Мультфильмы: добро или зло, или Как мультфильмы влияют на нравственное развитие младших школьников | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Обществознание

Опубликовано в Юный учёный №4 (24) апрель 2019 г.

Дата публикации: 06.03.2019

Статья просмотрена: 339 раз

Библиографическое описание:

Ложкин, А. А. Мультфильмы: добро или зло, или Как мультфильмы влияют на нравственное развитие младших школьников / А. А. Ложкин, К. Е. Гаврилькова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 4 (24). — С. 17-18. — URL: https://moluch.ru/young/archive/24/1420/ (дата обращения: 16.11.2024).



 

Мультфильмы занимают значимое место в жизни каждого ребенка. В связи с этим выяснить, какое влияние они оказывают на ребенка, и какие ценности прививает молодому поколению, представляет исследовательский интерес.

Влияние мультипликации на развитие ребенка имеет ряд положительных моментов: прививают нормы поведения в обществе, показывают способы поведения в различных жизненных ситуациях и т. п. [3, с. 287]. Однако среди исследователей тревогу вызывает негативное влияние мультфильмов на психику детей. Следует отметить, что ребенок воспринимает происходящее на экране как реальность, старается подражать поведению героев [2, с. 136]. Безусловно, это помогает им найти выход из различных ситуаций, однако, не всегда предлагаемое мультипликаторами решения оказываются верными. И дети, принимая происходящее за «чистую монету» в силу своего возраста не могут критически осмыслить и оценить происходящее. К тому же, возрастные особенности детей подкрепляются технологией создания мультфильмов, нацеленной на максимальное притяжение ребенка к экрану телевизора [2].

С целью исследования предпочтений в выборе мультфильмов среди учащихся младших классов была разработана анкета, которая включала в себя 9 вопросов. Вопросы, представленные в анкете, направлены на выявление нескольких аспектов:

1)       выяснить, с какого возраста младшие школьники начинают приобщаться к просмотру мультфильмов и как много времени они уделяют просмотру мультфильмов;

2)       определить наиболее и наименее популярные мультфильмы среди младших школьников;

3)       изучить ценностные ориентации детей младшего школьного возраста.

В опросе приняли участия 23 человека, из них 1 класс — 2 человека, 2 класс — 9 человек, 3 класс — 4 человека, 4 класс — 8 человек.

Результаты по каждому пункту представлены ниже.

На вопрос об истории появления мультфильмов, опрошенные дали единогласный ответ: они не знают когда и где появились первые мультфильмы. Данный факт вполне объясним, поскольку, во-первых, младшие школьники на предмете «Окружающий мир» проходят только значимые события истории Отечества, и во-вторых, скорее всего история мультипликации не входит в сферу их интересов.

Тезис о том, что дети приобщаются к просмотру мультфильмов в раннем возрасте, подтвердился. Наибольшая доля опрошенных посмотрели свой первый мультфильм в возрасте до 1 года. Примерно тоже количество школьников впервые посмотрели мультфильм в возрасте от 2 до 5 лет. Важным показателем является время просмотра мультфильмов. Как показали результаты опроса наибольшая доля опрошенных проводят значительную часть дня перед экраном телевизора в среднем просмотр мультфильмов занимает от 2 до 5 часов. При этом часть опрошенных утверждает, что не смотрит телевизор и мультфильмы, однако говорить о том, что ребята не сталкиваются с медиапродуктами, было бы опрометчиво, т. к. в настоящее время большую популярность имеют компьютерные игры.

На вопрос о самом любимом мультфильме однозначного лидера выявить невозможно. Наиболее популярными ответами стали мультфильмы «Как приручить дракона» (5 ответов), «Гравити Фолз» (3 ответа), «Смешарики» (3 ответа), «Том и Джерри» (3 ответа). Также по одному ответу набрали мультфильмы «Лунтик», «Холодное сердце», «Фиксики», «Сказочный патруль». 3 ученика не определились с выбором любимого мультфильма. Неоднозначные результаты, возможно, связаны с тем, что младшие школьники не задумываются о том, что им нравится, и выбирают те, мультфильмы, которые они вспомнили в данный момент.

При этом в вопросе о любимом герое данные в общих чертах подтверждаются. Самым популярным героем мультфильмов были выбраны Беззубик (мультсериал «Как приручить дракона») — 4 ответа, Том и Джерри (мультсериал «Том и Джерри») — 3 ответа, Нолик (мультсериал «Фиксики») и Стар (мультсериал «Стар против сил зла») — по 2 ответа.

Абсолютным лидером среди нелюбимых мультфильмов стал мультсериал «Симпсоны» (9 ответов). Также были отмечены «Свинка Пеппа», «Маша и Медведь» по 2 ответа, «My Little Pony», «Винкс» и «Фиксики» по 1 ответу. Следует отметить, что возрастное ограничение мультсериала «Симпсоны» 16 лет, т. е. сюжет будет им не понятен и вреден для их психического развития.

