Успешность экономического развития Российской Федерации, особенно в сложный период внешнеполитических вызовов в значительной степени зависит от развития творческого потенциала людей, их личной инициативы и ответственности, эффективности профессионально-личностного становления человека. Жизненное самоопределение каждого человека обуславливает направление и характер его дальнейшего развития, препятствует или способствует самореализации, достижению вершин личностного и профессионального роста. Жизненное самоопределение связано с поиском смысла собственного существования, выбором жизненной стратегии.
Большинство выпускников школы чаще всего не имеет чёткого представления о востребованности выбираемой им профессии, о своих профессиональных наклонностях и поэтому испытывает неуверенность перед предстоящим выбором.
Совсем скоро мне и моим одноклассникам предстоит выбирать будущую профессию. Как не ошибиться в своем выборе и чем необходимо руководствоваться в таком важном вопросе? В своем исследовании я постаралась найти ответы на эти вопросы.
Выбор профессии в школьном возрасте на первый взгляд представляется одномоментным актом принятия решения. На самом деле, по мнению российского психолога Е. А. Климова, он осуществляется по формуле «мгновение плюс вся предшествующая жизнь» [1,12]. Другими словами, момент выбора является завершающей точкой длительного процесса профессионального самоопределения. Надо признать, что процесс подготовки к выбору профессии растягивается до 11 класса. При этом в настоящее время, по социологическим данным, только половина учащихся после окончания вузов устраивается на работу по специальности. Психологи отмечают, что лишь у небольшой части школьников довольно рано проявляются и способности к какому-то виду деятельности, и одновременно не только интерес, но и склонность, например, к музыке, рисованию или изучению языков. Обычно у таких детей довольно рано происходит выбор профессии и далее идет уже целенаправленная подготовка к поступлению в соответствующее учебное заведение — высшее или среднее специальное. Однако это бывает не всегда, случаются несовпадения способностей и интереса к профессии [1, 24].
Выбор профессии является для школьников первым обязательным, вынужденным выбором, которого мы не можем избежать. Причины трудности этого выбора состоят, во-первых, в том, что предпочтение одной профессии всегда есть отказ от прочих возможных альтернатив. Как быть, например, ребятам, способным к разным видам деятельности, например, у кого есть музыкальные и художественные способности, и в обоих видах деятельности они имеют успехи. Некоторые из нас хотят не то что могут. Не всегда понятно, какое увлечение может стать профессией, а какое останется на правах хобби. Кроме того, требуется учесть, будет ли выбранная профессия востребована на рынке труда и что ожидает этот рынок от современного профессионала. Нужно учитывать повышенные требования к здоровью, предъявляемые некоторыми популярными профессиями. Также на выбор профессии оказывают влияние социальный статус семьи, ее традиции и экономическое положение, мнение близких друзей и значимых.
Кроме того, необходимо научиться строить «личные профессиональные планы», хотя бы даже в виде мысленных представлений, а также вырабатывать ближайшие и отдаленные цели, осознавать возможные средства и пути их достижения, трудности на этом пути.
Таким образом, необходимо суметь построить свой возможный профессиональный путь. Алгоритм постановки целей и планирование их достижения в профессиональном самоопределении носит название личный профессиональный план. Он имеет три составные части, которые иногда еще называют тремя «китами выбора профессии». Называются они «Хочу-Могу-Надо» или модель профессионального выбора Е. А. Климова. В так называемом «Треугольнике Климова» три вершины треугольника — это три основных критерия правильного выбора. Первый критерий: профессия должна соответствовать интересам и склонностям человека — вершина «хочу». Это пространство профессиональных желаний, целей, интересов, стремлений. Это желание человека заниматься выбранным делом. Второй критерий: профессия должна соответствовать способностям и возможностям человека — вершина «могу». Это пространство способностей, талантов, состояния здоровья и темперамента. Это способность выполнять данную работу. Третий критерии: требования самой профессии к человеку, его физическим, интеллектуальным, биологическим качествам — вершина «надо». Это пространство запросов от рынка труда, социально-экономическая ситуация, тенденции в развитии экономики. Это востребованность конкретной профессии работодателями. Эти три компонента лежат в основе профессионального успеха, и для оптимального выбора необходимо соотносить «хочу», «могу» и «надо». Идеальным будет такой вид деятельности, выполнение которой, во-первых, интересно исполнителю, во-вторых — не вызывает у него особых затруднений, в-третьих, полезно обществу и хорошо оплачивается [7, 25].
В настоящее время исследователи говорят об изменении структуры профессионального самоопределения: некоторые старшеклассники сначала выбирают место дальнейшей учебы и лишь в процессе обучения определяются с будущей профессией [5].
Исходя из того, что существует множество факторов, которые оказывают влияние на выбор школьника, я решила остановиться на факторе «ВУЗ». Изучив литературу, я столкнулась с мнением, что в современных условиях старшеклассникам приходиться делать выбор раньше, еще до окончания школы, так как и профильное обучение, и ЕГЭ должны быть так или иначе связаны с образом будущей профессии, но, прежде всего, с вузом, в который школьник планирует поступать.
