По следам древнего славянского промысла: выращивание, выделка и обработка льна | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №3 (23) март 2019 г.

Дата публикации: 29.03.2019

Статья просмотрена: 931 раз

Библиографическое описание:

Гинзбург, Р. М. По следам древнего славянского промысла: выращивание, выделка и обработка льна / Р. М. Гинзбург, Е. И. Тершукова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 3.1 (23.1). — С. 9-10. — URL: https://moluch.ru/young/archive/23/1428/ (дата обращения: 17.10.2024).



 

В данной статье автор касается вопросов выращивания, обработки, выделки льна и значимости льняного промысла для жизни древних славян.

Ключевые слова: лен, обработка льна, выделка льна, выращивание льна, славянский промысел.

 

Современный культурный человек не просто идет в ногу со временем, но и знает, ценит историю и культуру своего народа. Связующим звеном между веком технологий и историей остаются народные промыслы, которые передаются из поколения в поколение. Рукоделие, национальные блюда, знание обрядов духовно обогащают человека и делают его мир теплее. Одним из таких древних промыслов является выращивание льна [1, 3].

Сейчас трудно представить, как без применения сложной техники можно было из растений изготовить ткани, пригодные для одежды. К сожалению, остается все меньше людей, которые помнят об этом, могли бы рассказать и показать нам приемы древнего промысла. [1].

Мне показалось интересным и важным попытаться своими руками вырастить лён, обработать его, получить волокно и нить.

Актуальность работы заключается в том, что изучение истории, а также выращивание, выделка и обработка льна своими руками, помогут нам лучше понять быт наших предков, их культуру, осознать место и значимость льняного промысла для жизни.

Ткани изо льна в истории народов считаются самыми старинными. Они появились задолго до хлопковых, шерстяных или шелковых тканей. Науке известны находки, имеющие возраст около 10 тыс. лет.

Выращивание льна и производство льняной ткани занимало ключевую позицию у многих славянских народов. Этот факт подтверждает наличие изображения льна на гербе Республики Беларусь, на гербах Ивановской и Смоленской области России. [5, 6].

С посевом льна, его выработкой в славянской культуре много примет, поговорок, праздников и обрядов. Например, было поверье, что если льняное семя положить в обувь, то она будет долго носиться или если семена зашить в одежду, то это защитит человека от сглаза и порчи. Существуют народные праздники, связанные как с началом посева льна, так и с его уборкой: 31 мая — праздник «Семь дев», 03 июня — «Еленин день» или «Алена — Леносейка», 6 сентября — день великомученика Евтихия. Немало сложено и песен о льне. Возможно, такие фамилии, как Трепышко или Трепашкин связаны с процессом трепления стеблей льна и образованы именно от слова «трепышка» [4, 6].

Из льняных тканей шили одежду. Основной элемент костюмов были сорочки для повседневной носки, для мужчин — рубахи. Из предметов обихода праздничной и тонкой работой считались скатерти. Из кусочков ткани и волокон мастерили кукол для детей и обереги.

Мы решили проделать путь от посева льна до изготовления различных поделок из него так, как это делали древнеславянские народы. Купили семена льна и в конце мая посеяли их на дачном участке. В течение лета, до образования цветочных бутонов, удобряли лён азотсодержащими веществами, регулярно поливали. Когда у нашего льна семенные коробочки стали коричневыми, выдернули его вместе с корешками. Веточки аккуратно связали в пучки и оставили сушить на веранде. После сушки, 16 сентября мы расстелили лён на траву, где он лежал до 14 октября. Периодически солому поливали водой из шланга. В таких условиях активно развиваются бактерии, которые разрушают клейкое вещество в волокнах. Тресту (льняную солому) собрали в мешок и привезли на дальнейшую переработку домой.

Пучки льна мы мяли, трепали вручную. Это делали для того, чтобы отделить костру (плотную часть стебля) от волокнистой части. После того, как основная часть костры отлетела, расчесывали волокно гребнем. Самый приятный процесс — это формирование нити. Нить скручивали с помощью деревянного веретена.

