Технический прогресс очень быстро ввел в нашу жизнь не только компьютеры, которые дают нам возможность проделывать различные операции в несколько раз быстрее, но предложил приложения к телефонам, планшетам, часам и другие, которые позволяют общаться, читать книги, смотреть фильмы. Такие устройства называют гаджетами.
Первые упоминания о гаджетах, мы находим в сказках, например, «волшебное зеркало», которое показывает, что происходить в том или ином месте (аналог наших видеокамер или программы «скайп»), «клубок», указывающий дорогу-навигатор и т. д.
Интерес к гаджетам, по моему мнению, возник еще в эпоху Возрождения. В конце пятнадцатого столетия Леонардо да Винчи создал эскиз тринадцатиразрядного суммирующего устройства. Для того времени такие числа были просто огромными, их даже не использовали. Но Леонардо да Винчи предположил, что в будущем они будут нужны, например, — для подсчета звезд. В современном мире — это гаджет (калькулятор), позволяющий производить различные вычисления.
Гаджеты прочно вошли в нашу жизнь, их используют как помощь маме в уходе за младенцами (радио няня), школьники (электронный дневник, электронные книги, планшеты для рисования), различные приложения для взрослых (водители, пешеходы (навигаторы), банковские операции, поиск билетов на поезд, самолет, и т. д.). Все это можно сделать из одного гаджета, что естественно делает нашу жизнь более удобной и комфортной.
Признавая большую роль гаджетов, в нашей жизни, я стал замечать, что большинство людей на улице, в транспорте, и даже дети в школе на перемене, постоянно погружены в различные гаджеты (кто проводит время в телефоне, кто в планшете, кто читает электронные книги). При этом реальному общению отводится незначительная роль. Мои одноклассники часто смотрят вместе что-то на одном телефоне или пересылают друг другу сообщения.
Изначально гаджеты и интернет технологии были созданы с целью облегчить, и даже улучшить нашу жизнь, экономить время, но учёные бьют тревогу. Всё больше людей заражаются новой, прежде невиданной болезнью, порожденной техническим прогрессом — особой формой психологической зависимости от гаджетов. А. С. Андреева отмечает, что «опасную болезнь, являющую собой особую форму психической и психологической, западные исследователи назвали гаджетоманией или гаджет — аддикцией» [1, с.20].
Наблюдая за одноклассниками на перемене, я заинтересовался, сколько времени они проводят со своими гаджетами, к которым относятся телефоны, смартфоны и планшеты. И может ли эта их привязанность перерасти в зависимость? На работе у мамы я обратил внимание на то, что многие дети-инвалиды также проводят время в основном за гаджетами. В связи с этими наблюдениями у меня возник вопрос: есть у моих одноклассников и детей в больнице психологическая зависимость к гаджетам, что и стало проблемой моего исследования.
Целью моего исследования является изучение риска возникновения компьютерной зависимости у учащихся 3 класса и детей-инвалидов, находящихся на лечении в Клинике ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России.
Объект исследования: отношение школьников и детей–инвалидов к использованию гаджетов.
Предмет исследования — психологическая зависимость от гаджетов.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
- Изучить информацию (анализ литературы, интернет источников) по данной проблеме.
- Провести анкетирование в 3-х классах на гаджет-зависимость учеников и детей-инвалидов и проанализировать его;
- Провести классный час по итогам работы.
Выборка: ученики 3А класса ФЛТ имени П. Л. Капица и дети-инвалиды, находящиеся на лечении в Клинике ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России
В процессе работы использовались следующие методы исследования:
- Метод изучения литературы по данной проблеме.
- Метод анкетирования (опросник пользования гаджетами (авторский вариант), методика оценки риска возникновения компьютерной зависимости автор (Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Боябот).
- Метод опроса.
- Метод обработки полученных данных.
Теоретическая значимость проекта заключается в том, что полученные данные позволят расширить представление о том, какое место гаджеты занимают в жизни младших школьников и детей-инвалидов, находящихся на лечении в условиях стационара.
Практическая значимость проекта определяется тем, что полученные данные в исследовании о влиянии гаджетов на младших школьников и детей-инвалидов младшего школьного возраста, находящихся в стационаре, могут быть полезны учителям, интересны детям.
Новизна. Недостаточность глобальных исследований по данной тематике.
Результаты исследования:
В 1 группе в анонимном анкетировании приняли участие 20 детей, при этом только 19 человек (96 %) дали положительный ответ на то, что у них есть гаджеты, 1 ребенок (4 %) дал отрицательный ответ, в виду чего на последующие вопросы в тесте он не отвечал. Таким образом, в расчет принимаются ответы 19 учащихся (см. рисунок 1, группа 1). При этом во второй группе (детей-инвалидов) из 20 принявших участие детей все ответили, что имеют тот или иной гаджет (100 %).
На вопрос «Сколько в день ты общаешься с электронными гаджетами» результаты в первой группе (учащиеся 3 класса) распределились следующим образом: 30 минут в день — 15 учащихся (79 %); более часа в день -4 учащихся (21 %). Во второй группе распределение ответов было кардинально иным: 30 минут в день — 2 учащихся (10 %); более часа в день — 18 учащихся (90 %).