Таким образом, проблема выбора ВУЗа является составной частью профессионального самоопределения. И здесь возникают вопросы: «Можно ли включить выбор ВУЗа в профессиональный жизненный план? Основан ли выбор ВУЗа на профессиональном самоопределении старшеклассников?».
Но говоря о сознательном выборе ВУЗа, следует отметить, что решение исходит не только со стороны школьника в пользу того или иного высшего профессионального учебного заведения, но и со стороны родителей, которые стремятся посоветовать, выбрать лучшую профессию для своего ребенка.
Исходя из выше сказанного, на мой взгляд, целесообразным будет рассмотреть фактор выбора ВУЗа с двух сторон. В первой части социологического исследования я рассматриваю мнение школьников по выбору профессии, а во второй обращаюсь к взглядам на этот вопрос к родителям старшеклассников.
Я провела опрос среди учеников 9-х и 10–11- х классов МБОУ Школы № 155 Октябрьского района города Самара. В опросе участвовало 120 человек. Выяснилось, что мотивы выбора будущей профессии у учеников 9 — х классов и выпускников школ отличаются. Но в среднем среди факторов, влияющих на выбор вуза, можно выделить такие как:
– получение высшего образования,
– получение диплома о высшем образовании,
– получение желаемой специальности (профессии),
– попытка избежать службы в армии,
– привлекательность студенческой жизни,
– желание сменить место жительства (уехать в большой город),
– желание родителей,
– желание заниматься научной деятельностью и так далее,
– за компанию с другом,
– из-за экзаменов (не сдам физику — поэтому пойду в гуманитарный, не сдам историю — поэтому пойду в технический).
Руководствуясь какими-либо из этих факторов, старшеклассники выбирают для себя тот или иной вуз, к которому также предъявляются различные требования такие как:
– престижность,
– наличие в нем желаемых специальностей.
При этом учитываются как внутренние аспекты личности — способности, навыки, склонность к наукам, какой-либо профессии, так и внешние — социальное окружение, статус семьи, материальное положение и т. д. Многие выпускники моей школы хотят поступить в вуз, в котором, например, учились или учатся их родители, брат, сестра, знакомые, или в тот вуз, в который тоже собираются поступать их друзья, одноклассники. Таким образом, это наиболее ведущие мотивы выбора старшеклассниками вуза наряду с желанием молодых людей определиться в своей будущей жизни, то есть получить профессию.
В настоящее время в России существует около 6 тысяч профессий, и многим из нас сориентироваться в таком разнообразии очень непросто. При выборе профессии школьник должен учесть множество факторов. Прежде всего, осознать свои интересы и склонности.
Советские дети хотели стать космонавтами, милиционерами, врачами, учителями и инженерами. Молодежь 90-х — менеджерами, юристами и экономистами. Потом в тренде оказались дизайнеры, web-разработчики, маркетологи и пиарщики. А кто будет востребован через пять, десять, пятнадцать лет?
Необходимо заранее познакомиться с различными профессиями. Кроме того, важно иметь информацию о ситуации на рынке труда, о степени соответствия личностных качеств требованиям, предъявляемым той или иной профессией, об аспектах профессии (заработная плата, процесс и особенности труда, условия труда, учебные заведения, предоставляющие нужное образование и др.). Агентство стратегических инициатив (АСИ) совместно с Московской школой управления «Сколково» провели исследование, по итогам которого был выпущен «Атлас новых профессий». Атлас — это альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет. Он поможет понять школьникам, какие направления будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям. Атлас является своего рода картой возможностей, по которой человек может построить собственную траекторию движения в интересное будущее.
Литература:
- Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996 г.
- Мансуров В. А., Юрченко О. В. Выбор профессии и профессиональное образование: исторический ракурс. /Социальная стратегия российской системы образования. Материалы международной научной конференции — Третьих Санкт-Петербургских социологических чтений 14–15 апреля 2011 г. — Санкт-Петербург Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2011 г.
- Мордовская А. В. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников. — Москва: Академия, 2000 г.
- Ожерельева И. Г., Сыромятников И. В. Теоретическое обоснование методологии оценки профессионального самоопределения субъекта деятельности // Инновации в образовании. № 1, 2005 г.
- Окуджава Б. Стихотворения. — Москва: «ЭКСМО», 2014 г.
- Парнов Д. «Кем быть? Секреты выбора профессии» — Москва: Издательство «Книжный мир», 2014.
- Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. — Москва: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996 г.
- Ткаченко В. В. Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях профориентационной работы // Молодой ученый. — 2012. — № 12. — С. 429–432.
- Юдина Н. В. Особенности профессионального самоопределения в юношеский период развития [Текст] // Современная психология: материалы III международной научной конференции — Казань: Бук, 2014. — С. 43–45.
- Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9387
- Центр гуманитарных технологий. Информационно-аналитический портал http://gtmarket.ru/news/2012/10/01/5014
- Разработка среднесрочного прогноза кадровых потребностей экономики Самарской области к 2019 году и до 2022 года. — Самара 2015.
- http://www.mazm.ru/article/a-2047.html