Статья позволяет расширить представления о геометрических формах, используемых при возведении храмов Древней Руси, позволяет проследить разнообразие геометрии церквей Суздаля.
Ключевые слова: Суздаль, храмы, геометрия.
Наша семья очень любит путешествовать, и особенно нам нравится путешествовать на автомобиле по нашей большой и необычайно интересной стране. Мы часто бываем на море и в горах — там замечательно проводить лето. Но отдельной страницей наших путешествий являются путешествия по Центральной России и красивейшим древним городам. В одну из таких поездок мы побывали в городе Суздале — небольшом старинном городке, так называемой «жемчужине Золотого кольца». На всей нашей планете найдется немного городов, столь насыщенных памятниками архитектуры — на 9 кв. километров их насчитывается более 200! Это настоящая «архитектурная энциклопедия», по которой можно наглядно изучать развитие стилей и декоративного убранства в православных храмах и жилых домах. Меня заворожила эта красота и гармония, и я решила изучить возможные материалы о создании и сохранении этой удивительной красоты.
Православные храмы удивляют своей красотой и совершенством благодаря точным пропорциям, образующим своеобразный «математический каркас» церкви. Именно, сочетание красоты, духовности и целесообразности рождает гармонию. Храмы на Руси всегда выходили за рамки только культового назначения. Храм — это прежде всего общественное место, нередко праздничное, предмет постоянной заботы и гордости местных жителей. Его архитектура выражает идеал красоты, в ее образах воплощается духовное совершенство. При построении Храмы подчинены строгим математическим законам пропорциональности.
Геометрия — одна из древнейших частей математики, изучающая пространственные отношения и формы тел. Из геометрии зародилась математика как наука. Геометрия — наука, давшая людям возможность находить площади и объемы, правильно чертить проекты зданий и машин. Таким образом, она является основной частью «фундамента», на котором строится другое не менее важное направление деятельности человека — архитектура.
Крестово-купольный храм на Руси — основной тип православного храма, господствовавший в архитектуре Древней Руси. История строительства на Руси каменных крестово-купольных храмов началась с возведения в Киеве Десятинной церкви (989–996 гг.) и продолжается сейчас в связи с активным церковным строительством по всей России.
Особое место занимает архитектура Владимиро-Суздальского княжества. Хотя и здесь архитектура следовала сложившимся типам, постройки Владимира и Суздаля и других городов Северо-Восточной Руси отличаются от храмов Киева, Чернигова, Новгорода, Смоленска другой строительной техникой — после 1152 года они строились из белого камня. Характерные черты для древнерусских крестово-купольных храмов:
- Внутри храма стояли 4 столба, которые разделяли его, а на них держался центральный купол-барабан.
- С алтарной стены церкви воздвигались полукруглые апсиды, с противоположной стороны хоры.
Вычерчивание геометрических очертаний будущего здания, установление конструктивных размеров, определение толщины стен, возможных пролетов требовали знаний и опыта. Черновые, рабочие изображения делались зодчим для себя, для уточнения своей мысли. Мастер продумывал всю систему «размерения», находил определенный метод геометрического или числового согласования величин. У него складывался план геометрического построения. Для особо важных построек на Руси выполняли модели, которые являлись образцами будущих храмов и фиксировали созревший замысел архитектора. Следующим этапом был переход к реальным очертаниям здания на строительной площадке, т. е. к чертежу в натуральную величину. Геометрическое описание чертежа плана крестово-купольного храма отражает общую систему построения архитектурной формы.
Широкое использование квадрата и его производных имело в древнерусском зодчестве глубокие корни. Древние изображения вписанных друг в друга квадратов с четырьмя линиями, соединяющими их стороны в средней части называют вавилонами.
Древнерусские мастера использовали в своей работе взаимосвязанные меры длины. В основе взаимосвязанных мер длины лежали соотносимые величины системы двух квадратов. Геометрические построения на базе двух квадратов позволяют получить почти все распространенные в строительстве пропорциональные отношения, в том числе и характерные для древнерусской метрологии. Для древнего мастера система пропорционирования была методом работы, способом достижения гармонического единства произведения.
Православный храм завершает купол, напоминая о небе, куда верующий устремляет свои мысли. Иногда главками называют главы, устроенные не на световых (дающих свет в храм), а на декоративных барабанах (башенках). Самые распространенные формы купола в России — шлемовидная и луковичная. «Луковичная» форма купола — горящая, как свеча, молитва, обращенная к Богу, символизирует молитвенный подъем и стремление к совершенству. Луковичные купола имеют больший диаметр, чем основание, на котором они установлены, а их высота обычно превышает ширину. Шлемовидными покрытиями чаще всего называют специфическую форму купольных покрытий с килевидным верхом, близкую к форме древнерусского шлема. Шлемовидные купольные конструкции отличаются тем, что высота всегда меньше ширины.