Из мешка соломы у нас получилось не так уж много нити и волокна. Из нити мы связали подставку под горячее, а из волокна смастерили куколку-оберег «На здоровье».

Таким образом, я под руководством моей бабушки Фоломеевой Веры Степановны опытным путем воспроизвел весь производственный цикл от посева и выращивания растений до получения льняной нити ручным способом, используя только домашний гребень и веретено. Сведения о процессе выращивания и обработки льна считаю достоверными, т. к. моя бабушка родом из белорусской деревни и застала те времена, когда ее мама сама обрабатывала лён.

Изучив данные сети Интернет, мы поняли, что этапы выращивания, обработки и выделки льна одинаковы в различных областях, а вот названия орудий труда могут отличаться. Очень важно соблюдать всю технологию выделки льна, чтобы волокно и нити были длинными, нежными, тонкими и имели однородную окраску.

По внешнему виду льна, который мы вырастили на нашем участке, мы поняли, что это — лён — кудряш. Его выращивают в основном для получения семян. Нам удалось получить нити из его волокна, но для качественной нити выращивают лён-долгунец.

Полученные мною данные позволяют сделать следующие выводы:

−       льняное производство является одним из древних промыслов славянских народов;

−       собственные исследования показали, что производство льна действительно не требует сложных приспособлений и машин и может быть осуществлено вручную;

−       знание древних славянских промыслов, в частности возделывания и переработки льна помогает нам лучше понять жизнь, быт и культуру наших предков.

Практическая значимость: для привлечения внимания моих сверстников к изучению древнего льняного промысла как части славянской культуры я предлагаю следующее:

−       выделить на пришкольном участке 20 кв. м для посева льна,

−       на уроках технологии провести мастер-класс по выработке льна по древнеславянской технологии с использованием растений, выращенных школьниками и изготовить куклы, обереги и другие поделки,

−       оформить уголок в классе с фотографиями, орудиями труда древних славян, поделок, сделанных руками школьников,

       ежегодно проводить праздники в школах с привлечением бабушек, дедушек, мастер-классы по рукоделию, используя старинные техники.

 

Литература:

 

  1.                «XXI век-век льна» В. Живетин, «Наука и жизнь», № 11, ноябрь 2018г.
  2.                Сайт «Польза льна» https://www.perunica.ru/zdrava/1137-polza-lna.html
  3.                Сайт Викизнание — http://www.wikiznanie.ru
  4.                Сайт Википедия. «Еленин день» https://ru.wikipedia.org
  5.                Сайт Сборник учебных программ и методических материалов. «Быт и культура в XVI-XVII веках https://refdb.ru/look/2152132.html
  6.                Сайт Университет ИТМО «Летние обряды и традиции русской деревни» http://u3a.ifmo.ru/summer-k.html
Основные термины (генерируются автоматически): выделка льна, выращивание льна, обработка льна, посев льна, льняной промысл, моя бабушка, славянская культура, волокно, нить.


Ключевые слова

лён, обработка льна, выделка льна, выращивание льна, славянский промысел

Похожие статьи

Роль и значение кустарничества

В статье представлены роль и значение кустарничества в условиях рыночной экономики и развития народно-прикладного искусства.

Отходы шёлкового производства и их применение

В статье автор показывает технологию производства шёлковой пряжи, а также способ утилизации шёлковых отходов.

Промыслы Ильинской волости Дмитровского уезда в конце XIX-начале XX вв.

Данная статья посвящена рассмотрению многообразия крестьянских промыслов Ильинской волости Дмитровского уезда. Автор раскрывает причины возникновения промыслов, рассматривает их этапы развития и особенности.

Лоскутное шитье: возникновение, развитие и классификация

В статье автор делает попытки выделения исторических этапов возникновения народного промысла — лоскутного шитья, выделения особенностей развития; классификации видов лоскутного шитья по стилистическим особенностям.

