся в возрасте до 22 лет в настоящее время нарушено зрение (это каждый четвертый ученик). Также выявлено, что нарушение зрения чаще встречается у мужчин, чем у женщин.

Для определения влияния современных технических средств на разные возрастные категории был вычислен средний возраст, с которого началось ухудшение зрения (Таблица 2).

 

Таблица 2

Определение возраста, с которого началось ухудшение зрения

Возрастная категория

Кол-во

человек

Средний возраст, с которого началось ухудшение зрения

Близорукость

Дальнозоркость

До 35 лет

4

11

4

33 %

 

0 %

От 36 до 50

1

11

 

0 %

1

8 %

От 51 до 70

4

34

3

25 %

1

8 %

От 71 и старше

3

58

 

0 %

3

25 %

Итого:

12

30

 

58 %

 

42 %

По таблице видно, что у людей старшего возраста ухудшение зрения наступило в более позднем возрасте, чем у возрастной категории до 30 лет. В среднем у опрошенных ухудшение зрения наступило с 30 лет, причем у возрастной категории младше 35 лет — в среднем с 11 лет, у возрастной категории старше 35 лет — в среднем с 40 лет. Технические средства сыграли большую роль в ухудшении зрения на младшую возрастную категорию.

Анкетирование показало, что у людей моложе 35 лет чаще наблюдается близорукость, а у старшей возрастной категории людей дальнозоркость. В целом люди чаще страдают близорукостью.

Следующим этапом нашей работы было выявление причин нарушения зрения у учащихся начальной школы. В опросе приняли участие учащиеся 4 «А» и 4 «Б» классов МБОУ Школы № 176 в количестве 54 человек, из них 33 девочки и 21 мальчик.

Для проведения исследования по выявлению ориентировочной оценки риска нарушений зрения использовалась анкета (Таблица 3).

 

Таблица 3

Анкета

1

У меня нарушено зрение

да

 

нет

 

2

С какого класса наблюдается нарушение зрения

1

2

3

4

3

Я много читаю

да

 

нет

 

4

Нередко читаю при плохом освещении или лёжа

да

 

нет

 

5

Больше часа в день провожу за компьютером

да

 

нет

 

6

Больше двух часов в день провожу у телевизора

да

 

нет

 

7

Читаю, пишу «уткнувшись носом» в текст

да

 

нет

 

8

Делаю уроки при плохом освещении

да

 

нет

 

9

Я занимаюсь спортом (хожу на спортивные секции)

да

 

нет

 

10

Мною соблюдается режим дня

да

 

нет

 

11

У меня правильное, сбалансированное питание (3-х разовое питание, обогащенное витаминами)

да

 

нет

 

12

Я не обращаю внимание на утомление глаз (при усталости глаз продолжаю играть в компьютерные игры, смотреть телевизор, читать)

да

 

нет

 

13

При утомлении глаз я делаю зарядку для зрения

да

 

нет

 

14

У родителей плохое зрение (носят очки)

да

 

нет

 

15

Я часто болею простудными заболеваниями

да

 

нет

 

16

Я регулярно (1 раз в год) посещаю окулиста

да

 

нет

 

 

Результаты опроса представлены в таблице 4.

 

Таблица 4

Выявление нарушения зрения у учащихся 4-х классов

Группы

Кол-во человек

(%)

С нарушением зрения

Без нарушения зрения

Девочки

33

61 %

14

42 %

19

58 %

Мальчики

21

39 %

4

19 %

17

81 %

Всего учащихся

54

100 %

18

33 %

36

67 %

 

Из таблицы следует, что зрение нарушено у одной три всех учащихся (33 %). Из числа девочек выявлено 42 % с нарушением зрения, а мальчиков составило 19 %. Заметим, что при исследовании семьи мужчин с нарушением зрения было больше, чем женщин.

Выявление факторов, влияющих на ухудшение зрения у учеников, показало, что из 18 учащихся с нарушением зрения у 5 человек (28 %) нарушение зрения носит наследственный характер, у 13 учащихся (72 %) — приобретенный характер.

Рис. 1. Нарушение зрение у учащихся 4-х классов по возрастной категории

 

Нарушение зрения по возрастной категории представлено в диаграмме 1, мы видим, что количество учащихся с нарушением зрения ежегодно возрастало в среднем на 8 %.

На нарушение зрения значительно влияют такие факторы, как чтение книг на близком расстоянии, несоблюдение рациона питания, несоблюдение режима дня, недостаточная освещенность рабочего места, низкая физическая активность, простудные заболевания, длительное пребывание за компьютером. Мы выявляли факторы, влияющие на нарушения зрения, у всех респондентов. Результаты исследования представлены в таблице 5.

 

Таблица 5

Факторы, влияющие на нарушения зрения у учащихся 4-х классов

п/п

Факторы

Кол-во

(%)

1.

Чтение книг на близком расстоянии

31 %

2.

Не соблюдение рациона питания

20 %

3.

Несоблюдение режима дня

54 %

4.

Больше часа в день проводят за компьютером

28 %

5.

Больше двух часов в день проводят у телевизора

24 %

6.