На вопрос для какой цели используются гаджеты для учебы или для развлечения в группе учащихся 3 класса (группа 1) были получены следующие ответы: только для развлечения используют — 7 детей -36 %; только для учебы -6 детей -32 %; для учебы и развлечений -6 детей -32 %. При этом во второй группе (детей-инвалидов, находящихся на лечении в детском ортопедическом отделении Клиники ФГБУ ФБ МСЭ) наибольшее количество получили ответы «только для развлечения»: только для развлечения используют — 8 детей — 40 %; только для учебы — 5 детей — 25 %; для учебы и развлечений — 7 детей — 35 %.
Ответы на вопрос «Уделяешь ты больше времени друзьям или гаджетам» ответы в первой группе распределились следующим образом: друзьям ответило 16 учащихся -84 %; поровну -3 учащихся -16 %. Во второй группе распределение ответов значительно отличалось: уделяю больше друзьям — 2 человека (10 %); уделяю больше времени гаджетам — 12 человек (60 %); уделяю времени поровну — 6 человек (30 %).
На вопрос «Контролируют ли время общения с гаджетами твои родители?» учащиеся ответили следующим образом: «да» — 10 учащихся (53 %); «нет» -8 учащихся (42 %); «иногда» -1 учащийся (5 %). Во второй группе ответы распределены иначе, однако по-прежнему преобладает положительный ответ на вопрос: «да» — 12 человек (60 %); «нет» — 4 человека (20 %); «иногда» — 4 человека (20 %).
Таким образом, по результатам опроса можно сделать следующие выводы:
- Практически у всех детей из класса и у всех детей-инвалидов есть гаджеты.
- В обеих группах большинству детей гаджеты купили (подарили) родители.
- Большинство детей класса общается с гаджетами не более 30 минут, при этом в группе детей-инвалидов большинство использует гаджеты более 1 часа в день.
- Большинство детей класса используют гаджеты как средство для учебы, но есть достаточно высокий процент детей, которые использую гаджеты только для развлечений. При этом в группе детей-инвалидов, большинство детей использует гаджеты для развлечения, чуть меньшее количество детей использует гаджеты поровну для развлечения и учебы. Однако только для учебы использует гаджеты всего 5 человек из группы опрошенных.
- Большинство детей класса настроены на личное общение с одноклассниками и друзьями, об этом нам говорят ответы на вопросы 6, 8.
В группе детей-инвалидов, большинство детей также хотело бы общаться с друзьями лично, однако, согласно ответам, на вопрос 6 большинство либо не общается лично с друзьями, либо общается редко. В общей беседе во время открытого мероприятия дети-инвалиды поделились, что часто не могут встретиться с друзьями, поскольку вынуждены много времени проводить в больницах, а также часто не могут пойти гулять или в гости, тогда как их друзья и сверстники посещают множество кружков, секций, недоступных для детей-инвалидов.
- Родительский контроль за пользования гаджетами осуществляется не у всех детей в обеих группах, тем не менее, большинство родителей в обеих групп.
По результатам исследования были получены следующие результаты.
– до 15 баллов — 0 % риска развития компьютерной зависимости выявлено у 8 учащихся (40 %) и только у 3 детей-инвалидов (15 %);
– 16–22 балла — стадия увлеченности выявлена у 10 учащихся 3 класса (50 %) и у 10 детей-инвалидов (50 %);
– 23–37 баллов — риск развития компьютерной зависимости (необходимость проведения профилактических программ в последующем) выявлено у 2 учащихся (10 %) и у 6 детей-инвалидов (30 %);
– более 38 баллов — наличие компьютерной зависимости не выявлено ни у одного учащегося 3 класса и у 1 ребенка-инвалида (5 %). контролируют время использования их детьми гаджетов.
По результатам теста выявляется достаточно благополучное состояние отношения к гаджетам у учащихся 3 А класса (почти у половины опрошенных отсутствует риск развития зависимости), тогда как в группе детей-инвалидов только у 15 % детей нет этого риска, а у 1 ребенка-инвалида зависимость сформирована на момент опроса. Следует обратить внимание на высокий риск развития компьютерной зависимости у 2-х учащихся и у 6 детей-инвалидов, необходимо предпринять соответствующие меры по предотвращению риска формирования компьютерной зависимости у данных детей.
Таким образом, наша гипотеза, о том, что современные школьники имеют склонность к зависимости от использования портативных электронных устройств, при этом у детей-инвалидов риск возникновения компьютерной зависимости выше, чем у школьников 3-их классов, подтвердилась.
Литература:
- Андреев А. С. Болезнь зависимого поведения и сфера высоких технологий Ростов-на-Дону, 2002 г. — 315 с.
- Андреев А. С., Анцыборов А. В. Интернет-аддикция как форма зависимого поведения. Ростов-на-Дону, 2002 г. — 228 с.
- Аудитория Интернета и основные тенденции медиа потребления. Онлайн опрос на апрель 2015 в России. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.slideshare.net/TrafficIsobar/ss-54112539 (дата обращения: 15.12.2018)
- Барсукова, О. В., Мавлютова, Е. В., Савка, М. А. (2016). Ребенок и гаджеты: психологическое исследование мнений современных родителей. Вопросы дошкольной педагогики, (1), 14–18.
- Стефани С. Удивительная жизнь Леонардо да Винчи. –Астрель, 2015. -81с.