Цель работы: выявить как изменились представления о гендерных ролях у нынешних школьников по сравнению с поколением их родителей.
Объект исследования: учащиеся ГБОУ Центр спорта и образования «Самбо-70» Москомспорта 15–17лет, а также их родители.
Актуальность гендерной проблемы состоит в том, что социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические изменения детей, их сознание: девочки становятся грубыми и агрессивными, а мальчики перенимают женский тип поведения. Актуальность проблемы состоит в том, что в настоящее время наблюдается маскулинизация девочек и феминизация мальчиков (другими словами, трудно разобраться, где слабый и сильный пол).
Личностные гендерные стереотипы определяют гендерные отношения в обществе и влияют на уровень его развития в целом.
Цель моего исследования: выявить, как изменились представления о гендерных ролях у нынешних школьников по сравнению с поколением их родителей. Это исследование актуально в процессе гендерного воспитания. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели, к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.
Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие позиции среди мужчин, стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями Некоторые мужчины утрачивают способность играть правильную роль в браке из «добытчиков» они постепенно превращаются в «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей перекладываются на женские плечи, что мы замечаем в семьях школьников.
Проблема гендерного воспитания актуальна как никогда. Гендерное воспитание призвано помочь детям осознать себя представителем того или иного пола. Очень важен и общегосударственный аспект проблемы в гендерном воспитании. Проблема воспитания подрастающего поколения, ее актуальность на социально-педагогическом уровне определяется тем, что стратегия государства, направленная на создание условий устойчивого развития Российской Федерации на основе использования и совершенствования человеческого потенциала, предполагает включения гендерного компонента во все сферы жизни: политику, экономику, культуру.
Объект исследования: учащиеся ГБОУ ЦСиО «Самбо-70» Москомспорта и их семьи.
Предмет исследования: гендерные роли и стереотипы в этих семьях.
Методы исследования:
- Наблюдение, сравнение, анализ, аналог.
- Описательный.
- Частично-поисковый.
- Использование справочной и учебной литературы, интернет — ресурсов.
Вывод по методике «Опросник «Распределение ролей в семье». Обработка результатов.
Традиционный тип семьи и гендерные отношения: для женщин среднего возраста (35–44, 45–50 лет) характерна установка на родительскую опеку и стремление строго контролировать детей.
Мужчины этого возраста полагают, что семья для женщины, безусловно, важнее, чем профессия, не отрицая возможности «двойной занятости» женщины. Учащиеся ГБОУ ЦСиО «Самбо-70» Москомспорта, напротив, придерживаются других взглядов. Эгалитарная семья — это отношения, при которых ни один из супругов не претендует на власть, она делится поровну между мужчиной и женщиной. Делает тот, кто может. Например, деньги перестают быть сугубо мужской проблемой.
Вывод по методике «Рисунок мужчины и женщины», выполненный родителями подростков. На первом месте у старшего поколения установка-притяжение.
Гендерная установка «притяжение» диагностируется на рисунках, где мужчина и женщина изображены обращенными лицами друг к другу, выражения их лиц отражают заинтересованность в контакте.
Подростки чаще всего задают установку «Независимость». Гендерная установка «независимость» представлена рисунками, на которых и мужчина, и женщина изображены анфас, стоящими на определенном расстоянии друг от друга. Каждый из персонажей как бы сам по себе («самодостаточен»).
Общий вывод исследования: В соответствии с взглядами представителей традиционных (патриархатных) гендерных представлений — это родители, личностные характеристики мужчин и женщин и их социальные роли не просто различны, а полярно противоположны. Биологические половые различия переносятся на сферу социальной жизни, поэтому утверждается, что существуют специфически «мужские» и «женские» роли; при этом роль, выполняемая мужчиной, не может выполняться женщиной, и наоборот. Принцип жесткой дифференциации мужских и женских ролей до сих пор весьма распространен, хотя имеется множество свидетельств того, что все социальные роли (в том числе и такие, как «добытчик», «домашняя хозяйка/хозяин», «воспитатель/воспитательница детей» и др.) могут выполняться и мужчинами и женщинами.
Вторая группа — школьники, которые придерживаются эгалитарных гендерных представлений, среди них распространено следующее мнение: социальные статусы и позиции мужчин и женщин в публичных и приватных сферах жизнедеятельности не должны выстраиваться по принципу иерархичности. Другими словами, ни в общественном устройстве, ни на уровне гендерных групп и личностей нет убедительных оснований для того, чтобы мужчины либо женщины занимали доминирующие позиции в общественной или частной жизни.
Литература:
1. Аверьянов Ю. И. Обществознание. Понятия и термины. Словарь — справочник. ФГОС — М.: Издательство «Экзамен», 2016. — с. 527.
2. Баранов П. А., Воронцов А. В., Шевченко С. В.; под ред. Баранова П. А. Обществознание: Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство АСТ, 2017. — с. 542.
3. Бендас Т. В. Гендерная психология: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. — с. 431.