Делают уроки при плохом освещении

7 %

7.

Не занимаются спортом (не посещают спортивные секции)

39 %

8.

Часто болеют простудными заболеваниями

9 %

 

Из таблицы следует, что очень большое количество учащихся не соблюдает режим дня (54 %), это больше половина респондентов! Не соблюдают гигиену чтения 31 % учащихся. Также не соблюдают нормы работы за компьютером 28 % учащихся и 24 % просиживают у телевизора. Достаточно много ребят не занимаются спортом (39 %). Мы заметили, что многие факторы, влияющие на нарушение зрения, наблюдаются у всех учащихся, имеющих нарушение зрения.

Следует отметить, что окулиста посещают регулярно те школьники, у которых нарушено зрение, и только 41 % учеников посещают без нарушения зрения. Исследование также показало, что чаще к окулисту обращаются дети, родители которых имеют плохое зрение, что составляет 43 % из числа опрошенных.

Анкетирование показало, что зарядку для глаз чаще выполняют ученики с нарушенным зрением — 33 % учащихся, и только 9 человек из общего количества опрошенных с хорошим зрением также для профилактики выполняют зарядку — это 17 % учащихся.

Для профилактики нарушения зрения в литературе имеется масса рекомендаций специалистов. В первую очередь это соблюдение правил гигиены зрения, касающихся чтения, просмотра телевизора, работы на компьютере, а также питания и прогулок на свежем воздухе.

Специалисты рекомендуют выполнять упражнение для тренировки аккомодационной мышцы глаза «метка на стекле» (проф. Э. С. Аветисов) [3].

Ребенок становится у окна на расстоянии 30–35 см от оконного стекла. На этом стекле на уровне глаз прикрепляется круглая метка диаметром 3–5 мм. Вдали на уровне взора, проходящего через эту метку, он намечает какой-либо предмет для фиксации, затем поочередно переводит взор то на метку на стекле, то на этот предмет вдали. Упражнения ежедневные 2 раза в день в течение 15–20 дней. Первые два дня продолжительность упражнения — 3 минуты, следующие два дня — 5 минут, затем — 7 минут.

Это упражнение тренирует аккомодационную мышцу и рекомендуется как для профилактики нарушений зрения (в перерывах между зрительной нагрузкой при чтении, работе за компьютером), так и при спазме аккомодации (ложной близорукости), начальных проявлениях близорукости.

К сожалению, здоровые глаза и хорошее зрение встречаются далеко не всегда. В России, по данным Министерства здравоохранения, более миллиона детей страдают различными заболеваниями глаз и нарушениями зрения: близорукостью, дальнозоркостью, астигматизмом и косоглазием. С каждым годом число таких детей растет. Поэтому специалисты придают большое значение профилактике и ранней диагностике нарушений зрения [2].

Доказано, что развитие и прогрессирование нарушений зрения в детском и подростковом возрасте можно предотвратить, используя простые немедикаментозные методы: правильная организация рабочего места школьника, адекватный режим зрительных нагрузок, в том числе с использованием компьютера, достаточная физическая активность, рациональное питание, упражнения для расслабления и тренировки зрительного аппарата.

 

Литература:

 

  1.               Аветисов Э. С. Близорукость. — М.: Медицина, 2000.
  2.               Лев Яковлев. Большая энциклопедия знаний школьника. — Издательство ФОЛИО, Москва, 2011.
  3.               Нефедовская Л. В. Медико-социальные проблемы нарушения зрения у детей в России. — М.: Центр развития межсекторальных программ, 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): нарушение зрения, ухудшение зрения, возрастная категория, учащийся, нет, зрение, таблица, близкое расстояние, плохое освещение, хорошее зрение.


Ключевые слова

факторы, орган зрения, рекомендации, влияющие на нарушение зрения

Похожие статьи

Агрессия как реакция на фрустрацию в учебной деятельности

В статье рассматривается проблема агрессивного поведения подростков как реакцию на фрустрацию в учебной деятельности. Кроме теоретического аспекта в статье дан анализ эмпирического опыта исследования этой проблемы на примере подростков одной из школ ...

Особенности интерпретации проективного теста «Рисунок семьи» у младших школьников с нарушением слуха

В статье рассматривается актуальная для современной психологии проблема, специфика интерпретации рисуночных тестов у младших школьников с нарушением слуха. Кратко описываются особенности высших психических функций у глухих и слабослышащих детей, расс...

Специфика отношений родителей с детьми, имеющими нарушения слуха

В статье рассматривается актуальная для современной психологии проблема, отношения родителей с детьми с ОВЗ (в частности с детьми с нарушением слуха). Описывается механизм динамики чувств родителей глухих и слабослышащих детей, рассматриваются качест...

Особенности работы логопеда с младшими школьниками, имеющими эмоциональные и поведенческие расстройства

В статье рассмотрены психолого-педагогические аспекты работы школьного логопеда с детьми, имеющими нарушения в эмоционально-поведенческой сфере. Проанализированы возрастные особенности младших школьников, сделан упор на выявление причины их расстройс...