Выявление ценностных ориентаций было заложено в нескольких вопросах. На вопрос что является главным в мультфильме большинство респондентов ответили увлекательный сюжет (12 человек), получение знаний 6 человек, развлечение 4 человека. Наименее популярным критерием выбора мультфильма стало музыкальное сопровождение. С другой стороны, в вопросе о том, какие качества являются главными в человеке, ребята называли такие общечеловеческие ценности, как доброта, отзывчивость, ум и другие. При этом, в ответе на вопросы о любимом/нелюбимом мультфильме и герое только 2 школьника объяснили свой выбор. Так, достоинством любимого мультфильма являются сюжет и анимация. Остальные уклонились объяснить свой выбор. Такие результаты можно объяснить, во-первых, тем, что ребята не задумываются, почему им нравится или не нравится герой, во-вторых, нельзя упускать из виду, что часть ребят могла полениться отвечать. В целом, говоря о системе ценностей младших школьников, следует отметить, что ребятам привиты общечеловеческие ценности и во многом мультфильмы помогают в их закреплении в сознании ребенка. В пользу этого факта говорит выбор «Симпсонов», «Свинки Пеппы».

Таким образом, современные мультфильмы занимают больше место в жизни каждого ребенка. Дети достаточно большое количество проводят за просмотром мультфильмов. Многие из ребят не придают значения, какой мультфильм смотреть. Нередки случаи просмотра мультфильмов не своей возрастной группы. Часто дети переносят события, происходящие с героями мультфильма в реальную жизнь через игру, где и воплощают те ценности, что прививают им мультфильмы. На сегодняшний день большую популярность имеют мультсериалы, которые развивают сюжет длительное время, заставляя маленьких зрителей неоднократно возвращаться к героям и событиям. Младшие школьники достаточно некритично относятся к выбору мультфильмов, что проявляется в том, что они смотрят без анализа. Однако, это во многом объясняется их возрастными особенностями.

 

Литература:

 

  1.     Влияние мультфильмов на психическое развитие детей [Электронный ресурс] // Проект «Научи хорошему». — Режим доступа: https://whatisgood.ru/tv/cartoons/vliyanie-multfilmov-na-psixicheskoe-razvitie-detej/.
  2.     Лукашенко, И. А. Влияние средств массовой информации на нравственное развитие младших школьников [Текст] / И. А. Лукашенко // Приволжский научный вестник. — 2015. — № 7 (47). — С.135–139.
  3.     Шаханская, А. Ю. Влияние мультипликационных фильмов на развитие детей младшего школьного возраста [Текст] / А. Ю. Шаханская // Вестник Челябинского государственного университета. — 2013. — № 22 (313). — С. 286–289.
Основные термины (генерируются автоматически): просмотр мультфильмов, мультфильм, ответ, ребенок, том, школьник, выбор мультфильмов, экран телевизора, любимый мультфильм, класс.


Похожие статьи

Влияние мультипликационных фильмов на речь младших школьников

Влияние мультипликационных фильмов на речь младших школьников

Создание рисованных мультфильмов как эффективная форма взаимодействия дошкольников и родителей для закрепления правил дорожного движения

Дидактические игры на уроках «Окружающий мир», или Как развить мотивацию в начальной школе

Зачем ребенку пение?

В статье рассматривается проблема значения и влияния пения на детский организм. Будет полезна музыкальным руководителям, воспитателям и родителям.

Добрые традиции как один из методов воспитания детей дошкольного возраста

Криотерапия как занятие или эксперимент для старших дошкольников

Влияние общественных дисциплин на формирование мировоззрения старших школьников

Влияние современного кинематографа на нравственное воспитание подростков

В настоящее время кино является самым популярным видом искусства среди подростков и молодежи. Они находят себя в героях кинофильмов, применяя их образ, копируя их поведение, которые не всегда являются положительными.

Проект для детей среднего дошкольного возраста «Красный, жёлтый и зелёный»

Проект посвящен Правилам Дорожного Движения. К сожалению, дети очень мало знают о правилах дорожного движения, как себя вести на дороге. Возникает необходимость рассказать детям о правилах дорожного движения.

Похожие статьи

Влияние мультипликационных фильмов на речь младших школьников

Влияние мультипликационных фильмов на речь младших школьников

Создание рисованных мультфильмов как эффективная форма взаимодействия дошкольников и родителей для закрепления правил дорожного движения

Дидактические игры на уроках «Окружающий мир», или Как развить мотивацию в начальной школе

Зачем ребенку пение?

В статье рассматривается проблема значения и влияния пения на детский организм. Будет полезна музыкальным руководителям, воспитателям и родителям.

Добрые традиции как один из методов воспитания детей дошкольного возраста

Криотерапия как занятие или эксперимент для старших дошкольников

Влияние общественных дисциплин на формирование мировоззрения старших школьников

Влияние современного кинематографа на нравственное воспитание подростков

В настоящее время кино является самым популярным видом искусства среди подростков и молодежи. Они находят себя в героях кинофильмов, применяя их образ, копируя их поведение, которые не всегда являются положительными.

Проект для детей среднего дошкольного возраста «Красный, жёлтый и зелёный»

Проект посвящен Правилам Дорожного Движения. К сожалению, дети очень мало знают о правилах дорожного движения, как себя вести на дороге. Возникает необходимость рассказать детям о правилах дорожного движения.

Задать вопрос