Работа посвящена исследованию оптических иллюзий в изобразительном искусстве, рассмотренного в контексте связи науки, в частности оптических иллюзий, и искусства, в частности живописи. Приведена классификация работ на основе использования оптических иллюзий. Рассмотрены основные работы художников. Проведены исследования по осмыслению работ школьниками и студентами в области живописи, основанной на оптических иллюзиях.
Ключевые слова: оптические иллюзии, искусство, живопись.
В наше время использование оптических иллюзий в искусстве является одним из самых популярных и влиятельных видов визуальной культуры во всём мире. Однако до сих пор вопрос качественного изучения использования оптических иллюзий в искусстве все еще не изучен. В настоящее время практически не существует работ, посвященных глубинному изучению использования оптических иллюзий в искусстве.
Следует отметить следующие работы: 1) Мировое искусство. Оптические иллюзии в живописи и графике, И. Г. Мосин [4]; 2) Атлас мировой живописи, Геташвили Н. В. [2].
Большое количество публикаций о применении оптических иллюзий существует в периодической печати. Однако эти статьи, как правило, ограничиваются сообщениями о появлении новых работ и имеют исключительно информационный и популяризаторский характер. Существуют работы в сети интернет, но в основном эти работы освещают только картины, основанных на оптических иллюзиях. Кроме этого, существуют работы, посвященные конкретным художникам, в работах которых можно найти использование оптических иллюзий: 1) Сальвадор Дали. Частная жизнь и творчество. А. М. Петряков [5] 2) Магия М. К. Эшера. Ж. Л. Лошер, В. Ф. Вельдхуизен [3].
Объектом исследования является изобразительное искусство — живопись.
Предметом исследования является процесс возникновения, развития и эволюции живописи, основанной на использовании оптических иллюзий, его содержание и формы, творчество художников в этой области.
Цель исследования: рассмотреть процесс возникновения и эволюции изобразительного искусства с позиции использования оптических иллюзии и показать, что изучение изобразительного искусства школьников возможно используя вещи, которые им понятны и интересны.
Задачи исследования: изучить понятие оптических иллюзий; дать классификацию оптических иллюзий; рассмотреть картины художников и показать наиболее интересные работы живописи, созданные при помощи оптических иллюзий; провести анкетирование по картинам с оптическими иллюзиями; создать собственные картины, используя оптические иллюзии.
Методы исследования включают исторические методы исследования, междисциплинарный анализ, метод типологизации.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что ее материалы могут способствовать лучшему пониманию произведений изобразительного искусства, созданных с использованием оптических иллюзий.
Иллюзии — это искаженное, неадекватное изображение свойств воспринимаемого объекта. В переводе с латыни «иллюзия» означает «ошибка, заблуждение». Иллюзии возникают сразу по двум причинам: являются результатом специфической работы глаза и ошибочным преобразованием сигнала мозга.
Рассматривая картины, созданные с использованием оптических иллюзий, мы остановились на следующей классификации:
1) Картины-Перевертыши. Замысел заключается в том, что при повороте картин на 180 градусов менялся не только жанр, но и смысл изображения. Мы рассмотрели две картины: Игорь Лысенко «Чарльз Дарвин», Джузеппе Арчимбольдо «Голова и корзина с фруктами».
2) Деформированное изображение-анаморфозы. Анаморфоз -это деформированное изображение, при первом взгляде недоступное для восприятия, складывающееся в узнаваемый образ только под определенным углом, либо отражаясь в зеркальной поверхности (всевозможные кривые зеркала, а также стальные цилиндры и конусы) [1]. Мы рассмотрели две картины: Иштван Орос «Таинственный остров. Жюль Верн», Ганс Гольбейн Младший «Послы».
3) Иллюзии движения. Оптическое искусство разрушает стереотипы видения изображения, так как иллюзии создают у зрителей впечатление движения, пространственного колебания, перетекания объектов и изгибов, которых не существует в реальности. Зритель, будучи твёрдо убеждённым, что перед ним плоское неподвижное изображение, начинает «видеть», как оно движется в пространстве. Мы рассмотрели две картины: Акиоши Китаока «Лучи из глаза», Кая Нао «Плавающая звезда»
4) Двойственные картины, обманки. Двойственные картины, то есть изображения, которые содержат внутри себя невидимые на первый взгляд элементы. К таким изображениям относятся довольно большое количество картин. Среди них мы выделили картины Сальвадора Дали, Октавио Окампо и Роба Гонсалвеса. К этому же виду можно отнести картины-загадки, сделанные в стиле камуфляж, Стивена Майкла Гарднера. Нами рассмотрены картины Сальвадора Дали. Картина «Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря»,«Три знаменитые загадки Гала», Октавио Окампо «Семья генерала», «Птичье счастье», Роба Гонсалвеса «К горизонту», «Под-над рифом», «Отважные акробаты» и Стивена Майкла Гарднера «9 панд» и «8 фей».