Из истории вышивки. Вековая канитель

Статья рассказывает об одном из видов золотого шитья — вышивке канителью. Рассматриваются вопросы возникновения, историческое развитие, технологии изготовления и применения, ее современное состояние. Описываются технологические приемы выполнения кани...

Промыслы села Озерецкого в конце XIX — начале XX вв.

Данная статья посвящена рассмотрению крестьянских промыслов села Озерецкого Московского уезда. Автор раскрывает причины возникновения промыслов, рассматривает этапы развития и причины упадка.

К вопросу об изучении памятников древней металлургии Центрального Казахстана

В статье автор рассматривает актуальность исследования памятников древней металлургии Центрального Казахстана. Проводится историографический обзор изучения горного дела и металлургии эпохи бронзы.

Резьба по дереву: история становления в России, классификация

статье автор делает попытки: выделения исторических этапов становления народного промысла — резьбы по дереву, выделения стилистических особенностей произведений на каждом из этапов; классификации видов резьбы по стилистическим особенностям.

Контроль и надзор за оборотом пчелиного меда непромышленного производства

В данной статье представлен анализ факторов и точек риска реализации мёда непромышленного производства на территории Пермского края.

Методика обучения учащихся 5 классов художественным ремеслам (на примере темы: Техника «Изонить»)

Статья посвящена вопросам выявления роли изучения декоративно-прикладного творчества и народных промыслов в школе, а также методике обучения школьников 5 классов художественным ремеслам с учетом их психофизиологических особенностей.

Похожие статьи

Роль и значение кустарничества

В статье представлены роль и значение кустарничества в условиях рыночной экономики и развития народно-прикладного искусства.

Отходы шёлкового производства и их применение

В статье автор показывает технологию производства шёлковой пряжи, а также способ утилизации шёлковых отходов.

Промыслы Ильинской волости Дмитровского уезда в конце XIX-начале XX вв.

Данная статья посвящена рассмотрению многообразия крестьянских промыслов Ильинской волости Дмитровского уезда. Автор раскрывает причины возникновения промыслов, рассматривает их этапы развития и особенности.

Лоскутное шитье: возникновение, развитие и классификация

В статье автор делает попытки выделения исторических этапов возникновения народного промысла — лоскутного шитья, выделения особенностей развития; классификации видов лоскутного шитья по стилистическим особенностям.

Из истории вышивки. Вековая канитель

Статья рассказывает об одном из видов золотого шитья — вышивке канителью. Рассматриваются вопросы возникновения, историческое развитие, технологии изготовления и применения, ее современное состояние. Описываются технологические приемы выполнения кани...

Промыслы села Озерецкого в конце XIX — начале XX вв.

Данная статья посвящена рассмотрению крестьянских промыслов села Озерецкого Московского уезда. Автор раскрывает причины возникновения промыслов, рассматривает этапы развития и причины упадка.

К вопросу об изучении памятников древней металлургии Центрального Казахстана

В статье автор рассматривает актуальность исследования памятников древней металлургии Центрального Казахстана. Проводится историографический обзор изучения горного дела и металлургии эпохи бронзы.

Резьба по дереву: история становления в России, классификация

статье автор делает попытки: выделения исторических этапов становления народного промысла — резьбы по дереву, выделения стилистических особенностей произведений на каждом из этапов; классификации видов резьбы по стилистическим особенностям.

Контроль и надзор за оборотом пчелиного меда непромышленного производства

В данной статье представлен анализ факторов и точек риска реализации мёда непромышленного производства на территории Пермского края.

Методика обучения учащихся 5 классов художественным ремеслам (на примере темы: Техника «Изонить»)

Статья посвящена вопросам выявления роли изучения декоративно-прикладного творчества и народных промыслов в школе, а также методике обучения школьников 5 классов художественным ремеслам с учетом их психофизиологических особенностей.

Задать вопрос