Замечательный ансамбль каменных посадских храмов в Суздале складывается в XVII-XVIII веках. Двухстолпные и бесстолпные, кубические, ярусные и «клетские», пятиглавые и одноглавые — эти церкви представляют собой бесконечное разнообразие объемов, силуэтов, форм, декоративных приемов. В пару к холодному «летнему» храму строятся теплые «зимние» (трапезные) церкви, которые в XVIII веке также заменяются каменными. Обязательной частью архитектурного ансамбля становится колокольня, часто с необычным, вогнутым шатром-«дудкой», характерной только для суздальского края.
Каменная Входоиерусалимская церковь была построена в 1707 году. В архитектурном плане здание церкви представляет собой приниженный куб, верхняя часть фасада которого окаймлена узорчатыми килевидными арочками. Помещение перекрыто сомкнутым сводом, а четырехскатная кровля завершается пятью главами.
Лазаревская церковь в Суздале расположена на Старой улице между Торговыми рядами и Ризоположенским монастырем. Церковь построена в 1667 году и является самым ранним храмом Суздальского посада. Впервые в Суздале церковь была завершена пятью главами, поставленными на световые барабаны. Также в карнизе церкви впервые применены изразцы. Главной архитектурной особенностью Лазаревской церкви является система сводов внутреннего пространства здания с пятью световыми отверстиями.
Цареконстантиновская церковь расположена рядом со сквером Вечного огня. Каменная церковь построена в 1707 году взамен разобранной из-за ветхости деревянной. В архитектурном плане здание Цареконстантиновской церкви представляет собой высокий куб, перекрытый четырехскатной крышей, увенчанной пятью главками. Представляют особый интерес сильно вытянутые шейки главок и длинные кресты.
Рядом с Цареконстантиновским храмом стоит Скорбященская церковь. Это теплый зимний храм, совмещенный с восьмигранной колокольней, завершенной вогнутым шатром, типичной для Суздаля формы.
Ильинская церковь в Суздале расположена на противоположном от кремля высоком берегу реки Каменка. Это место в городе называется Иванова гора. Ильинская церковь построена в 1744 году. Малый восьмерик с луковичной главкой поставлен на широкое кубическое основание, что представляет редкость в архитектуре Суздаля.
Каменная Богоявленская церковь построена в 1781 году. В архитектурном плане церковь представляет собой куб с рустованными углами. Рядом с Богоявленским храмом находится церковь Рождества Иоанна Предтечи. Она построена в 1739 году. В архитектурном отношении здание церкви очень характерно для XVIII века, повторяет черты деревянных храмов и представляет собой вытянутый прямоугольник, разделенный посредине аркой. Паперть церкви одновременно является основанием колокольни. Восьмигранный столб которой завершен узким вогнутым шатром. Вместе две церкви составляют типичный для города ансамбль зимнего и летнего храмов.
Посадские храмы Суздаля с трудом поддаются классификации даже по такому общему признаку, как композиция: слишком уж индивидуален облик каждого микроансамбля, но несомненна и обратная связь между ними. Общим кажется разве что природное чувство красоты и меры суздальских зодчих.
Выбор места для постановки церквей в городском ландшафте Суздаля позволяет прийти к выводу, что наши предки-строители обладали огромным эстетическим вкусом. Почти все памятники расположены на самых красивых местах, и только гениальность русского человека, любящего свой родной край, родной город, могла создать столь гармонически единое с природой произведение искусства, как ансамбль церквей Суздаля.
Бывая в таких местах, удивляешься способности наших предков создавать потрясающие вещи без современных, и таких привычных для нас, технологий, и наполняешься энергетикой и силой, обычно свойственной многовековым творениям человечества.
Литература:
- Седов В. В., Седова М. В. Древний Суздаль. Археологическое исследование. // Вестник АН СССР. — 2015.
- Варганов А. Д. Из ранней истории Суздаля (IX—XIII вв.) // Крат. сообщ. Ин-та истории материал. культуры. — 2017.
- Воронин Н. Н. Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польский. — М., 2015.
- http://www.photosuzdal.ru
- https://russian7.ru
- http://www.openarium.ru
- https://pedtehno.ru