5) Оп-арт. Оп-арт использует различные оптические иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и объемных фигур. Мы рассмотрели картины Виктора Вазарели «Вега» и Бриджет Райли «Катаракта 3».
6) Имп-арт. Изображения, на которых иллюзорная, совершенно правильная перспектива, в реальности оказывается невозможной. Мы рассмотрели картины Оскара Ройтерсверда «Невозможный треугольник» и Маурица Эшера «Относительность».
Было проведено анкетирование, выбрано 8 картин художников. Составлены тестовые вопросы по картинам. Выбранные картины: «Голова и корзина с фруктами», «Лучи из глаза», «Катаракта 3», «Птичье счастье», «9 панд», «Отважные акробаты», «Три знаменитые загадки Гала», «Невозможный треугольник».
Опрос проводился для школьников 7–9 лет — 50 человек и студентов 20–22 лет — 50 человек. Сравнивая ответы студентов и школьников, можно сделать интересное наблюдение: в двойственных изображениях (картина «Птичье счастье», «Три знаменитые загадки Гала») школьники видят что-то одно. В картине «Птичье счастье» большинство школьников увидело только птичек, студенты видят уже и лицо. В картине «Три знаменитые загадки Гала» среди школьников лица увидели всего 2 человека из 50, а среди студентов 46 человек. Распределение ответов на вопрос: понравилось ли Вам это изображение также заслуживает внимания. Школьникам не понравились картины «Голова и корзина с фруктами» (6 человек), «Лучи из глаза» (13 человек), «Отважные акробаты» (11 человек), «Катаракта 3» (7человек), «Три знаменитые загадки Гала» (33 человека), «Невозможный треугольник» (14 человек). С учетом того, что все картины относились к живописи, как школьники, так и студенты ошибались при отнесении картины к изобразительному искусству.
На основании этих результатов можно сделать вывод: школьники не совсем всё воспринимают на картине и некоторые вещи пока ещё не видят, но всем понравились картины, и они хотят ещё посмотреть похожие. Это доказывает, что можно заинтересовать детей такими образами, тем самым побудить детей заниматься изучением искусства.
Мы создали 2 картины, основанных на принципах оптических иллюзий: 1) В основу первой картины лежит игры с орнаментом. Картину назвали «Звёздные птички»; 2) В основе второй картины лежит принцип деформированных изображений, часть картины появляется при помощи цилиндрического зеркала. Картину назвали «Алиса в сказочном мире иллюзий». При написании первой картины использовались рекомендации при написании картин, указанные в [6]. При создании второй картины использовалось специализированное программное обеспечение с последующим написанием картины собственными силами. Полученные картины показаны на рисунке 1.
Рис.1. Картины «Звездные птички» и «Алиса в сказочном мире иллюзий»
В нашей жизни иногда возникают ситуации, когда мы сомневаемся в том, что видят наши глаза, удивляемся тому, что объект при рассмотрении с разных сторон может быть абсолютно разным. Большинство детей не видят смысла в изучении и понимании изобразительного искусства, поэтому рассматривая искусство с помощью интересных для них тем, можно вызвать интерес к изучению искусства. Искусство расширяет наш кругозор и формирует нравственные ценности.
Литература:
- Анаморфоз в изобразительном искусстве. Электронный ресурс. URL: https://artwishenka.livejournal.com/44257.html Дата обращения 1.02.2019
- Геташвили, Нина Викторовна. Атлас мировой живописи. XI-XX век [Текст] / Н. В. Геташвили. — Москва: Абрис: ОЛМА, 2017. — 358, [1] с.: цв. ил.; 31 см. — (Шедевры живописи).
- Магия М. К. Эшера [Текст]: альбом / Ж. Л. Лошер; авт. предисл. В. Ф. Вельдхуизен; худ. Э. Те; пер. с фр. О. Е. Иванова. — М.: Арт-Родник, 2008. — 196 с.: ил., цв.ил.
- Оптические иллюзии в живописи и графике [Текст] / Сост. И. Г. Мосин. — Санкт-Петербург: Кристалл; Москва: ОНИКС, 2007. — 175 с.: ил.
- Петряков, Александр Михайлович. Сальвадор Дали. Частная жизнь и творчество [Текст] / Петряков А. М. — Санкт-Петербург: Нева, 2006. — 311, [3] с.; 20 cм. — (Серия «Тайны великих» / ОЛМА медиагрупп).
- Сиретт Н. Рисуем оптические иллюзии / Натали Сиретт; [пер. с англ.А. Н. Степановой]. — М.: Эксмо, 2011. — 128 с. C.56–75.