Оценка физического развития методом индексов мальчиков периода второго детства г. Тюмени с нарушением прикуса и дефектами речи на начальном этапе занятий спортом

У 194 мальчиков периода второго детства, в том числе у 96 с различными по степени выраженности клинических проявлений нарушениями прикуса и связанными с этим дефектами речи, а также у 98 их здоровых сверстников, с целью возрастной оценки физического ...

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством работы в песочнице

В статье представлен опыт работы по формированию связной речи с использованием технологии работы в песочнице, реализованный учителем-логопедом в МКДОУ д/с № 346 г. Новосибирска Федотовой Анной Александровной. Данная технология успешно использовалась ...

Опыт комплексной коррекции нарушений у детей с ОНР и ОВЗ одним специалистом

В работе определены особенности и положительные стороны комплексной коррекции нарушений у детей с ОНР и ОВЗ, проводимые не несколькими, а одним специалистом. Представлен опыт работы автора в данной области, а также мнения родителей детей с ОНР и ОВЗ ...

Межличностная коммуникация как важная составляющая детей подросткового возраста с нарушениями зрения

В статье рассматриваются особенности межличностного взаимодействия подростков с нарушениями зрения, роль межличностных отношений в их жизни. Выделены особенности общения нормотипичных детей, детей с патологией, а также особенности коммуникации между ...

Проблема высокой тревожности учащихся младшего школьного возраста и ее коррекции в современных условиях

В данной статье рассматриваются теоретические аспекты тревожности детей младшего школьного возраста в современных условиях, проблемы эффективного подбора практических методических инструментов по коррекционной работе по снижению высокого уровня трево...

Стресс в работе студентов-волонтеров

В статье раскрываются стрессовые ситуации в деятельности студентов-волонтеров, наличие у них синдрома эмоционального выгорания, депрессии, а также способы реализации совладающего поведения. Описано исследование, проведенное на студентах-волонтерах РН...

Похожие статьи

Агрессия как реакция на фрустрацию в учебной деятельности

В статье рассматривается проблема агрессивного поведения подростков как реакцию на фрустрацию в учебной деятельности. Кроме теоретического аспекта в статье дан анализ эмпирического опыта исследования этой проблемы на примере подростков одной из школ ...

Особенности интерпретации проективного теста «Рисунок семьи» у младших школьников с нарушением слуха

В статье рассматривается актуальная для современной психологии проблема, специфика интерпретации рисуночных тестов у младших школьников с нарушением слуха. Кратко описываются особенности высших психических функций у глухих и слабослышащих детей, расс...

Специфика отношений родителей с детьми, имеющими нарушения слуха

В статье рассматривается актуальная для современной психологии проблема, отношения родителей с детьми с ОВЗ (в частности с детьми с нарушением слуха). Описывается механизм динамики чувств родителей глухих и слабослышащих детей, рассматриваются качест...

Особенности работы логопеда с младшими школьниками, имеющими эмоциональные и поведенческие расстройства

В статье рассмотрены психолого-педагогические аспекты работы школьного логопеда с детьми, имеющими нарушения в эмоционально-поведенческой сфере. Проанализированы возрастные особенности младших школьников, сделан упор на выявление причины их расстройс...

Оценка физического развития методом индексов мальчиков периода второго детства г. Тюмени с нарушением прикуса и дефектами речи на начальном этапе занятий спортом

У 194 мальчиков периода второго детства, в том числе у 96 с различными по степени выраженности клинических проявлений нарушениями прикуса и связанными с этим дефектами речи, а также у 98 их здоровых сверстников, с целью возрастной оценки физического ...

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством работы в песочнице

В статье представлен опыт работы по формированию связной речи с использованием технологии работы в песочнице, реализованный учителем-логопедом в МКДОУ д/с № 346 г. Новосибирска Федотовой Анной Александровной. Данная технология успешно использовалась ...

Опыт комплексной коррекции нарушений у детей с ОНР и ОВЗ одним специалистом

В работе определены особенности и положительные стороны комплексной коррекции нарушений у детей с ОНР и ОВЗ, проводимые не несколькими, а одним специалистом. Представлен опыт работы автора в данной области, а также мнения родителей детей с ОНР и ОВЗ ...

Межличностная коммуникация как важная составляющая детей подросткового возраста с нарушениями зрения

В статье рассматриваются особенности межличностного взаимодействия подростков с нарушениями зрения, роль межличностных отношений в их жизни. Выделены особенности общения нормотипичных детей, детей с патологией, а также особенности коммуникации между ...

Проблема высокой тревожности учащихся младшего школьного возраста и ее коррекции в современных условиях

В данной статье рассматриваются теоретические аспекты тревожности детей младшего школьного возраста в современных условиях, проблемы эффективного подбора практических методических инструментов по коррекционной работе по снижению высокого уровня трево...

Стресс в работе студентов-волонтеров

В статье раскрываются стрессовые ситуации в деятельности студентов-волонтеров, наличие у них синдрома эмоционального выгорания, депрессии, а также способы реализации совладающего поведения. Описано исследование, проведенное на студентах-волонтерах РН...

Задать вопрос